Вот куда захочет отправиться путешественник, проснувшись утром в гостиничном номере на берегу прекрасного высокогорного озера Севан? Ну конечно же, он захочет посетить очень древнее, но и поныне действующее армянское кладбище в селе Норатус, где сохранилась самое большое в Армении количество хачкаров.
Хачкары - это не какое-то воинственное кочевое племя. Хачкары - это каменные плиты с искусно вырезанными на них крестами. Cлово образовано двумя армянскими корнями: "хач" - крест и "кар" - камень.
И куда бы вы не попали в Армении, везде будут эти стелы с красивым рисунком, которые чаще всего служили могильными плитами, но иногда устанавливались по случаю окончания строительства храма, например, или в качестве межевого знака…
2. Заезжаем каким-то нестандартным способом к новой, вполне себе действующей части кладбища, оставляем машину и аккуратно пробираемся на его старую половину, являющуюся фактически музеем под открытым небом. Фактурным небом в этот день, нужно сказать:
3. И в три счета оказываемся охмуренными армянской бабушкой, истинным мастером носочных дел, которая лихо организовала нам саму себя в качестве экскурсовода:
4. Когда-то очень давно, жил в стоявшем недалеко от Норатуса монастыре некий монах Тер-Карапет Оватеси-Овакимян, служивший заупокойные службы на местном кладбище. Как гласит предание, отец Тер-Карапет, когда ему исполнилось девяносто лет, попросил братию похоронить его заживо.
Собравшимся проводить его в последний путь Тер-Карапет сказал: "Я не страшусь смерти. И хотел бы, чтобы и вы ее не боялись. И вообще не боялись ничего, кроме одного Господа. Пусть ко мне приходит всякий, кто испытывает страх. Пусть он льет воду на надгробный камень, пьет ее, омывает себе лицо, грудь, руки и ноги. Пусть потом разобьет сосуд, в котором принес воду. Тогда страх отступит его".
С тех пор к могиле монаха приходят люди, которых преследуют страхи. Приносят воду в бутылках, брызгают на себя и бьют посуду. Считается, что вместе с водой в землю уходят болезни людей, их проблемы.
Кругом на несколько метров вся земля покрыта осколками бутылочного стекла:
5. На старой части кладбища сохранилось более 800 хачкаров, а всего в Армении их было создано несколько десятков тысяч. Но двух в точности одинаковых камней не найти при всем желании - камнерезы никогда не копировали работы других мастеров и не повторяли собственных.
Этот камень примерно IX века:
6. На этом камне разыгрывается целая драма. Воин, что изображен слева внизу прискакал на свадьбу и убил вообще всех, включая жениха и невесту, которые изображены в левом верхнем углу. Не дождалась молодая из армии, наверное:
7. Мастеров-камнерезов, создающих эти, не побоюсь этого слова, произведения искусства, называют варпетами. Варпет - это несколько больше, чем мастер, мэтр или даже учитель. Варпет - это прежде всего народное признание:
8. Следуем за нашей бодрой рассказчицей навстречу другим, не менее интересным легендам, связанным с этим местом:
9. Хачкары ставили в ногах усопшего, и они смотрели на запад. Самый высокий хачкар:
10. Детская могила, по словам нашего проводника:
11. Закономерно, что в старой части кладбища оградок нет. Но я вообще не очень понимаю, зачем их ставят на современных кладбищах. Особенно высокие. От кого огораживаться? А вот внешний вид портят однозначно:
12. А вот и очередная легенда подоспела. Однажды, давным-давно, один наисвирепейший монгольский хан шел куда-то войной. И дошел хан самого села Норатус, жители которого были малочисленны, но очень отважны.
И обратились жители за помощью к предкам, и надели они на древние хачкары одежды воинов, и встали они стройными рядами поперек движения наисвирепейшего воителя, и опешил от увиденного монгольский хан, и остановился, как вкопанный:
13. Но не могла длиться бесконечно эта военная хитрость вечно, и спаслись жители села каким-то фантастическим образом, который я уже не вспомню. Да это уже и не столь важно:
14. Такой формы надгробия, если судить по датам, были распространены примерно с конца 19 века и до конца шестидесятых годов века двадцатого:
15. Тут уже хачкаров в традиционном понимании почему-то практически нет. Может быть связано с советским периодом?
16. Если старая часть воспринимается все же больше как музей, то тут, среди этих высоких надгробий, чувствуется некая мрачная торжественность. Не будем никого тревожить и аккуратно отправляемся к выходу:
17. Ближе к выходу все чаще и чаще встречаются чаши, в которых явно недавно тлел ладан с углями:
18. А это уже новая часть кладбища, где видно, что искусство резьбы по камню снова становится все сильнее востребовано в Армении:
19. Место рекомендую к посещению категорически. И не отказывайтесь от экскурсионных бабушек, узнаете много интересного. А их шерстяным носкам, так вообще сноса нет. Я проверял: