Невероятнейшие приключения Гребибли и Гребубли на Южной Шуе. Часть первая

Mar 15, 2016 08:01



Невероятнейшие приключения Гребибли и Гребубли на Южной Шуе. Часть первая, в которой Вьюн оказывается Свирью, появляется и тут же исчезает Андреич, экипаж ночует на необитаемом острове, матрос замерзает до зубовного скрежета, на мужественном теле капитана появляются первые раны, а читатель знакомится со значением слова шпангоут.

После Валаама и двух прекрасных дней на берегу Ладоги мы трясемся по уже знакомому грейдеру и около 4 часов вечера наконец-то приближаемся к основной цели - городу Суоярви, откуда начинается водная часть нашего путешествия - сплав по Шуе Южной. В Суоярви, перед выходом на воду, помимо непосредственно сборки байдарки и упаковки вещей, нам нужно было решить еще два вопроса - где оставить машину и как нам вообще выбраться из конечной точки маршрута…

2. Хозяин этой красивой красной лодочки предупреждал меня в свое время, чтобы я сначала попробовал ее собрать где-нибудь на газончике у дома. И почему-то настойчиво три раза повторил, что инструкция по сборке должна быть с собой в обязательном порядке. Это он мне-то советует? Тому, кто в одиночку собирал Таймень за 35 минут? Ну конечно, я забил на предварительные газонные тренировки. Инструкцию, правда, с собой взял.

Справившись в итоге с этим удивительным творением человеческих рук и разума, хочу ответственно заявить следующее - деталей одного комплекта должно хватить на сборку ровно одной байдарки. Лишних деталей оставаться не должно и не утешайте себя мыслями, что эти оставшиеся неиспользованными штучки, на самом деле не нужны. Это не так. И слушайте хозяев красных красивых лодочек, иногда они говорят дельные вещи.

И еще, совершенно внезапно, название байдарки оказалась Свирь, а не Вьюн, как у меня почему-то вертелось в голове:


3. Вышли в районе 8 часов вечера, в уже начинающих сгущаться сумерках. Хотелось уйти подальше от Суоярви и встать на одном из многочисленных островов. Также хотелось найти стоянку максимально живописную и однозначно безлюдную. Понятно, что за оставшийся час светового времени эти хотелки были практически невыполнимыми:


4. И тут нам очень сильно везет. Совершенно случайно и практически в полных потемках мы находим ну просто невероятную стоянку на острове. Место там было всего лишь под одну палатку и дров на острове не было, но именно поэтому он оказался не засижен местными рыбаками. А дрова я привез с соседнего острова.

Я вам уже все уши прожужжал про этот необитаемый остров, но было реально очень круто. Красивейший закат, костер, звездное небо. И это чувство, когда ты наконец-то понимаешь, что цивилизация и все городские проблемы в любом случае оставлены позади, а впереди еще целая неделя совершенно другой жизни:


5. Общую прекрасность следующего утра омрачала странная мысль, которая не давала мне покоя полночи. «Универсальная юбка подходит ко всем байдаркам фирмы Тритон, кроме байдарок Свирь и Ладога…» Ну у меня же Вьюн, все нормально… Как Свирь?!? В общем, ответственно заявляю - на Свирь эти юбки на самом деле не лезут, несмотря на универсальность.

На всякий случай - юбка, это такая непромокаемая тряпочка на поясе гребца, которая закрывает дырку в байдарке, где, собственно, этот гребец сидит. Защищает от попадания воды в лодку.

Я же с грустью посмотрел на своего, ничего пока не подозревающего матроса, и на всякий случай поежился. Над озером постепенно усиливался ветер, и поднялась метровая волна. По озеру, до начала непосредственно самой реки Шуи, сегодня нужно пройти порядка 17 километров:


6. Только мы собрали палатку, как вдруг, откуда ни возьмись, принеслась очень маленькая, но очень злобная грозовая тучка и принялась с остервенением поливать наш островок.

А дальше было примерно так - первую волну режем носом и взлетаем, йо-ху, на вторую волну плюхаемся брюхом, а в третью волну втыкаемся, и матрос получает два ведра воды в люльку… И так до вечера, с периодическими остановками на отчерпывание воды из лодки.

Забавность первого ходового дня усиливалась тем, что идти нам нужно было вдоль волны, чего делать на байдарке никак нельзя - чревато переворотом. Поэтому шли мы галсами (зигзагом). А по небу за нами гонялись целые полчища маленьких, но очень злобных тучек:


7. По плану, в этот день хотели немного пройти по реке, но щелкающий зубами от холода матрос, сказал: «Нна-на-нна-нннаф!». «Нафиг! Встаем здесь!» - понял я. И мы встали лагерем у истока Шуи. И сразу же выглянуло солнце:


8. Совсем забыл рассказать, как решился вопрос со стоянкой нашей машины в Суоярви. Первым делом, приехав в этот славный город, мы сделали круг почета, нашли какую-то стремную парковку и взяли визитку с телефоном местного такси. Изначально планировали бросить машину на этой парковке, а из конечной точки маршрута (часа полтора на машине от Суоярви) вызвонить такси и вернуться в город за своей машиной. Все пошло, конечно же, совсем не так.

Когда я собирал байдарку, активно используя помощь инструкции и великого русского языка, приехал Андреич на своей Ниве с прицепом, забирать свою моторку и говорит: «Плюнь ты на эти стремные парковки, поставь машину у меня во дворе. И заберу я тебя, откуда и когда скажешь.» Действительно, чего это я придумываю какие-то нелепые схемы с таксистами? Поставил машину во дворе у Андреича и ключи от нее тоже ему отдал. Чтобы не утопить невзначай.

Да, видел Андреича я первый раз в жизни, хотя это, конечно, существенного отношения к рассказу не имеет:


9. Внимательный читатель спросит - чего это я показываю солнечные летние картинки и нагоняю страсти про погоду? На самом деле было совсем не жарко, а очень даже свежо. Июль в Карелии был настолько холодный и дождливый, что некоторые матерые экспедиционеры отменяли или переносили в другие места свои экспедиции. В августе ситуация немного исправилась, но вода толком прогреться не успела:


10. Пока природа показывает красивые закатные картинки, хочу рассказать про байдарочный экипаж. Человек, сидящий в байдарке сзади, носит смешное звание капитана, а сидящий впереди - гордое звание матроса. Капитан пытается командовать, а матрос пытается эти команды исполнять.

Если мнение матроса по поводу того, как и куда нужно идти, совпадает с мнением капитана, то движение лодки становится менее хаотичным и более прогнозируемым, а экипаж переходит в разряд «опытных». Некоторые экипажи в разряд «опытных» не переходят никогда.

Матросом обычно сажают девушку, капитаном - мужчину. В случае матросского бунта всегда можно поменяться местами и обязанностями, но не факт, что этот шаг приведет к улучшению общей картины:


11. Иногда в одном экипаже волей судьбы оказываются либо два матроса, либо два капитана. В ряде случаев это может привести к поистине шкурораздирающим последствиям:


12. Хорошая лодка. Название только подкачало… Свирь, чтоб его! Выходим в районе 11-30. Впереди нас ждут первые пороги:


13. Шуя оказалась широченной, но буквально через несколько метров выдала серию небольших перекатов и порожков:


14. Перекаты оказались очень кстати, потому что капитан должен был вспомнить, где находится «Право», а где «Лево». А матрос - понять, что вопль «Вперед!!!», раздавшийся сзади, означает, что ситуация постепенно переходит в разряд драматичных и необходимо вот прямо сейчас переключаться на пониженную передачу.

Также экипаж предпочел заключить пакт о ненападении и заранее договориться, что во всех потенциальных бедах будет виновата красная лодочка. Та, которая внезапно «Свирь-но-не-Вьюн-чтоб-его»:


15. Между тем впереди уже отчетливо шумит первый именной порог Грива, и мы чалимся справа для его осмотра:


16. По правому берегу идет тропа для обноса и осмотра:


17. По пути собираем грибочки и нюхаем цветочки:


18. Над тропой для осмотра есть место для стоянки, но не очень комфортное - темный ельник. Нам вставать в любом случае еще рано, поэтому, посмотрев и похмыкав, мы оставляем на берегу гермомешок с фотоаппаратом и ныряем в Гриву:


19. Подковообразный слив, а за ним достаточно кусачая бочка, которая обходится при правильном заходе. Ключевое слово «при правильном заходе». Наш заход был несколько коряв и немного неказист, чем не преминула воспользоваться бочка и, мягко притянув к себе и подтопив корму, перевернула кверху брюхом.

После оверкиля быстро догребаем до левого берега, переворачиваем лодку в приличное положение и отчерпываем воду. Вообще, учитывая отсутствие юбок, после этого похода наш экипаж смело может принимать участие в чемпионате страны по отчерпыванию вод из лодок. В этот момент моя штормовка вспомнила, что она единственная непривязанная вещь в байдарке и решила отправиться в самостоятельное плавание, радостно взмахивая рукавами:


20. Радостное и самостоятельное плавание штормовок в планы не входило, поэтому я догоняю ее по берегу и успешно прибиваю веслом к берегу, но в последний момент оступаюсь и начинаю медленно заваливаться в воду. Сделать я уже ничего не успевал, но решил придать ситуации вид «так и было задумано», для чего оттолкнулся от берега, взмыл над порогом орлом и плюхнулся в воду веселой бомбочкой, поджав под себя ноги. Ведь когда я отчерпывался, то глубина была примерно по грудь, и никаких последствий такая выходка не должна была принести. Не должна. Была.

Однако именно в этом месте вода была темная и таинственная, а круглый, большой и очень-очень шершавый камень невозмутимо скрывался примерно в 20 сантиметрах от поверхности воды. Капитанское приземление было поистине эпичным:


21. Пропустим некоторое время и перенесемся сразу на Суоекский каскад. Поверьте, в это время не происходило ничего интересного, если не считать длительного монолога о темных водах и шершавости отдельных камней в них:


22. Для катамарана в этом пороге места для маневра маловато, а вот для байдарки он интересен и требует достаточно техничного прохождения. Во время прохождения пару раз ощутимо прикладываемся бортом о камни:


23. Вскоре становится слышен порог Медвежий, на котором мы встречаем попутную группу на двух надувных Щуках:


24. В этот раз в порог заходим правильно и проходим его вполне себе успешно:


25. Ребята-щукари при разговоре постоянно залипают на мои ноги. Такое внимание льстит, конечно, но несколько непривычно. Нормальные такие ноги туриста-водника, как мне кажется:


26. А у нас опять прекрасная стоянка с собственным пляжем:


27. Неплохим закатом:


28.


29. Эта картинка никакой смысловой нагрузки не несет, кроме той, что этот узел - мечта перфекциониста. И я готов бесконечно сматывать запутанные веревки в аккуратные колечки:


30. А на примере этой фотографии я хотел бы рассказать, что такое шпангоут в конструкции байдарки. Шпангоут - это такая поперечная круглая железяка, вокруг которой натянута резиновая шкура. Между железным шпангоутом и резиновой шкурой есть небольшое пространство и если засунуть туда пальцы ноги, а потом со всей дури приложиться днищем о камень, то есть все шансы добиться их, пальцев, красивого посинения:


31. Следующий день прошел без серьезных порогов, во время которого мы вспоминали Гребиблю и Гребублю, наблюдали на Хаутаваарских мостах за сбором огромной коммерческой группы, а также за работой их группы поддержки:


32. К вечеру, не торопясь, дошли до порога Сизовский. Шумит, гремит и бурлит:


33. Прямо напротив Сизовского стоят коммерсанты. Порог имеет одну неприятную бочку, в которую сливается вода с центральной плиты, а также обливняков справа и слева:


34. Облазив все вокруг, решили на ночь глядя в порог не соваться, и разбили лагерь выше по течению:


35. Расчищая место для палатки, насшибали грибов и пожарили их на сковородке. Эта картинка чугунного превосходства водного туриста над горным, что тут говорить:


36. А следующим утром Сизовский нас сожрал и даже не поморщился:


Продолжение следует…

пейзаж, палатка, Карелия, лес, байдарка, поход

Previous post Next post
Up