Христианская легенда антисемитского характера о еврее-кочевнике, по преданию обреченном на вечные странствия по земле за грех, служит прекрасным оправданием для регулярных изгнаний евреев из разных мест и погромов. Агасфер или вечный жид, может и легендарный персонаж, но хотели этого или нет художники, на их картинах в основном, представлена тяжелая реальность жизни еврейского народа на протяжении 2000 лет. Ощущение, что для этого народа просто нет места на земле.
И даже при наличии еврейского государства, которое было ответом на еврейские надежды о постоянном месте жительства, есть те, кто все продолжают искать другой глобус.
Но что слова - пусть выставка в Музее Мане-Кац (Хайфа) сама нам расскажет....
Начать я хочу с работ художника Аси Мешулама, которым отведена отдельная комната. Это рассказ о путешествии по пустыне, я бы сказала о 40 годах в пустыне после выхода из Египта, и все то, что могли там увидеть, представить и использовать евреи.
Скажем так, что еврейские кочевья появились за долго до того, как появилась легенда об Агасфере - вечном жиде.
Это Моше со Скрижалями завета.
На выставке представлены работы относящиеся к началу 20 века. Они не только говорят о скитаниях, но и показывают еврейские образы, как их видели авторы.
Еврейские образы прошлого... Несчастливые в своем галуте, и просто желающие жить на одном месте...
"Польский еврей на снегу", 1921г.,
Герман Штрук.
"В дороге", 1929г., Мане-Кац.
"Прогулка", нач. 50х годов 20в., Мане-Кац.
"Студент", первая половина 20в., Натали Краемер.
"9 ава в Иерусалиме", 1945г.,
Яков ШтейнхардтДа и евреи, живущие в Эрец-Исраэль до образования государства не выглядят счастливыми. Они тоже пережили немало погромов и изгнаний.
"Слепой нищий", Евгений Зак.
"Молитва", ок. 19919-1921гг., Реувен Рубин.
"Страх", 1922г., Реувен Рубин.
"Около сукки (шалаша на Суккот)", 1923г., Реувен Рубин.
"И теперь мы братья?" ("Резня"), 1942г., Мане-Кац.
Видимо так художник увидел войну...
Беженцы. Картины на эту тему меня особенно тронули.
"Беженцы", 1906-1909гг, Маурицио Минковский
"Беженцы", 1902г., Макс Фабиан
"Семья",1916г., Маурицио Минковский
"Чемоданы и книга", 2001г., Меир Пичхадзе.
"Автопортрет в образе беженца", ок. 1997г., Меир Пичхадзе.
"...изгнанником и скитальцем будешь ты на земле." Берешит 4-5:13
"Иона и кит в Хайфском порту", 1976, Евгений Абезгауз.
"Автопортрет", 1999г., Евгений Абезгауз.
"Вечный жид", 2002г., Зоя Черкасски
Один из элементов композиции.
Только камни, привязанные к ботинкам, могут удержать этот народ на одном месте...
Современный ответ "вечному жиду" - молодой израильтянин, объехавший туристом полмира. И я думаю не случайно, что автор сфотографировался в старой военной форме.
Автор Тамир Цадок, 2000е.
Школьная экскурсия на выставке. Будущие израильские путешественники-туристы, а не вечные бездомные скитальцы.
Выставка открыта до 28.02.2016.
Еще о прошедших выставках в этом музее:
"Святыня. Искусство. Эстетика" Еврейское искусство: было? есть? будет? "Еврейский авангард" в Хайфе Музей Мане-Кац находится на Мерказ Кармель, ул. Яфе Ноф 89.
Сайт Хайфских музеев
http://www.mkm.org.il Музей работает
с воскресенья по среду с 10:00 до 16:00
в четверг с с 10:00 до 19:00
в пятницу с 10:00 до 13:00
в субботу с 10:00 до 15:00
Для тех, кто регулярно посещает хайфские музеи, а их 6, есть
годовые абонементы и это совсем недорого.
На год для
взрослого - 270 шек.,
пары 330 шек.
семья с 3мя детьми до 18 лет - 380шек.
студент\солдат\инвалид 110шек.
пенсионер 135шек.
пара пенсионеров 165шек.
Кроме 6 хайфских музеев по этому абонементу можно посещать и хайфский Мадатек, и Музей Израиля в Иерусалиме, и Музей диаспоры в Тель-Авиве, и еще многие другие музеи.
Спрашивайте в кассах хайфских музеев.
This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/