Колеса во второй раз сорвались в пробуксовку, выдав издевательский звук «вжжж…», и я второй раз откатился назад по узкой улочке, затерянной где-то в глубине грузинского села Гергети.
- С разгона давай, я всегда так делаю! - азартно крикнула колоритная грузинка, заинтересованно наблюдавшая с балкона за моими попытками пробиться выше.
- Действительно, чего это я? - мелькнуло у меня в голове, и нога вдавила педаль газа до упора.
Не удивился бы, узнав, что грузинка ездит на чем-нибудь вроде Honda Civiс с дорожным просветом в 14 сантиметров. Так частенько бывает в жизни суровых джиперов, которые героически преодолевают миллионы препятствий, задействовав весь свой внедорожный арсенал, а по приезду на место видят шаху на местных номерах.
Накануне, после
прогулки до перевала Саберце, собирая рюкзаки для окончательной заброски наверх, оценивали разные варианты дальнейшей логистики. В итоге не придумали ничего лучше, как доехать своим ходом до Троицкой церкви, оставить там машину на несколько дней и идти дальше на Казбек своим ходом.
Единственное что смущало, так это сохранность автомобиля на время нашего отсутствия. Но поговорив с хозяином гестхауса Гиви и первым попавшимся таксистом, получаем заверения в том, что машину никто не тронет, и решаем рискнуть…
2. Стандартный путь до церкви был закрыт из-за проведения дорожных работ в селе, поэтому пришлось поехать в объезд через поле, по размытой глиняной колее . Потенциально засадных мест по пути было ровно два - грязная лужа, оставшаяся после недавних дождей и раскуроченная дорожниками в одном месте улица, где мне банально не хватало клиренса.
3. В целом, дорога не представляет особой сложности для любого кроссовера:
4. На поляне около церкви ставим машину чуть в стороне от дороги, берем рюкзаки и наверх, по уже известному пути.
- Ну наконец-то я слышу правильный язык! Можно не ломать язык этим дурацким английским! Чаю хотите? - раздается в ответ на наше приветствие от группы, остановившейся на короткий отдых рядом с тропой и кипятившей на горелке чай в чайнике. Ребята из клуба «Тетнулди», базирующегося в Кутаиси, ведут на вершину Казбека своих друзей, иранских грузинов. Это такие грузины, которые внешне выглядят как иранцы, только грузины.
Кстати, именно в этот момент я однозначно понял, что моя дальнейшая жизнь без чайника будет тусклой и унылой. Вылилась эта хотелка в целую
оду чайнику в Хибинах.
А вот эту собаку, которая на фото, я видел в отчетах аж 2014 года. Прозвали ее с отцом альпакой, что сокращенно от «альпинистская собака». И только сейчас с удивлением узнал, что альпаки существуют в природе и они
совершенно другие.
5. После короткого отдыха на перевале Саберце, отправляемся дальше, к руслу реки Чхери. Периодически начинает лить наипротивнейший ливень со снегом, но в этот раз мы в гортексе с ног до головы, да еще и в гамашах. Терпимо, в общем:
6. Крутящиеся вокруг лиловые тучи периодически налетают на нас, превращая на время в туманных ежиков:
7. Ледник Гергети пересекали без кошек и не связывались, как и все встреченные нами группы. Но пару трещин по пути перешагнули:
8. В итоге ближе к 3 часам дня доходим до приюта «Betlemi Hut», расположенного в здании бывшей метеостанции из далекого 1933 года. В июле-августе, когда начинается основной сезон восхождений на Казбек, рядом с метеостанцией плюнуть некуда от палаток. И от мусора тоже, как говорят.
В июне не стояло ни одной палатки, все ночуют внутри за определенную денежку, причем цена показалась мне несколько завышенной - если не изменяет память, то просили с нас 150 лари за двоих, за две ночи. Сторговались в итоге на 100 лари.
9. Внутри практически лакшери отель. И весь этот президенский люкс только для нас двоих, представляете? Еще кухня есть, ее покажу чуть позже
10. Ближе к вечеру немного распогодилось:
11. Но Казбек так и оставался спрятан за облаком.
- Ты его видишь?
- Нет.
- И я нет. А он - есть!
12. Спустя несколько часов после нас сквозь пургу и метель на метеостанцию пришли промокшие насквозь жители Израиля, в количестве шести человек. В сетчатых беговых кроссовках, в одной флиске и тонкой ветровке. Они замерзли так, что на них было жалко смотреть.
Метеостанция не топится, но на ней есть печка и дрова. Высотная арифметика простая, одно полено - 10 лари. Диалог:
- Давайте купим каждый по одному полену, а? Или давайте купим одно полено вскладчину на всех!
- Ну вот скажи мне, зачем мне покупать полено, если у меня есть спальник, пуховка и сухая одежда?
В общем, так и не затопили мы печку в тот вечер. Потому что если житель Израиля купит полено в одиночку, то тепло-то пойдет всем, а это просто недопустимо. Даже если он очень замерз.
13. Утром следующего дня выходим на акклиматизацию по пути подъема на вершину. Погода стоит прекрасная, но буквально через час подъема нас настигает фронт с заглавной картинки:
14. Видимость падает до нескольких метров. Дальше идти нельзя, возвращаемся на базу.
Утром этого дня на вершину попытались зайти француз и киприот в сопровождении местного грузинского гида. Была у них небольшая вероятность попасть в короткое погодное окно, но не получилось, к сожалению.
15. А на базе праздник. Сошли с маршрута и вернулись на метеостанцию бойцы клуба «Тетнулди», а их иранские друзья скупили весь запас дров в округе и затопили печку. На кухне сразу стало тепло и уютно.
В итоге почти весь день проиграли в карты, общаясь с коллегами по несчастью. За окном стояло белое марево, а с неба крупными хлопьями падал снег.
16. Вечером традиционно распогодилось, и так же традиционно вершина Казбека была накрыта плотным облаком.
Время отпуска подходило к концу, и у нас оставался последний шанс на восхождение этой ночью. Погоды не было. И не прогнозировалось.
17. Команда «Тетнулди» устроила настоящий военный совет, перегруппировалась, и все же попробовала взять вершину штурмом, отправив с иранцами самую сильную группу поддержки. Я же битых два часа ночью проходил возле метеостанции, глядя на небо, но звезд над головой так и не увидел. Решили не ходить.
18. Иранцы развернулись на высоте 4700. За две недели на вершине по классическому маршруту не побывал никто.
Собираем вещи и отправляемся в обратный путь, бросая последний взгляд на так и не открывшуюся вершину.
19. Вниз - это не вверх, и спустя несколько часов выходим на знакомую поляну и видим наш, уже скучающий без движения, автомобиль:
20. Вечером этого же дня пили вино в Должанке, бурно делясь впечатлениями с семьей. Несмотря на то, что наши планы были не выполнены чуть более, чем полностью, приключение в очередной раз удалось. И впечатления оказались даже ярче, чем в прошлогоднем Приэльбрусье.
Осталось совсем чуть-чуть до начала теплого лета. И новые, еще неизвестные горные тропы, вершины и перевалы ждут неугомонных путешественников.
Еще из грузинских гор:
Грузия. Как перезимовать лето (2016)
Грузия. Пропуск в пограничную зону (2016)
Грузинские горы. Ущелье реки Кистинка (2016)
Грузинские горы. Перевал Кибеши (2016)
Грузинские горы. Степанцминда. Перевал Саберце (2016)