Архитектор В.М. Васнецов. Обзор работ

May 14, 2024 21:43

    Все мы знаем художника Виктора Васнецова, его картины "Три богатыря", "Алёнушка", "Витязь на распутье". Но Васнецов ещё оказал и влияние на русскую архитектуру. Он не делал целиком проекты, архитектурного и инженерного образования у него не было. Он определял облик здания, а по его эскизам строили другие, специально обученные люди. Занимался Васнецов и оформлением интерьеров.
   Виктор Михайлович Васнецов (3 [15] мая 1848, Лопьял, Уржумский уезд, Вятская губерния, Российская империя - 23 июля 1926, Москва, СССР) - русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
    Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Действительный статский советник (штатский генерал-майор). (Из Википедии)




Васнецов не раз весьма успешно выполнял архитектурные проекты. Универсализм, которым эпоха наделяла личность художника, был присущ и Васнецову, не ограничивавшемуся живописью. оформление книг. создание театральных декораций, опыты в сфере мебельного и предметного дизайна - все эти области были подвластны мастеру. (Васнецов спроектировал мебель для Музея губернского земства).
    Началом деятельности Васнецова в сфере архитектуры стала коллективная работа с В.Д. Поленовым и другими членами Абрамцевского кружка над проектом усадебной церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Впоследствии Васнецов говорил В.В. Стасову "Впервые, при постройке Абрамцевской церковки, почувствовал я сладость архитектурного творчества". Появившийся задолго до внедрения неорусского стиля в строительную практику, этот храм-малютка уже обладал всеми его стилистическими признаками. Художнику фактически удалось создать новый архитектурный стиль, что было тогда же признано современниками. Новаторский характер форм, изысканная эстетика силуэтов, деталей, скульптурного, керамического и живописного декора глубоко отличали абрамцевский храм от одновременных ему сооружений русского стиля, развивавшегося в рамках эклектики.
    Прежде всего, необычным был выбор источников стилизации - ими впервые стали средневековые постройки Пскова и Новгорода. Кроме того, Васнецов впервые наглядно применил здесь метод образных аналогий, глубоко отличный от "археологической" копийности эклектики. В трактовке форм храма впервые появился и гротеск, присущий формообразованию модерна.
    В дальнейшем, возвратясь в 1891-м году из Киева в Москву (когда его работа во Владимирском соборе подходила к концу), художник развил эти принципы в других архитектурных проектах и постройках - собственного дома в Москве, абрамцевской надгробной часовне, особняка И.Е Цветкова, новом фасаде Третьяковской галереи. В целом, архитектурное творчество Васнецова оказало глубокое воздействие на современную архитектурную практику, способствовало выработке фундаментальных основ нового национального стиля, развивавшегося параллельно с модерном на общей мировоззренческой и эстетической основе. Художник коллекционировал старинные иконы, был убеждённым сторонником традиционных основ русской жизни - православия и самодержавного правления. Дружил с губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем. После его трагической гибели исполнил памятный крест часовню в Кремле, установленный на месте убийства. Его прообразом стали обетные кресты Русского Севера.
Значение многогранного творчества Васнецова для развития московского модерна не исчерпывалась личным вкладом в архитектуру города. Весьма существенным был и тот факт, что под влиянием его работ совершилось профессиональное становление многих молодых архитекторов и художников, приверженцев национального стиля - И.Е. Бондаренко, С.И. Вашкова, С.В. Малютина, К. А. Коровина, А.В. Щусева, В.А. Покровского, С.С. Кричинского и некоторых других. Все они не были непосредственно его учениками, Но ими были развиты те фундаментальные образные основы архитектурной стилизации, которое были заложены в его произведениях.
    В качестве признанного художественного авторитета консультировал возведение и оформление Фёдоровского собора в Царском селе и всего Фёдоровского городка. Состоял членом комитета по росписи Фёдоровского собора. (цитата из книги Нащокиной).

2. Церковь Спаса Нерукотворного, совместно с В.Д. Поленовым, архитектором П.М. Самариным (1880-1882, Абрамцево).


3.


4. «Избушка на курьих ножках» (беседка) (1883, Абрамцево).


5. Эскиз «Часовня над могилой А.С. Мамонтова» (1891-1892, Абрамцево).


6. Проект реализован в таком виде.


7. Собственный дом, совместно с В.Н. Башкировым (1892-1894, Москва, переулок Васнецова, 13).


8. Печь в доме выполнена по рисунку Васнецова.


Проект иконостаса и написание икон церкви при стекольном заводе Ю.С. Нечаева-Мальцева (1895, Гусь-Хрустальный). Георгиевский собор.

9. Сохранилось частично.


10. Панно "Страшый суд".


11. Надгробный памятник Ю.Н. Говорухи-Отрока (1896, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранилось.


12. Проект русского павильона для Всемирной выставки в Париже (1889), не осуществлён.


13. Теремок (архитектурная фантазия) (1898), не осуществлён.


14. Особняк И.Е. Цветкова, строительство осуществлял архитектор Б.Н. Шнауберт (1899-1901, Москва, Пречистенская набережная, 29).


15. Проект пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, совместно с В.Н. Башкировым (выполнено архитектором А.М. Калмыковым) (1899-1901, Москва, Лаврушинский переулок). (Фото отсюда)


16. Центральная часть фасада проекту соответствует.


17.


18.


19. Керамический фриз, узнаваемый почерк.


20. Проект терема-перехода из Оружейной палаты в Большой Кремлёвский дворец (1901, Москва, Кремль), не осуществлён. (Фото отсюда)


21. Проект новой покраски Большого Кремлёвского дворца (1901, Москва, Кремль), не осуществлён. (Фото отсюда)


22. Памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича (1905-1908, Москва), снесён большевиками 1 мая 1918 года. Воссоздан скульптором Н.В. Орловым и установлен в Новоспасском монастыре. 4 мая 2017 года воссоздан в Московском Кремле по инициативе Владимира Путина.


23. Копия креста в Кремле.


24. Торжественное открытие в 1908-м году.


25. Памятник был снесён 1 мая 1918-го года во время субботника при личном участии Ленина. Он, якобы, собственноручно накинул петлю на крест.


26. Надгробие В.А. Грингмута (1900-е, Москва, некрополь Скорбященского монастыря), не сохранился.


27. Проект собора Святого Александра Невского (1911, Москва, Миусская площадь), был положен архитектором А.Н. Померанцевым в основу частично реализованного проекта.


28. Собор до конца так и не был достроен, а в 1956-м году его частично разобрали, использовав фундамент и стены для строительства Дворца пионеров.


29. Мозаика в часовне-усыпальнице Захарьиных в Куркино, 1899-й год.


Проект доходного дома (1908, Москва), не осуществлён.

Умер Виктор Васнецов 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище. После его уничтожения прах художника был перенесён на Введенское кладбище (18 уч.)

100 архитекторов московского модерна

Васнецов В.М., архитекторы

Previous post Next post
Up