Вот такой бирманский Интернет...

Jun 12, 2010 16:05

В последнее время правила функционирования мьянманского Интернета начали постепенно меняться. Раньше график скоростей подчинялся довольно простой закономерности: после 10 вечера скорость соединения резко возрастала. Интернет-кафе покидали последние посетители и освобождали каналы для немногочисленных полуночников.

Сейчас все по-другому. До полуночи трафик ползет кое-как, а после полуночи ситуация если и улучшается, то ненамного. Притом, что дневной трафик стал лучше, чем год назад («лучше» в местном понимании - это российский трафик в эпоху диалапа). Как говорят мои мьянманские друзья, это - показатель двух очень важных перемен: во-первых, многие интернет-кафе по факту стали работать круглосуточно, а во-вторых, все больше и больше людей заводят компьютер дома.

С круглосуточными кафе все ясно. Достаточно небольшого вознаграждения представителю власти и двери с темными стеклами - чтобы у проезжающих и проходящих мимо создавалось впечатление, что в помещении никого нет. С домашними компьютерами ситуация куда интереснее.

Компьютер дома - это уже совсем другой уровень свободы. Во-первых, для мьянманца это уже ощущение вовлеченности в судьбы мира. А во-вторых, дома он может без оглядки на соседей по ячейкам интернет-кафе и взглядов дежурного администратора смотреть какие угодно сайты. Естественно, молодежь предпочитает сайты знакомств, музыки, эротических картинок и виртуального общения. Но если год-два назад тусовка в основном происходила на тематических сайтах (скажем, желающие закачать мьянманскую музыку шли на «музыкальный» сайт), то теперь ситуация постепенно изменяется. На смену множеству разрозненных сайтов приходит один огромный конгломерат, имя которому - Фейсбук.

Фейсбук - это платформа для общения на многие темы. Тут есть все - тот эротики и секса до музыки и политики. И сегодняшняя мьянманская молодежь постепенно собирается именно там. Такова тенденция всего Интернета. Только вот в Мьянме она имеет свои особенности.

Оказывается, что молодежь приходит в Фейсбук не на пустое место. Самое интересное, что «бирманская» среда там уже создана. Ее не первое десятилетие формируют те этнические бирманцы, которые по каким-то причинам оказались вне своей страны - то есть, там, где Интернет был не в пример более развитым. Естественно, например, что американские бирманцы, родившиеся в США и воспитанные на совсем других ценностях, не считают нужным эти ценности скрывать и активно их продвигают. Они не знают Мьянму, если и были в ней - то несколько раз, и наездами, зато считают, что они обладают абсолютной истиной, как Мьянме жить дальше. Это уже свое большое сообщество со своей агрессивно отстаиваемой и навязываемой другим системой ценностей. Пришедший туда новичок тут же со всех сторон автоматически подвергается массированному психологическому воздействию.

Плюс к этому организации оппозиции (типа Национального союза каренов), действующие за рубежами страны и пользующиеся благами широкополосного Интернета, то ли по своей инициативе, то ли по чьей-то умной подсказке давно уже создали на Фейсбуке сообщества со ссылками на свои главные сайты. Есть там и группы фанатов Аун Сан Су Чжи и Национальной лиги за демократию. Есть на Фейсбуке несколько сообществ, где участникам предлагаются сообщения западных СМИ о ситуации в Мьянме, комментарии и выложенные репортажи (хотя пока что для Мьянмы смотреть видео по Интернету из-за здешних скоростей -непозволительная роскошь). А официальных властей Мьянмы (в виде направляемого ими того или иного проправительственного сообщества) там нет вообще. Нет и специально организованных пользователей, которые своими комментариями пропагандировали бы официальную точку зрения (в российском Интернете они есть, и по-своему неплохо справляются с возложенными на них задачами). По сути, этот сегмент Интернета мьянманским правительством упущен, при том, что сайты в Мьянме блокируются по довольно странным критериям - Фейсбук, например, открыт. А вот доступ к российским почтовым серверам, угроза от которых Мьянме довольно сомнительна (ну не встречал я мьянманца, который хотел бы иметь адрес на Яндексе), заблокирован.

Молодой мьянманец, зашедший на Фейсбук пообщаться с друзьями и скачать музыку, тут же оказывается перед выбором новых опций. Это как в советское время житель великой страны, слушая советские мелодии по какому-нибудь «Маяку», неловким движением руки сбивал настройку, вдруг случайно попадал на «Голос Америки»… и оставался там. Нужно понимать мьянманцев, которые живут сейчас в том же периоде, что и СССР в конце 80-х годов, и любое слово из-за рубежа кажется им гораздо более правдивым, чем выданное газетой «Правда»… пардон, Министерством информации Союза Мьянма.

Плюс к этому те, кто регистрируются на Фейсбуке, оставляют там свой электронный адрес. И очень скоро этот адрес оказывается включен в самые разнообразные рассылки.

В отличие от России, где рассылками своей продукции в основном занимаются специально созданные сайты (типа какого-нибудь «Ньюсленда»), в Мьянме все организовано по-другому. На территории страны повсеместно известен единственный почтовый монстр, который по странному стечению обстоятельств (скажем так) практически никогда в Мьянме не блокируется - это Гугл. Больше того, за полным незнанием и почти отсутствием альтернатив (есть, например, внутримьянманский почтовый сервер mtalk.net.mm, но он, как и все мьянманское, по определению не популярен), мьянманец никогда не спросит: «У вас есть адрес электронной почты»? Для него понятие «электронная почта» не существует - как для многих наших сограждан не существует иного копира кроме «Ксерокса». Поэтому мьянманец скажет: «Дайте мне ваш Гмэйл».

Так вот, рассылки осуществляются инициативными самоорганизующимися личностями (естественно, по ту сторону границы), которые создают на Гмэйле сообщество и наполняют его адресами подписчиков. А дальше - уже дело техники.

Музыкальные рассылки, посвященные концертам звезд или мероприятиям в том или ином янгонском отеле, приходят довольно редко. Зато политические новости идут сплошным потоком. По крайней мере, несколько раз в неделю ко мне приходит рассылка с линками на 40-50 новостей (бирманоязычных и англоязычных), касающихся Мьянмы. Причем, видно, что это не художественная самодеятельность людей, которым нечем заняться - ясно, что кто-то специально на профессиональном уровне отслеживает сайты и составляет рассылку.

Иногда, когда в Мьянме что-то случается, по каналам этих рассылок очень оперативно идет самая свежая информация с фотографиями и довольно грамотным текстом, что заставляет думать о причастности к написанию этих текстов мьянманских журналистов (хм… вспомнились вдруг слова спикера российской Госдумы о террористах, варящихся в одном соку с журналистами). Так было, например, во время взрывов на озере Кандочжы и пожаре на рынке Мингала. Причем, эти довольно профессионально подготовленные сообщения с картинками успевают разослать еще до того, как власти отрубят Интернет.

А бывает, что рассылки касаются просто какого-нибудь факта из жизни нынешних бирманских властей. Например, недавно некто порадовал фотографиями внешнего вида и внутреннего убранства богатого дома с красивыми люстрами и шикарной мебелью. Текстовка была соответствующая: это дом старшего генерала Тан Шве, который наслаждается роскошью, в то время как его народ голодает. В общем, примитивный пиар-прием, но на мьянманцев действует как раз именно такая пропаганда - примитивная («если в кране нет воды - значит, выпили жиды») и с цветными картинками. Креативному пиарщику в Мьянме делать нечего - тут все обычно сляпано довольно грубо и укладывается в очень простые модели.

Беда мьянманского руководства в том, что при всех здешних «кибергородах» и исследовательских структурах (типа «Яданабона»), серьезно занимающихся проблемами Интернета, эта активность сводится к созданию наиболее эффективных фильтров и получению контроля за контентом. Но уже сейчас пример Фейсбука показывает, что эти усилия неэффективны - Интернет расползается через все преграды как тараканы из шкафа, а число и активность пользователей множатся с такой скоростью, что скоро отслеживание всех манипуляций в Интернете будет физически невозможно. А вот другую задачу - регулировать контент и манипулировать им в местах массового скопления пользователей (как это пытаются делать в России) здесь, похоже, никто не ставит. Слишком эта задача сложная для дискретного военного мышления.

Больше того, когда я смотрю в Фейсбуке на френд-листы моих знакомых-мьянманцев, которые, скажем так, имеют отношение к властным структурам страны, то с удивлением вижу там тех самых американцев, которые активно пропагандируют свои идеи по поводу того, «как нам обустроить Бирму». Многие из этих моих знакомых даже принадлежат к сообществам любителей Аун Сан Су Чжи, а также политиков и журналистов, пострадавших от действий нынешних мьянманских властей.

Я не случайно начал с того, что изменения в поведении в Интернете происходят прежде всего в среде молодых мьянманцев. Кажется, правительство все больше и больше упускает рычаги влияния на эту очень активную категорию населения, надеясь лишь на уличные патрули с рогатками. Тем не менее, напомню, что кровавые беспорядки 1988 года начались именно со студенческих волнений. Нужно учесть и то, что нынешняя молодежь уже не помнит эти события - многие ее представители тогда еще даже не родились - и у нее нет иммунитета, выработанного у более старшего поколения при воспоминании о творящемся тогда ужасе.

А между тем, в этом году в стране, вроде бы, должны состояться выборы, которые в современном мире очень часто превращаются в череду манипулирования общественным сознанием и реализацию сценариев разных «цветных» революций - в том числе и с помощью флэшмобов через Интернет. При том, что нынешние власти Мьянмы, кажется, несмотря на внушительный список блокированных сайтов, Интернет уже упустили. А отключение его в самый неподходящий момент (то есть, уже опробованная тактика властей в ответ на те или иные события) только подлило бы масла в огонь.
Previous post Next post
Up