Июнь особый месяц для учебных заведений, а также для всех родителей, педагогов и учеников. Для хореографических училищ начало лето тяжелая пора, п ч на суд зрителей выносится результат не только учебного процесса, но и творческого - что является основным в работе балетных заведений.
Обычно на концерты училища (сужу по Мск) собирается ушлая публика : родственники, оголтелые балетоманы, которым обязательно надо быть в курсе что там впереди у основного, сделаного на экспорт, искусства России. На все на это я довольно таки долго не мог смотреть, т к перекушал в молодости выпускных концертов, да и не только выпускных - во времена оно, как отдать, каждый месяц в афише значился концерт училища. А будучи мобилизованным и призванным, приходилось по 6 раз вызывать Настю Меськову, тогда подающую большие надежды, после ее 5-ти кратных туров на одной ноге:-).
История научила, что ни вызовы, ни туры никаким образом не влияют на дальнейшую карьеру артистов. Но сами по себе эти концерты оч показательны на предмет того, как будет развиваться балет в основных театрах страны. По поводу выпускного МАХУ радужных впечатлений и одно не наберется и дело даже не в том, что просто мало талантливых детей - бывают такие выпуски; общая подготовка выпускников ниже среднего уровня. Собственно, выпускников московское училище практически не показало. И общее впечатление от тех, кого выпустили на сцену, оказалось тоже ниже среднего уровня, что для Мск, конечно, факт прискорбный.
Какой-то неприятный осадок остался от размытости некогда знаменитой московской школы : учащихся с исключительными данными нет, средние данные далеко не у всех. Школа потеряла основные свои козыри :
- техническую оснащенность - раньше выпускались практически готовые артисты;
- бравурность - это наше, московское;
- напористость, особенно в мужском танце;
- масштаб, - в выпускниках еще совсем недавно он был - их готовили для сцены Большого театра.
Похоже, что и теперь их готовят для Большого театра, но измельчавшего до невозможности.
Если, например, брать К.Кретову за образец артистки, сделавшей успешную карьеру в БТ, то таких и в выпускном и предвыпускном классах теперь полно. Но если сравнивать с теми временами, когда Кретову не брали в БТ по причине отсутствия необходимости в исполнительницах такого уровня, то конечно этот выпуск иначе как провальным не назовешь и эти выпускники в ближайшее время похоже никакой погоды не сделают, и положение дел в балете не исправят. Уровень балетной труппы ГАБТа на данном этапе понятен и поступающее подкрепление вполне соответствует запросам театра. В какой-то степени есть надежда, что где-то в штутгартах болтаются наши и они с удовольствием вернуться, если на них положит глаз руководство, но чаще всего с такими товарищами проблема, п ч они не знают о существовании балета Легенда о любви и не стесняются спрашивать хороший это спектакль или плохой. Т е, понятно как могут такие солисты соответствовать исполнительскому уровню некогда Большого балета. Современному.., наверное, да - пешком-то ходить поди плохо ?! Осталось только Месяц в деревне поставить и боекомплект готов к употреблению современной публике.
Своим чередом идут выпускные концерты и в городе на Неве.
Если вспомнить психоневрологическое начало работы Николая Цискаридзе в АРБ в качестве и.о. Ректора, то ожидания от концертов были, разумеется, такие же психоневролгические:-) - особенно по поводу нетленности вагановской школы. Хотя, вопросы к этой нетленке возникли сразу же, как только в Москве появилась Ольга Смирнова, в творчестве которой не единого признака вагановской школы найти невозможности даже под лупой (зато боле чем достаточно всех тех признаков, в которых нуждается сейчас Большой театр). Каким образом удалось вагановской школе выпустить в свет божий эту крупномольную, лишенную какой бы то ни было девичьей привлекательности, женщину ... ну, вот, удалось и теперь она у нас гегемон и гегемонирует с постоянно съехавшим набекрень кокошником в Анастасии из Ивана Грозного в полном соответствии с запросами нынешнего БТ:-).
Так получилось, что в этом году я посетил цитадель классического балета после практически целого учебного года работы там Цискаридзе. Приходится констатировать прискорбный факт - моя родная московская школа осталась далеко за флагом.
И я здесь говорю не о детях, - п ч дети всегда правы, - а об отношении к искусству хореографии в Мск.
Выпускные концерты выстроены примерно одинаково :
- одноактный балет - в данном случае «Пахита», в котором могут показаться почти все выпускницы;
- для особо удачливых - Дивертисмент
"Пробуждение Флоры" Pas de quatre "Розарий"
Ника Цхвитария(Флора) - Александра Дементьева(Диана) - Екатерина Ялынская(Геба) - Анастасия Лукина(Аврора)
- и, наша школа решила ударить по Начо Дуато, но я к этому времени уже удалился и судить о качестве исполнения не могу, а в Питере показали еще один вариант классики, а именно August Bournonville Le Conservatoire.
И сделали это не зря, а оч даже правильно ! И вот что можно сказать по общему впечатлению : исключительно бережное отношение к классике; желание педагогов стилистически выверенно и максимально точно привить ученикам классическую исполнительскую манеру. Причем, этого добиваются от каждого ученика, что у особо одаренных солисток, что у всех тех, кто танцует, не претендуя в будущем на высокие ранги в силу разных причин. Но все они не испортят картину, даже если не станут солистами - они хорошо выучены и нет у них той марионеточности, которая присутствует в избытке у наших.
Эти дети танцуют с каким-то давно забытым желанием.
Ольга Рудницкая - Герман Борсай - Екатерина Ялынская
Судя по всему, когда у руководства школой стоит Танцовщик, на которого хочется равняться и которому хочется запомниться, это кое-что значит.
Я о прошлых выпусках всего лишь сужу по Шапран и Смирновой, но если и раньше были выпускники в этой школе, для которых не маленький планшет сцены Мариинского театра не представляет никаких проблем по части заполнения его своим танцем, то русский балет пока еще не умер.:-) Тем более, в этом концерте так делали все, танцев для пенсионеров вокруг себя, как было в нашем выпуске, в Питере я просто не увидел.
А также кривых ног ! → понятное дело, что в свое время были набраны правильные ноги и смотреть на их опрятность и исполнительскую чистоту было приятно.
Еще и посверкали звездочки.
Такие, как Рената Шакирова,
Рената Шакирова - Николай Цискаридзе - Алишер Калибай(Казахстан)
которая в Диане и Актеон абсолютно точно, в вагановской редакции, да с луком все сделала на уровне солистки Кирбалета. А ей еще год до выпуска.
Есть еще Анастасия Лукина с оч красивыми стопами,
Ксения Жиганшина с ее зефирными вращениями; правда у нее немножко ... томные формы :-) на данном этапе, но это все проходит при определенных условиях, а перспектив тут масса.
Ксения Жиганшина - Виталий Амелишко
"Пахита" Pas de trous
Кристина Харвард(США) - Адександра Деметьева - Марат Нафиков
Мальчики всегда были проблемой вагановской школы и этот выпуск эту проблему не решил, но и неизбежную катастрофу не обозначил:-). Главное, они все готовые артисты, в отличие от наших, которых надо доводить в театрах до ума еще сезона 2-3. Еще бы в Пахите переодеть детей.., п ч в Консерватории это уже были не дети, а просто конфетки и мне даже показалось, что у них пуанты из прошлого времени с остренькими носиками, а не уродливые японские стаканы. Светлый линолеум, абсолютно чистый и все эти симпатичные ножки на нем; очаровательные платьица...
Жанна Аюпова (художественный руководитель Академии) - Николай Цискаридзе
В общем, это оч жаль, что Николай Цискаридзе в Петербурге. До сих пор не понимаю, как можно было талантливого балетного педагога, готового продолжить карьеру в этом направлении, выбросить из театра, который находится в каматозном состоянии...
Конечно можно порадоваться за город на Неве → надеюсь, теперь никто не скажет, что традиции Вагановой попраны варягом и «он к нам пришел» и до этого не был пионервожатым:-). Но у меня-то свой шкурный интерес - охота, чтоб в Большом понимали что делают, а не просто так ходили на работу, пребывая в приятной уверенности, что на короткие гастроли все равно пригласят, п ч это Большой и зал будет полон, п ч это Большой, и Клемент Крисп какую-то лабуду напишет, п ч он старый.:-)
Короткий итог подведен. За все отвечает Директор. Ну вот он и честно ответил.