Вернулись из Норвегии, провели там 2 недели, проехали почти 2,5 т. км... И я дала сама себе слово свой рассказ о Норвегии начать именно с дорог. Почему вдруг? Да просто потому, что они являются существенной частью путешествия на машине, отнимают много времени и они очень и очень красивы - просто радуют глаз. Именно потому что для туриста Норвегия - не только фьорды, но и дороги тоже. Они сильно отличаются от дорог остальной Европы, по которой мы проехали много тысяч километров. О том, чем они отличаются и хочу рассказать.
Прежде всего надо сказать, что в Норвегии большая часть дорог двухполосные, т.е. дорога имеет одну полосу в одну сторону, и одну в другую. Но есть и однополосные, которые совсем не редкость. Благодаря очень сложному рельефу, есть множество мостов и тоннелей, которые тоже бывают однополосными. Две полосы дороги в одну сторону можно встретить только в радиусе около 100км от Осло, дальше большинство дорог имеет одну полосу в каждую сторону и ограничение скорости 80км в час.
Очень много всего платного: и дороги, и мосты, и тоннели, и паромы. Для съемной машины самое удобное иметь специальное устройство для автоматической оплаты. Мы получили таковое вместе с машиной, которую брали на прокат в Осло в аэропорту. Без него вам машину в Норвегии просто не дадут. Сразу по приезде домой получили счет за использование платных дорог, тоннелей и мостов, а также паромов. Паромы в Норвегии практически часть дороги. Но об этом дальше.
Большая часть дорог имеет очень качественное покрытие. Его делают тщательно, как я понимаю - климат-то суровый. С другой стороны, нагрузка относительно небольшая на основную часть дорог. Часто мы встречали одну машину на дороге в радиусе видимости...
По большей части вы едете на скорости 70км\час и любуетесь пейзажем. И когда можно ехать со скоростью 80км\час вы вздыхаете с облегчением и начинаете ехать очень быстро на этой скорости :) Да, не Германия, где есть дороги с неограниченной скоростью...
Да куда спешить, когда вокруг такая красота?
Если помните, на бумажных картах Мишлина, с которыми мы начинали ездить в свое время, были особо отмеченные красивые дороги. На картах гугла и вейза этого нет. Но я бы смело сказала, что в Норвегии очень многие дороги заслуживают такую отметку. Вы просто едете медленно и любуетесь пейзажем. Во-первых, потому что много камер дорожной полиции и надо соблюдать правила, а во-вторых, и это самое главное - очень красиво.
Дороги проложены по весьма сложному рельефу и где-то прорублены.
Много где построены тоннели.
В Норвегии их очень много. Как-то за один день мы проехали в тоннелях порядка 60и километров... Один из тоннелей был 25км длинной, и это не самый длинный норвежский тоннель...
А начинали они строить эти тоннели вручную в начале прошлого века - 1913г.
Это фотография с выставки в гостинице Clarion Collection Hotel Hammer в городе Lillehammer.
Нашим же фаворитом был...
...тоннель с перекрестком с круговым движением. Я сначала глазам не поверила, глядя на Вейз. В Италии и Франции мы проехали тоже много тоннелей. Но чтобы круговое движение...
Вот он, красавец. Хорошо построен и освещен. Имеет карманы, для тех, кому надоело ехать и хочется остановиться и выйти, чтобы фотографировать тоннель.
Есть длинные тоннели с подсветкой, чтобы водители не засыпали было веселее ехать.
Мостов тоже очень много - эта страна вся изрезана фьордами и нет другого выхода, чтобы форсировать водные преграды.
Многие из этих мостов не прямые, а очень кривые во всех плоскостях. Это необходимо из-за рельефа и для прохода судов.
Вдали красивый мост, хорошо вписывающийся в красивый же пейзаж...
Еще мост, поближе.
Вобщем едете вы едете по мосту и...
... вдали вас встречает... правильно - тоннель.
Выбравшись из тоннеля можно снова любоваться пейзажами за окном машины.
Памятник старому микрофону? :) Выглядит прикольно.
Самым большим сюрпризом для нас на дороге были козы... Знаки, кстати, предупреждали.
Что было самое удивительное для нас, так это то что людей с ними не было. У нас тоже бывает мелкий рогатый скот переходит проезжую дорогу, но все-таки с пастухом...
Нам пришлось сквозь этих коз проталкиваться на машине, чтобы и козы не пострадали и съемная машина бы была цела. Люди так и не появились.
Есть, кстати, и знаки, которые предупреждают,что коровы могут быть на дороге... Я потом все оставшееся время представляла, как мы сквозь коров проталкиваемся, если они без пастуха.
У нас в Хайфе на улицах стоят знаки о том, что на проезжей части могут появится дикие кабаны. Но они все-таки дикие. В Норвегии мы видели таки предупреждения о лосях и оленях - диких животных. Но чтобы мелкий рогатый скот в большом количестве вот так болтался без присмотра я как-то не ожидала...
Вот фото начала века, где все-таки люди занимаются своим скотом :)
Это фотография с выставки в гостинице Clarion Collection Hotel Hammer в городе Lillehammer.
Отдельно хочу сказать об очень-очень узких дорогах... То есть тех, у которых всего одна полоса во все стороны. Это мы едем по мосту шириной ровно в одну машину. Если вы посмотрите на нижнюю часть этой фотографии, то увидите мои руки, которые не закрывают глаза от ужаса, а просто держат мобильник :)
Вот он кривой мост на одну машину....
... а тут мы с него благополучно съезжаем. Секрет прост: большая часть моста просматривается, а наверху, где самое сложное место, есть карман. И если все внимательны и осторожны, то нет проблемы проехать.
Есть не только дороги и мосты шириной в одну машину. Тоннели тоже есть.
Видите, есть знак, что едущий нам на встречу должен нам уступать. В тоннеле есть карманы и он просматривается. Опять таки, если смотреть внимательно и не торопиться, то проблем не будет.
Вот так выглядит этот тоннель изнутри.
Одуванчиковые поля создавали невероятную красоту.
Из окна машины видна и обычная жизнь людей, живущих у дороги.
Человек заботится о своем газоне.
Чьи-то теплицы. Не знаю, что выращивают.
Тут, мне кажется, выращивают красную рыбу, которую у нас продают под названием "салмон" (סַלְמוֹן Salmon). Рыба из семейства лососевых.
Фьорд за окном. Не обязательно плыть на корабле, чтобы им любоваться.
Ехали мы себе, ехали, любовались пейзажем. И тут Вейз радостно сообщил:" через километр продолжайте движение прямо!"
А перед глазами вот такая картина. Вобщем, приплыли:) То есть еще не приплыли, а ждем паром. А поплывем уже на нем. Вейз имел ввиду, что смело въезжайте на паром и будет вам счастье потом продолжение дороги по суше.
Парома еще нет - он ходит по расписанию и надо подождать. Бывают паромы, которые ходят часто, каждые 20-30 минут, а бывают такие, которые ходят редко. Зависит, как я понимаю, от места, спроса, ширины водной преграды...
Пришел паром и мы на него загружаемся.
Загрузились мы на паром и стоим стройными рядами.
Время на пароме можно использовать по-разному. Можно собаку выгулять, а можно и в туалет сходить, что важно для такой туристки как я. Не надо стесняться туалетного вопроса - он в поездке очень важен. А на пароме и перед паромом туалет есть всегда. Кроме того, есть салон и буфет. Жаль только, что большая часть паромов, которыми мы пользовались, плыла не больше получаса.
Вылезши из машины можно полюбоваться на фьорд и на встречный паром вдали.
Впереди наша будущая пристань и очередной тоннель, в который мы и нырнем:)
Плыть на паромах мне понравилось. И не только благодаря благам цивилизации, которые они предоставляют. Это и фьорды изнутри и передышка для водителя во время долгих переездов.
Чем хороши дороги? Тем, что из вот таких пейзажей
с помощью выше перечисленных мостов, тоннелей и паромов за несколько часов они приведут вас в совсем другой сезон года...
и в другую природную зону, типа тундра на высоте 1.200м над уровнем моря.
В заключение хочу сказать: если вы размышляете над вопросом, отправиться или не отправиться в путешествие по Норвегии на машине? Очень советую отправится. Пусть вас не пугают ограничения скорости и узкие дороги, все это преодолимо. В качестве компенсации вы получите свободу передвижения и возможность увидеть то, что вы сами выберете, а не то, что вам предложит организованная экскурсия.
Так как я буду рассказывать о поездке не в хронологическом порядке, то сразу скажу: мы летели из ТА в Стамбул, оттуда в Осло, из ТА нет прямых рейсов. Осло не посещали, взяли машину в аэропорту и уехали. Вот точки проживания: Larvik, Rjukan, Bergen, Solvorn, Alesund, Trondheim, Lillehammer.
Маршрут на карте
https://goo.gl/maps/o363xrTEBv4xpuTD6