Кавказ. Маршрут для бодрого кроссовера, хозяева которого любят ходить пешком

Sep 04, 2020 11:02



В конце этого года я загадаю традиционное новогоднее желание, и в этот раз оно будет необычно коротким. «Дед, хорош уже, хватит! Остановись! Давай чуть-чуть передохнем…»

Начиная с марта рушились все планы на поездки. Никакие вирусы не смогли бы меня удержать от весенней поездки в Хибины и даже закрытие подъемников хоть и очень огорчало, но сдув пыль с камусов можно было решить и эту проблему. Буквально за неделю до старта Фосагро решил вопрос кардинально, полностью закрыв Кировск вместе с Апатитами.

Кировск, кстати, до сих пор ограничен на въезд и эта тенденция очень настораживает. Позиция Фосагро предельно ясна, рудники должны работать в любых условиях и для этого они готовы пойти на многое. Надеюсь, что зимний сезон 21 года в Хибинах все же состоится без особых ограничений.

Май и июнь прошли в настороженном ожидании и мониторинге обстановки. Да что там говорить, я даже на мотоцикл так и не сел в этом сезоне! Нужно было хоть как-то спасать оставшуюся часть лета…


Прежде чем перейти к маршруту и техническим деталям, небольшое отступление. В последнее время все чаще встречаю мнение в интернете, что категорически нельзя рассказывать в общем доступе про интересные места, не говоря уже про их точные координаты. Мало того, получал откровенный негатив от местных жителей, считающих, что, прочитав мой пост про условный скитур в Лужбе, в эти благословенные места вот прямо сразу отправятся миллиарды московских офисных хомячков. И все засрут!



Проблема с хаотичным и диковатым развитием внутреннего туризма и особенно с мусором, конечно существует. Но решить ее, скрывая интересные маршруты и места, ну никак не получится. Кроме того, уважаемые блогеры, все эти «тайные» места для избранных на самом деле давно уже являются избитыми баянами для местных жителей и прочих рыбаков с охотниками.

Вы правда считаете, что скрывая дорогу на Бермамыт или координаты Генеральских пляжей в Крыму, можно снизить количество посетителей этих мест?

Всегда в туризме делились отчетами о маршрутах! Когда мы ходили в водный поход в Саянах в начале двухтысячных, то я шел в местный турклуб, просил бумажные отчеты и делал с них ксерокопии. Сейчас, когда есть интернет, все стало гораздо проще, но суть осталась неизменной - знаниями о неизвестных мне местах делятся люди. А вот это утаивание «особых мест для избранных» немного отдает снобизмом. Я так считаю :)



Ну а теперь вернусь к маршруту. Сначала я вообще хотел ехать в Дагестан. Этот интереснейший регион находится в моих планах уже достаточно давно, но по разным причинам все никак не получается до него доехать. Так случилось и в этот раз. Вроде и маршрут складывался, и время было, но… Чечня буквально за неделю до выезда в очередной раз закрыла границу в связи с коронавирусом и этот факт, как и не самая благополучная ситуация с короной в самом Дагестане, стал последней каплей, после которой Дагестан был отложен на будущее.

В это же время практически полностью, включая гостиницы, открылись для туризма соседние кавказские республики, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. А я давно хотел две вещи - показать семье пешие маршруты Приэльбрусья и проехать на машине по самым известным местам, где я до этого все никак не удосуживался побывать. Так и нарисовался этот маршрут с дневками, несложными пешими радиалками и грунтовыми перевалами между долинами.

Маршрут.

День 1. Москва - Должанская. Пробег - 1300 км.
Доездинг. Выехал в районе 5 утра, около 8 вечера был Должанке. Из изменений - открылся платный участок в объезд Павловска и Лосево. Если бы я писал на Яндекс.Дзен, то по этому поводу был бы отдельный пост, называющийся «Объезд Лосево. Испытано на себе! Почему не стоит там ездить?» с фотографиями туалетов на пунктах отдыха, ямок на асфальте и какими-нибудь провоцирующими выводами :)

День 2-3-4. Должанская - Архыз. Пробег - 600 км.
Доезжаем до Архыза, где запланированы целых три ночевки. Очень удачно встаем палаточным лагерем на Ледниковой ферме, приехав в понедельник. Ходили к водопадам через Софийское седло и к Софийским озерам, купались, жгли костер вечерами, нажарили грибов и прекрасно провели время.



День 5. Архыз - Царские ворота. Пробег - 150 км.
Неспешный сбор лагеря в Архызе и переезд к Царским воротам вдоль рек Кубань и Худес. Заезжаем посмотреть на Аланский храмовый комплекс (сомнительная достопримечательность) и Шоанинский храм (понравился). В планах был заезд\заход к озеру Хурла-Кель, но все немного пошло не так. Ситуация требует отдельного рассказа

День 6. Царские ворота - Бермамыт - Ессентуки. Пробег - 150 км.
Целый день грунтовок от Царских ворот через Бечасын на перевал Гумбаши, затем через Учкукен на Бермамыт. По планам ночевка была на Бермамыте, но… Нет. Извините, но нет :) Сбежали в квартиру, найденную через букинг в Ессентуках.



День 7. Ессентуки - Джилы-Су - Ессентуки. Пробег - 200 км.
По ряду причин решили остаться ночевать в Ессентуках еще на одну ночь. Добежали до поляны Эммануэля, покормили сусликов и первый раз увидели Эльбрус в этой поездке

День 8-9-10. Есентуки - Джилы-Су - Терскол. Пробег - 200 км.
Да. Именно так. Я три раза проехал по «самой красивой дороге Кавказа» от Кисловодска до Джилы-Су за три дня :) И вовсе не по причине особой красоты, просто я очень хотел проехать грунтовкой из Джилы-Су в Терскол, через перевал Шаукам. В Терсколе останавливаемся на целых три ночевки и гуляем пешком по окрестностям



День 11. Терскол - Эльтюбю - Верховья ущелья Чегем. Пробег - 130 км.
Через простой, но очень видовой перевал Актопрак переезжаем в Чегемское ущелье. Тоже очень живописное, особенно в верховьях. Ночевка в палатке, в районе турбазы «Чегем», оказавшейся в полуразвалившемся состоянии

День 12. Верховья ущелья Чегем - альплагерь Безенги. Пробег 200 км.
Прекрасная половинка дня прошла на берегах реки Чегем, около водопада Абай-Су. От Эльтюбю до села Безенги можно проехать коротким путем, через перевал Думала. Посоветовавшись буквально на ходу с ygricus и дополнительно переговорив с местным водителем, решил в этот раз туда не соваться и объехал по асфальту, через Нальчик



День 13. Альплагерь Безенги - Кропоткин. Пробег - 450 км.
В альплагере мы попали в какую-то адскую движуху. Такой концентрации спортивных людей, объединенных схожими целями, я давно не видел. На смену, если поеду, то только сюда. Погуляв полдня в окрестностях альплагеря, двигаемся в сторону дома

День 14. Кропоткин - Москва. Пробег - 1300 км.
К вечеру были уже дома

Все, что задумывалось - получилось. Разумный микс автомобильных видовых грунтовок и пешего трекинга однозначно удался. Небольшие водительские подвиги и преодоления для нашего кроссовера тоже были. Причем в самый раз, без последствий для техники, но с разумным щекотанием нервов и защиты днища. Возможно, что не хватило одного полноценного дня отдыха, когда вот совсем никуда не нужно двигаться. А то на наших «дневках» шагомер меньше 45 тысяч шагов и не показывал.

Из явных косяков автомобильного маршрута:
1. Почему-то был полностью проигнорирован Домбай с окрестностями. Даже по треку бросается в глаза это белое пятно. Это неправильно, там очень красивые места.
2. Из-за переноса ночевки с Бермамыта в Ессентуки я отказался от логичного спуска с плато в сторону Хасаута и выезда на асфальт к Джилы-Су.
3. Три раза ездить из Кисловодска в Джилы-Су я откровенно утомился. Нужно планировать ночевку где-то в окрестностях поляны Эммануэля.
4. Выкинули из маршрута плато Канжол. Просто уже были пересыщены впечатлениями к концу поездки.



Дороги.

Горную часть маршрута рекомендую для всех полноприводных стоковых кроссоверов, как проверку на «вседорожность». Аккурат хватит, чтобы порадоваться, что деньги на полный привод потрачены не зря и в то же время не разложить сильно автомобиль.

Из интересных участков:
- поляна Таулу - Ледниковая ферма в Архызе
- от Царских ворот до перевала Гумбаши через Бечасын
- участок Джилы-Су - Тырныауз
- из Баксанского в Чегемское ущелье через перевал Актопрак
- верховья Чегемского ущелья



Жилье

Пять ночей провели в палатке, три в деревянном домике, в Терсколе, две в квартире, в Есентуках, одну ночь в альплагере Безенги и еще было две транзитные ночевки в Кропоткине и Должанской.

Гостиница в Кропоткине - отличный и относительно бюджетный вариант для транзитной ночевки. Вот все понравилось, рекомендую.

В альплагере получился этакий пионерлагерский лакшери. В комнате было три кровати, три тумбочки, два стула, один стол и одно окно. Все удобства были на улице, включая умывальники. Ну все же ходили в пионерском лагере вечером мыть ноги и чистить зубы к ряду из десятка уличных мойдодыров? Вот именно такие.

И все это в совокупности было классно, вот чесслово. Это место заслуживает отдельного рассказа. Палаточные же ночевки были прекрасны абсолютно все, без исключения.



Мобильная связь

Тут все было как-то не очень. Мой Ростелеком опять ушел в безнадежный роуминг. Поэтому адекватный интернет был только в относительно крупных населенных пунктах, но это и к лучшему. С телефонной связью было чуть лучше, но тоже не идеал.

Общий бюджет.
Считаем денежки! Семья из 3 человек едет на машине на Кавказ из Москвы. 13 ночей, из которых 2 ночи будет в дороге, а 11 непосредственно на Кавказе. Пять раз ночевали в палатке и восемь в гостиницах.

Дорога вышла на круг около 4800 километров. Грубо берем расход 10 литров на 100 км 95 бензина стоимостью в 50 рублей за литр и получаем на дорогу 24000 рублей. На платные дороги отведем еще 2000 рублей.

Подъем на канатке в Азау - 2400 рублей. Абсолютно бессмысленное мероприятие, до сих пор жалко потраченных денег. Лучше бесплатно добежать до ледовой базы, а два с половиной рубля честно пропить в кабаке.

По ценам на жилье. Транзитные ночевки в Должанской и Кропоткине 1000 и 2000 рублей, соответственно. Две ночи в квартире в Ессентуках обошлись в 3000 рублей. Три ночи в Терсколе вышли в 6700. Ночевка в альплагере Безенги - 1900 рублей.

Итого на жилье вышло 14600.

В кафе и столовые заезжали только несколько раз, в больших городах. Плюс хычины и шашлык в Терсколе, это без вариантов. С учетом продуктов, которые везли с собой, вышло максимум 15000, еще и привезли с собой обратно кучу еды.

На сувениры и другие неучтенные траты накинем сверху еще 6000.

Итого, по очень грубым прикидкам выходит 65-70 тысяч рублей на троих, на 14 дней «точка-точка», без особой экономии.



Трек поездки можно скачать тут.
Продолжение следует…

Еще про Кавказ 2020:
Кавказ. В любой непонятной ситуации езжай в горы. Не прогадаешь! (2020)

Карачаево-Черкесия, техническая информация, Кавказ, Приэльбрусье, автопутешествие, Кабардино-Балкария

Previous post Next post
Up