Стамбульский трамвай

May 05, 2012 14:56



Фотография: © Ara Güler

05.05.2012, Турция | Трамвай в Стамбуле начался, как и положено, с конной тяги. В 1871 году лошадки потащили вагончики по четырем линиям и таскали их до 1912, а в 1914 конку заменил электрический трамвай. В 1923 г. маршрутов стало 23, а в 1928 г. трамвай появился на азиатской стороне города. В 1950 г. стамбульский трамвай ходит по 37 маршрутам и все они пролегают через знаменитый Галатский мост, который на снимке вверху - это мост над бухтой Золотой Рог.



Маленькое отступление: Галатский мост сам по себе - памятник многовековой истории Стамбула. Впервые он был построен по приказу римского императора Юстиниана, позже, уже при султане Баязиде проекты моста предлагали Леонардо да Винчи и Микеланджело. Но это всё были проекты временных сооружений, а первый стационарный мост появился только в 1845 г. Он и еще два моста были деревянными, а металлический был установлен немцами в 1912 г. и продержался ровно 80 лет - до пожара в 1992. После этого за дело взялись сами турки и сейчас бухту пересекает пятый Галатский мост.





Так вот, про трамваи в Стамбуле. После своего расцвета в середине пятидесятых они были постепенно вытеснены троллейбусами, но это продолжалось недолго. В 1992 г. трамвай вновь вернулся на стамбульские улицы, как самый удобный вид наземного городского транспорта. Вернулся, в т.ч. в качестве исторического наследия - старый трамвайчик ходит теперь по пешеходной улице Истикляль от площади Таксим до Тоннеля и обратно. Трамвай обычно успешно развивается там, где городские власти начинают бороться с автомобилями и отдают предпочтение общественному транспорту.

Сейчас современный стамбульский трамвай выглядит так:

На линии - вагоны французской компании Alstom. Слева - здание Новой мечети, где сейчас снимают фильм про Джеймса Бонда.


В 2005-м году через Галатский мост были проложены новые трамвайные пути.



Остановки здесь сделаны по типу маленьких станций метро - здесь такие же турникеты, перрон огорожен стеклянными панелями.



Для разовых поездок в автомате покупается жетон стоимостью в 2 лиры (ок. 33 руб).



Схема трамвайных линий на остановке.



Место машиниста. Кстати, Alstom производит поезда Pendolino, которые совместное предприятие Oy Karelian Trans LTD использует на линии Санкт-Петербург - Хельсинки под маркой Allegro.



Пластиковые лавочки на перронах трамвайных остановок сделаны в виде раскрытых книг.



В час пик в вагоне полно народа.



Даже на европейской части берега Золотого рога отличаются - в старом городе, в районе Султанахмет, жизнь и люди совсем другие, не такие, как на совершенно европейской Истикляль. Мирное сосуществование этих противоположностей - одна из привлекательных черт Стамбула.



Вагоны и перроны остановок сделаны удобными для людей с ограниченными возможностями. Вот едет продавец сувениров на своей электротележке.



У тележки, кстати, вполне взрослый регистрационный номер и запасное колесо. Торговец выкатился из трамвая и поехал дальше по своим делам.



Служащий помог выехать человеку на тележке через специальный турникет.



Современный трамвай в городе - это удобно, экологично, быстро. К сожалению, в Москве трамвай практически полностью побежден людьми на автомобилях, которым нужно всё больше и больше места на дорогах. В центральной части города линий практически не осталось, сохранность основной части сети зависит от того, как будут развиваться соответствующие районы города. С 1982 года в Москве так и не было построено ни одной трамвайной линии. Протяжённость линий в 1989-2004 гг. сократилась с 460 до 420 км (максимум в 1940-х составлял 560 км). В конце 1990-х трамваем пользовались ежедневно не менее 150 тыс. человек (для сравнения в 1990 - более 800 тыс.). Трамвай городским властям не нужен, это очевидно. Как очевидно и то, что мы в этом плане отстаем не только от стран Евросоюза, но и от восточных стран, таких, как Турция или Израиль. Во всяком случае, в отношении общественного транспорта Москва по сравнению со Стамбулом выглядит глухой провинцией, отсталой и некомфортной.

Фотографии:
© drugoi
© Ara Güler

Previous post Next post
Up