Оригинал взят у
nikolai_endegor в
Прогулки по Парижу. Легенды Пер-Лашез - IIЗа год на Пер-Лашез приходит более двух миллионов человек - получается что кладбище входит в десятку самых посещаемых объектов Парижа, стоя в одном ряду с Версалем и Музеем Орсэ. Что так влечет сюда людей? На мой взгляд, это не только интерес к истории и желание поклониться памяти известных людей, но и чувство прекрасного, поскольку этот некрополь является настоящим музеем скульптуры под открытым небом. О некоторых художественно-скульптурных захоронениях и пойдет речь в этой части.
Фернан Арбело (1880 - 1942), архитектор
Посмертным желанием Фернана было всегда видеть лицо любимой жены. Эту его волю и воплотил в надгробии скульптор Адольф Вансарт. По некоторым данным жена Фернана покоится в этой же могиле, но достоверных сведений на этот счет я не нашел.
Поднимаясь по крутой кладбищенской дорожке, я вдруг увидел золотую маковку, словно парящую в небе. Оказалось, небесная голубизна отражается в огромных стеклах, которыми окружено надгробие.
Зинаида Долгорукова (ур.Шатилова), 1817-1883
Вера Лобанова-Ростовская (ур.Долгорукова), 1840-?
На мой взгляд, этот памятник матери и дочери в числе самых поэтичных на Пер-Лашез. Княгиня Долгорукова была одной из самых прекрасных женщин своего времени, ее называли "фиалкой Петербурга". Ее дочь Вера стала женой князя Я.Б.Лобанова-Ростовского и страстной собирательницей драгоценностей. В каком году умерла Вера - для меня остается загадкой. Все генеалогические сайты называют дату 1881 год, исторические документы (например
http://www.pushkin-book.ru/id=535.html#3) свидетельствуют, что она была жива в 1913 году, сайт Пер-Лашез говорит что она скончалась в Париже в 1919-м, а в Каннах есть... ее могила с датой 1914. Буду благодарен, если кто-то сможет прояснить эти противоречия.
Еще одно русское захоронение - мавзолей Елизаветы Демидовой, являющийся одной из основных архитектурных доминант Пер-Лашез.
Елизавета Демидова (ур. Строганова), 1779 - 1818
Баронесса Елизавета Демидова обожала Париж и провела здесь значительную часть жизни. Она предавалась всевозможным увеселениям и празднествам, была необыкновенно грациозна и великолепно танцевала. Но больше она любила принимать гостей у себя, ей нравилось быть в центре внимания, окружать себя толпой поклонников. В салоне Демидовой собиралось многолюдное и очень разнообразное общество: артисты, музыканты, поэты, литераторы. С мужем она почти не общалась, а памятник ей был сооружен стараниями ее младшего сына Анатолия.
На кладбище есть немало скульптур, которых объединяет тема скорби. О многих из тех, "по ком звонит колокол" практически ничего не известно кроме имен и дат, но их захоронения стали известны благодаря прекрасным надгробным статуям.
Cемья Гамишон, автор надгробия скульптуор Марсель Груйе
Cемья Гозалес
Cемья Россолен
Луи-Себастьян Гурло (1778 - 1815?)
О самом Гурло ничего не известно, но тем не менее его надгробие в числе самых знаменитых: во-первых оно раскрашено, что большая редкость, во-вторых на нем стоит одна из самых старых статуй кладбища -- "Аллегория боли", которая ваялась со вдовы усопшего (скульптор неизвестен).
Огюстан-Жан Моро-Вотье (1831-1893), скульптор
Моро-Вотье начинал как резчик по слоновой кости, но потом решил стать скульптором. Он поступил в Парижскую школу изящных искусств, где через 30 лет стал профессором. Специализацией Моро-Вотье были аллегорические и мифологические фигуры. Работа скульптора "Боль" стала его надгробным памятником...
О.-Ж.Моро-Вотье, "Вакханка". Музей Орсэ
Теодор Жерико (1791 - 1824), живописец
Как художник, Жерико был первопроходцем - и в сюжете, и в композиции, и в реалистичности изображения он опережал свое время. Его творчество получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля, оно принесло Жерико славу талантливого и смелого новатора. Считается, что художник стал основателем романтизма в живописи.
На памятнике Жерико находятся бронзовые рельефные репродукции его картин. На фронтальной части расположена самая знаменитая картина художника - "Плот Медузы", написанная по следам трагического случая в Атлантике. Тогда в сорока милях от африканского берега потерпел крушение французский фрегат "Медуза". Капитан и офицеры бросили на произвол судьбы 140 человек, спасавшихся на плоту. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом "Аргус". Выжившие вынуждены были есть погибших для поддержания сил в организме. Говорят, трагедия "Медузы" была для современников таким же потрясением, как гибель "Титаника" век спустя.
Т.Жерико. Плот "Медузы", 1819. Лувр
Это полотно стало последним из законченных произведений Жерико. Художник погиб в расцвете сил и таланта, упав с лошади
Патина времени иногда придает мрамору необыкновенные черты, словно вновь вдыхая в него жизнь...
Бюст на надгробии семьи Мартело
Гийом Дюбуф (1853 - 1909), художник
Гийом происходил из семьи живописцев и скульпторов, поэтому неудивительно, что он также стал художником. Он много работал как монументалист, расписывал Комеди-Франсез, мерию Парижа, прекрасно удавалась ему и обнаженная женская натура. Возможно поэтому барельеф на его надгробии, созданный его другом скульптором А.Бартоломе, сюжетно перекликается с его работами.
Г.Дюбуф. Диана, выходящая из ванны.
Художник утонул в море недалеко от Буэнос-Айреса...
Монумент "Умершим"
Этот памятник посвящен всем отправляющимся в мир иной, он замыкает центральную аллею Пер-Лашез. На открытие монумента в день Всех Святых 1899 года собралось почти сто тысяч человек. Верхняя часть памятника символизирует переход от жизни к смерти. По сторонам пары, которая преодолевает дверь вечной ночи, изваяны две группы фигур, выражающие протест живого существа против окончательного разрушения. На нижнем ярусе находится умершая пара и их ребенок над которым простирает руки Дух жизни и света.
Монумент выполняет также функции оссуария, внутрь складывают кости из заброшеных могил, за которые перестали вносить плату.
Памятник "Умершим" стал главной работой скульптора Альбера Бартоломе (1848 - 1928).
Бартоломе начинал как художник, но после смерти своей молодой жены он, вдохновляемый Дега, решил создать ей надгробный памятник, который стал его первой работой в жанре фунеральной скульптуры.
Эта работа определила дальнейший творческий путь Бартоломе: он стал скульптором, а тема смерти с тех пор постоянно присутствовала в его работах. Бартоломе создал несколько памятников умершим в разных городах, значительное число надгробий (одно я уже показывал выше). Похоронен скульптор на Пер-Лашез, у подножья монумента "Умершим", который стал ему лучшим памятником
Живое и мертвое
Продолжение следует