Пролог: Дороги Северо-Запада Дорога на Сортавалу. Остров Валаам Продолжаю рассказ о нашем автопутешествии в Карелию. В этом посте я расскажу об одном из самых красивых и удивительных мест в южной части Карелии, ради посещения которого мы, собственно, и ехали в Сортавалу.
Добыча природного мрамора в Рускеальских (Рускольских) каменоломнях ведется еще с XVII века. Мраморное месторождение в этих краях образовалось из отложений дна моря, которое плескалось здесь примерно 2 миллиарда лет назад. Диаметр мраморной линзы здесь достигает 15 километров, поэтому добыча мрамора в разное время велась одновременно в нескольких карьерах (в настоящее время добыча для производства щебня ведется только в одном карьере, который находится вне территории парка). В разные годы добытый в Рускеальских карьерах мрамор шёл на украшение и отделку зданий и сооружений в Санкт-Петербурге и окрестностях - среди них Исаакиевский и Казанский соборы, Мраморный и Зимний дворцы, Михайловский замок, сооружения в Гатчине и Петергофе, и многие другие. С середины XIX века добыча мрамора велась в основном для производства извести из мраморной крошки, а так же щебня и, позднее, известковой муки. В 70-80-х годах прошлого века добыча декоративного мрамора возобновлялась - рускеальским мрамором были отделаны павильоны на ВДНХ в Москве, а так же станции "Приморская" и "Ладожская" ленинградского метрополитена. Последние попытки добычи декоративного мрамора в Рускеале относятся к началу 2000-х годов. В 2005-м году в самом крупном и самом старом карьере по добыче мрамора - Мраморном каньоне - на частные инвестиции был организован туристический объект "Горный парк Рускеала".
Как всегда, немного информации для желающих посетить парк. Парк находится в 25 километрах от Сортавалы по дороге на Вяртисиля. Парк можно посетить как с экскурсией, так и самостоятельно. По поводу экскурсий всё можно выяснить в тех же информационных и сувенирных ларьках на пристани Сортавалы, о которых шла речь в предыдущем посте. Что касается самостоятельной поездки, то, как пишут в интернетах, добраться до парка без автомобиля можно либо на автобусе из Сортавалы (на Вяртисиля, ходит два раза в сутки, останавливается в Рускеале), либо на такси (how much не знаю). Но лучше все же ехать на автомобиле, главное - не промахнуться мимо указателя на повороте в парк в Рускеале. Возле парка есть большая стоянка, а так же, традиционно, кафе, сувениры, туалет и пр. Прочая информация - по мере повествования.
Переходим к подробностям.
(UPDATE 2015:
вот так парк "Рускеала" выглядит зимой.)
Итак, утром следующего после поездки на Валаам дня мы двинулись в Рускеалу. Но прежде, чем ехать в парк, мы остановились возле еще одного примечательного объекта, который неотделим от Рускеалы так же, как мраморные карьеры - каскада Рускеальских водопадов на реке Тохмайоки. Водопады находятся в трёх километрах от Рускеалы, дорога из Сортавалы проходит аккурат мимо них, так что промахнуться мимо водопадов просто невозможно. Возле водопадов есть стоянка, кафе, сувенирные ларьки. Оборудованы беседки и места для отдыха. В сезон тут же можно прикупить всевозможных даров природы - ягод и грибов.
На фото один из Рускеальских водопадов - водопад Ахвенкоски. Основной водосброс, правда, с данного ракурса не очень заметен. "Избушка ведьмы" у верхней части водопада - остатки декораций от съемок фильма "Тёмный мир". Фильм, кстати, снимался как на водопадах, так и в самом горном парке.
"Окунёвый порог" на "бешеной реке". Вот что получится, если перевести "Ахвенкоски" и "Тохмайоки" с финского на великий и могучий.
Достаём штатив, и водопад предстаёт перед нами во всей красе. Ну или почти во всей.
Рускеальский каскад состоит из четырёх водопадов на разных рукавах реки Тохмайоки. Ахвенкоски - самый большой и красивый водопад в каскаде.
Еще один Рускеальский водопад, поменьше.
Надо сказать, что после посещения парка мы планировали там же, т. е. где-то в окрестностях Рускеалы, и заночевать. Заранее мы ничего не выясняли и не бронировали, решив, что с этим разберёмся по ходу. В качестве "плана Б" у нас был вариант ночёвки в палатке - с собой в поездку мы брали необходимое снаряжение. По дороге к парку мы увидели указатель, гласивший, что где-то в той лесной чаще, куда он указывал, есть высокая гора, в ней глубокая нора находится некий гостевой дом, куда можно "вписаться". Гостевой дом там действительно был, но достучаться, доораться и добибикаться до его хозяина мы не смогли. Приняв таким образом за основу "план Б" в качестве основного варианта ночёвки, мы рванули непосредственно в парк. На память от посещения "негостевого" дома я оставил себе эту фотографию стоявшего возле него мангала.
Сердцем горного парка "Рускеала" является Мраморный каньон - памятник индустриальной культуры, рукотворный карьер, выдолбленный за столетия добычи природного камня. Именно здесь Монферран отобрал образцы камня для облицовки Исаакиевского собора. Вокруг каньона по верху проложена тропа для пешего осмотра парка. В некоторых местах есть оборудованные ограждениями смотровые площадки. Вдоль тропы, а так же в самом каньоне оборудована электроподсветка - к сожалению, работает она только в зимнее время. Вход в парк платный - 100 рублей с человека (оплатившему на руку вешается специальный браслет, с коим можно свободно гулять по парку). Вот такой вид на каньон открывается в самом начале пешеходной тропы:
Еще один вариант осмотра парка - с лодки. К этой теме мы вернёмся ниже.
А пока - панорама каньона с одной из смотровых площадок (кликабельно):
Озеро на дне каньона образовалось вследствие затопления неиспользуемых выработок грунтовыми водами. В некоторых источниках указано, что процессу затопления поспособствовали финны в 1940-м году.
В карьер выходят часть подземных выработок и штолен, образованных подземным способом добычи мрамора в XIX-XX вв. Внутри горы штольни подземных горизонтов связывали каньон с другими карьерами по добыче мрамора и могли тянуться на сотни метров.
Тропа, идущая вокруг каньона.
Добыча блочного мрамора в карьере в середине XVIII века осуществлялась методом, который сейчас называется буро-взрывным. В толще мрамора делались отверстия, доходившие до нескольких метров в длину, которые засыпались порохом и взрывались, откалывая таким образом блок. В качестве инструментов использовались буры с усиленными наконечниками и кувалды. В то время, как один рабочий долбил кувалдой по буру, другой периодически проворачивал его. Таким образом два человека за смену могли пробить дыру глубиной от полуметра до двух с половиной метров, в зависимости от породы. Подобными способом можно было откалывать очень крупные блоки - встречаются упоминания о блоках длиной в 170 саженей, то есть более 350 метров.
Взрывные работы за много лет привели к порче месторождения декоративного мрамора - добываемый мрамор был испещрен микротрещинами и непригоден для использования в отделке зданий. С середины XIX века добычу мрамора в карьере производили в основном для целей получения извести, а так же для производства щебня. Добыча в основном осуществлялась подземным способом. Это было связано с тем, что для производства извести больше подходил определенный вид мрамора, который чаще встречался на глубине.
Всего в карьере было разработано три подземных горизонта, связанных шахтами в толще горы. Финны в ходе открытой добычи углубили карьер до второго подземного горизонта. Уровень воды, которая затопила карьер, находится на уровне первого подземного горизонта.
Одна из вертикальных выработок, соединявшая подземные горизонты. В сохранившуюся штольню ведёт ответвление туристической тропы.
Штольня. Вид изнутри на вход с поверхности. Штольня выходит к заброшенному мраморно-известковому заводу (о нём - в следующем посте).
Вид на шахту из штольни. Через шахту переброшен мост для прохода. Главное - не вписаться в свод головой.
Сама шахта так же, как и карьер, затоплена. Насколько она уходит вниз, сказать сложно. По поверхности воды на дне шахты плавают лягушки. Чем они там питаются, совершенно непонятно.
Переходим на другую сторону моста. Здесь штольня соединяет шахту со склоном каньона.
Голубое августовское небо. Вид из шахты.
Самая дальняя от начала маршрута точка туристической тропы. Длина каньона составляет 450 метров, ширина от 60 до 100 метров.
В парке организован ряд экстремальных развлечений. Можно прыгнуть с "тарзанки", можно попробовать пересечь каньон по верёвочному мосту на высоте 20 метров над водой. Так же можно совершить "полёт" в подвесе на канате почти вдоль всего каньона.
Вот так примерно это выглядит. Мы, правда, прокатиться не рискнули, о чем до сих пор жалеем.
До 2013 года обустроенная туристическая тропа пролегала лишь вокруг самого каньона. С этого года в парке действует новый обустроенный маршрут к так называемому "итальянскому карьеру". На этом маршруте есть еще один интересный объект - Рускеальский провал. Образовался он где-то в 60-х годах прошлого века, когда из-за взрывных работ в соседних карьерах обрушилась часть свода старых подземных выработок. Эти выработки были связаны штольнями с основным карьером, но в настоящее время все они завалены, и попасть в данную часть подземного "царства" можно только через основную "дыру" при помощи альпинистского снаряжения.
Уникальной особенностью данного места является то, что в подземных выработках возле провала по сути круглый год сохраняется вечная мерзлота - лёд там не тает даже летом. Зимой подземное озеро замерзает, а в тёплое время года в нем вытаивает пространство лишь чуть большее чем площадь "дыры" в своде.
"Итальянский карьер". Здесь велась добыча блочного мрамора в 70-80-е годы XX в.
Добыча велась по итальянской технологии при помощи станков с канатными пилами (отсюда и название карьера).
Тем не менее, есть следы добычи и традиционным методом пробуривания шурфов с последующим откалыванием мраморного блока.
"Сад камней" на "итальянском карьере".
Посередине карьера в мраморе выдолблен небольшой пруд.
Добыча мрамора в данном месте началась после ревизии месторождения, проведенной в конце 60-х годов. При помощи канатных пил пласт мрамора нарезался "как тортик" на большие блоки, которые затем отправлялись на обработку в Кондопогу на камнеобрабатывающий завод.
Именно в этом карьере добывался мрамор для облицовки станций ленинградской подземки.
Добыча мрамора в данном карьере была прекращена в середине 80-х годов. Позднее делались попытки добычи некоторого количества мрамора для реставрационных работ буро-взрывным методом, но, как уже было сказано, взрывные работы приводили к появлению микротрещин в мраморных блоках и делали их непригодными к использованию. Поэтом некоторые блоки были брошены прямо в карьере.
Еще один вид на карьер. Вся плоская площадка когда-то была мраморной горой.
На мраморе хорошо видны следы "нарезки" канатными пилами.
Возвращаемся к основному каньону. Противоположная его сторона не столь живописна, поэтому заострять на ней внимание не будем, а пойдем смотреть каньон с воды.
Пристань, где можно взять напрокат лодку, находится там же, где и начало пешего осмотра каньона. В дни наплыва посетителей возможно придется отстоять очередь. Стоимость часа проката - 170 р. (2013 г.) Больше, чем на час, в дни массового посещения парка лодку взять не получится, но и этого хватает с головой.
Еще одна возможность, которую предоставляет парк - здесь можно понырять с аквалангом (со своим снаряжением, проката нет). Глубина карьера достигает 50 метров, к тому же на дне есть ряд объектов типа затопленных экскаваторов и пр. С учетом того, что два подземных горизонта находятся ниже уровня воды, посмотреть в каньоне под водой есть что, и едва ли меньше, чем на поверхности.
Швартовы отданы. Поплыли...
С воды мраморные стены смотрятся еще более впечатляюще.
Помимо выходящих в каньон штолен, здесь есть несколько живописных гротов, в которые можно заплыть.
Вид на каньон из самого дальнего из гротов.
Некоторые умудряются заплыть довольно глубоко.
Игра солнечного света на своде грота.
Любимым развлечением туристов является устраивание в гротах лодочных тусовок. Иногда в гроте бывает не протолкнуться.
Еще один грот, более высокий и обширный.
Каменный массив, нависающий с потолка грота. Голову нужно беречь, да.
Мраморный карьер, вид с воды.
Одна из штолен, соединяющая карьер с подземными горизонтами. Крест, видимо, остался от съёмок фильма.
Еще одна штольня.
Массив мрамора иногда нависает над каньоном под отрицательными углами.
Проведя в парке почти весь день, к вечеру мы двинули к месту ночёвки. Собственно, места для того, чтобы встать с палатками, есть и в непосредственной близости от парка, но на момент нашего там пребывания все они были заняты. Так что на ночлег мы остановились на большой поляне возле Рускеальских водопадов. Вот такой замечательный вид на окрестности с нее открывался. Практически обои для рабочего стола Windows. По-карельски.
В планах на следующий день у нас стоял переезд в Петрозаводск. Но прежде я расскажу про еще один интересный объект в Рускеале.
Продолжение:
Рускеала. Заброшенный мраморно-известковый завод Карелия. Водопад Юканкоски Карелия. Остров Кижи Карелия. Прионежье Вытегра. Подводная лодка Б-440