Отец френологии Франц Йозеф Галль

Sep 16, 2021 11:03





Продолжу знакомить вас с историей психиатрии. О трёх практиках германской психиатрии на рубеже 18-19 веков я вам поведал. Кто же четвёртый? О, вы можете не знать его имени, но наверняка слышали о течении в науке (пусть развенчанном в пух и прах, но в своё время захватившем многие умы), родоначальником которому он стал.





Итак, знакомьтесь: Франц Йозеф Галль. Сложись обстоятельства иначе, Франц носил бы гордую фамилию ломбардийского дворянского рода Галло, и звали бы его, к примеру, Франсиско. Но часть рода перебралась в Саксонию и занялась торговлей, в чём и преуспела. Во всяком случае, отец Франца Йозефа и его одиннадцати братьев и сестер был мэром маленького, но уютного городка Тифенбрунна. Родился Франц 9 марта 1758 года.



Тифенбрунн

В 19 лет, окончив гимназию в Брукзале и Пфорцхайме, он отправляется в Страсбург учиться медицине под началом профессора медицины и по совместительству главного садовника ботанического сада Страсбурга, Иоганна (правильнее Жана, ибо француз) Херрманна, а позже, в 1781 году, учится в Вене, где застаёт последние годы преподавания одного из мэтров старой венской школы Максимилиана Штолля: родительские средства позволяли оплатить учёбу юноши. Так или иначе, естествоиспытательский подход в медицине привили Галлю именно они.

Получив врачебный диплом, Франц Йозеф начинает работать в психиатрической клинике в Вене, где, помимо практики, находит время и для выводов из своих наблюдений, что копились уже со школьной скамьи. Каких наблюдений?

Ещё будучи гимназистом, Галль заметил, что его однокашников-вундеркиндов, у которых была отличная память и которых ставили в пример остальным за успехи по той же грамматике, географии и лингвистике, роднит общая черта: глаза навыкате. Позже, во время практике в психиатрической клинике, его коллекция наблюдений за особенностями строения головы (как у живых пациентов, так и по результатам посмертных вскрытий) заметно пополнилась.



А далее последовал вывод: череп - он хоть и кость, но кость податливая. И мозг, которому этот череп жмёт, оставляет на его поверхности свои следы. Ну вы ведь видели, что становится с обувью, когда её разнашивают? Всё верно: тут щиколотка кожу наружу продавливает, там шишка у основания большого пальца, да и сам большой палец, если сильно выпирает. Вот и взаимоотношения мозга и черепа примерно те же самые: та область, которая в ходе психических процессов прокачана больше, начинает давить - и формируются особые выпуклости и шишки. Или, наоборот, впадины. А значит, можно сделать кое-какие выводы ещё до вскрытия, всего лишь промерив череп. И на основе этих замеров узнать, какая перед нами личность, каковы её умственные и нравственные способности.

Назвав метод краниоскопией (френологией её назовут позже), Галль принялся за сбор и систематизацию данных. Основательно принялся, надо сказать: наблюдения и промеры у пациентов, всё те же вскрытия, коллекционирование черепов - к концу жизни коллекция Галля насчитывала около 120 интересных, с его точки зрения, экземпляров, подтверждающих теорию.

Сам же мозг Галль разделил на топографические области (назвав процесс локализацией функции), каждая из которых, по его убеждению, отвечала за свою определённую черту характера или modus operandi, или, по его собственной терминологии, фундаментальную способность. Всего таких способностей он насчитывал 27 штук, включая, например, память, фантазию, музыкальный талант, чувственность, поэтические наклонности, хитрость, тщеславие, остроумие, любовь к детям, жестокость, метафизическое глубокомыслие, сострадание, подражательность, сила воли, любовь к собственности, способности к механике, ну и про инстинкт убийства не забыл.



Для венского бомонда это была бомба. Ну как же: можно прийти, доктор промерит череп, вычертит на голове ромбики, кружочки, квадратики и овалы, верится с чем-то в своих записях и таблицах и вынесет вердикт: да вы, мой друг... впрочем, не при всех, я вам потом на ушко шепну! Популярность Галля становится просто бешеной, он читает лекции и становится желанным гостем в салонах и на приёмах. Он ведет частную практику и, уж поверьте, не бедствует.



Но тут вмешивается католическая церковь: как же так? А как же бессмертная душа? Ату его, он материалист, он все наши прекрасные порывы к шишкам на черепе свёл! Свои пять пфеннингов вносит и официальная наука: мол, какие ваши доказательства? Ну а уж когда и австрийское правительство высказывает свой «пфуй-пфуй», Францу Йозефу в 1805 году приходится смазывать лыжи, пока ветер без сучков. Он едет Берлин, затем в Швейцарию, оттуда в Голландию и Данию, читая лекции и проводя показательные сеанс краниоскопии, пока, наконец, не находит свой приют в передовой Франции.

14 марта 1808 года Галль представляет в Парижской академии наук свою работу, «Исследование нервной системы вообще и мозга в частности». Работу с некоторыми разногласиями и прениями, но всё же принимают, вот-вот принесут лавровый венок... И тут встревает Наполеон (он вообще много где отметился): мол, а с чего бы это нам, таким красивым и передовым, изучать анатомию у какого-то немца? У нас что, своих учёных мало? В общем, научная братия тут же изобразила прогиб, Пинель назвал Галля шарлатаном, остальные тоже раскритиковали в пух и прах - так и не стал Франц Йозеф академиком.

Да, он сильно переживал и расстраивался, но не отчаялся: интерес-то к его френологии (напомню, тогда она ещё называлась краниоскопией) был недетский, и в клиентуре недостатка не было. В период с 1810 по 1820 годы он издаёт «Анатомию и физиология нервной системы» в четырех томах, с большим тщательно выполненным атласом в 100 таблиц. А 3 апреля 1828 года у Галля случается кровоизлияния в мозг, и 22 апреля 1828 года он умирает. Он отказывается от духовника и завещает, чтобы тело его не выставляли в церкви. По тому же завещанию хоронят Галля на кладбище Пер-Лашез без головы - своим черепом он распорядился пополнить свою же коллекцию.

Саму френологию позже опровергнут и предадут анафеме. Но медицинской науке френология всё же послужит: во-первых, хорошо описанной взаимосвязью между состоянием органа и его функцией; во-вторых, закреплением в умах современников вполне себе материалистического подхода в психиатрии; в-третьих, самой методологией промеров, которая позже аукнется в криминалистике и этнографии, палеонтологии человека и антропологии в целом; и в-четвертых, приёмами анатомического исследования самого мозга: именно благодаря Галлю, выделившему в ткани мозга отдельные слои и волокна, первый толчок получит цитоархитектоника мозга.

***

Напомню, что четвёртая книга психиатрических баек уже вышла в печать.

P.S. Мой проект « Найди своего психиатра» работает в штатном режиме. Если так случилось, что нужен грамотный, опытный, а главное - внимательный и корректный психиатр - обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации - большинство коллег ведут онлайн-приём.

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене - вдруг кому удобно смотреть их там

История психиатрии

Previous post Next post
Up