Архитектор Вашков. Обзор работ

Apr 26, 2024 19:00

    Сергей Иванович Вашков (4 (16) июля 1879, Сергиев Посад - 7 (20) ноября 1914, Москва) - русский художник, архитектор, дизайнер и преподаватель. Один из мастеров московского модерна.
    Родился 4 (16) июля 1879 в Сергиевом Посаде в семье журналиста Ивана Андреевича Вашкова (1846-1893). В 1893 году он начал учиться в Императорском Строгановском училище технического рисования, которое окончил в 1901 году со званием учёного рисовальщика. В 1900 году проходил практику в ювелирной мастерской К. Фаберже. Ещё до получения диплома он был приглашён Оловянишниковыми на свою московскую фабрику церковной утвари, где занимался обновлением дизайна производимой фирмой продукции; в 1901 году стал художественным руководителем фабрики Оловянишниковых.




   В 1911 году вышло фундаментальное издание «Религиозное искусство», в котором были собраны фотографии предметов, выполненных по рисункам С.И. Вашкова. К наиболее значительным произведениям художника в этом жанре, по мнению искусствоведа М.В. Нащокиной, относятся: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Св. Гермогена в Московском Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве и ряд других. Вашков создал свой самобытный художественный язык, в котором сочетались древнерусские и древнехристианский мотивы. В своих работах художник использовал скань, филигрань, чеканку, резьбу по дереву, финифть и другие традиционные техники, однако сочетал их оригинальными способами. В 1909 году архиепископ Антоний (Храповицкий) взволнованно заметил: «Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С. И. Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым».

2.


3. Дача И. А. Александренко (1908, посёлок Клязьма, сейчас в городской черте Пушкино), не сохранилась. Но сохранились фотографии.


Бывшая усадьба занимала целый квартал, ограниченный улицами Пушкинской, Салтыковской, Тургеневской и Лермонтовской. И строительство усадьбы связано со 110-летней годовщиной со дня рождения Пушкина. Она и называлась "Усадьба Сказки".
    Иван Афанасьевич Александренко (1840-1919) - купец первой гильдии, владелец текстильной фабрики в Москве, на которой, помимо основной продукции, выполнялись заказы Товарищества Оловянишниковых по производству церковной утвари. Вашков как раз и был главным художником фабрики. Причём занял он эту должность в 21 год, что о многом говорит.

4.


5. Из всей красоты сейчас можно полюбоваться калиткой, которая была восстановлена владельцем участка.


6. Так она выглядела в 1909-м году.


7. Были ещё ворота со стороны улицы Тургеневской.


Сама усадьба стала центром общественной жизни посёлка. Большая гостиная могла вместить до 50 гостей. Сюда приезжали многие известные музыканты и поэты. Место в большом доме находилось всем. После революции в здании размещался детский дом, затем детский сад. За самим зданием особо не следили, декоративные детали постепенно утрачивались.

8. В 1989-м году дому был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. К тому времени оно уже имело вид, весьма далёкий от первоначального.


9. Но некоторые декоративные элементы дожили и до 1990-х.


10.


В трудные 90-е было не до памятников архитектуры. В начале нулевых с принятием закона о возможности передачи и использования памятников архитектуры с условием их восстановления был создан попечительский совет, планы восстановления дома получили одобрение в Минкульте и Минимуществе. Планировалось использовать здание для проведения концертов, выставок, работы кружков, т.е. для выполнения функций культурного центра. Но в 2003-м, видимо опасаясь что планы по восстановлению реализуются, здание сожгли. Естественно, поджигателей и заказчиков не нашли. То, что пережило "лихие девяностые", было утрачено в "годы стабильности". И такая судьба сложилась не только у этого прекрасного теремка.

11. О новой попытке восстановления дачи нас информируют плакаты на заборе вокруг участка.


12. Оформление фасада доходного дома при церкви Святой Троицы «что на Грязех» (архитекторы Л. Л. Кравецкий, П. К. Микини) (1908-1909, Москва, Чистопрудный бульвар, 14; надстроен двумя этажами в 1945 году Б. Л. Топазовым); объект культурного наследия регионального значения. Это самая известная работа Вашкова.


13. Так выглядит сам дом.


14. Церковно-приходская школа имени Ивана и Пелагеи Александренко (1910-1911, посёлок Клязьма).


15. Здание построено в неорусском стиле.


16. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (1913), при участии архитектора В.И. Мотылёва и скульптора Н.П. Гаврилова.


В 1913-м году Россия готовилась широко отметить трёхсотлетие царственного дома Романовых. Ожидалось прибытие на торжества в Москву императора Николая II с семьёй и многочисленной свитой. Это событие решили отметить возведением новой церкви в посёлке Клязьма, строительство которой началось в 1913 году. Первоначально храм предполагался к освящению как Николо-Алексиевский в честь небесных покровителей императора и наследника престола. По окружности барабана была надпись "Храм построен в честь 300-летия дома Романовых»; главы приделов украшали царские гербы чугунного литья.

17. Особую ценность представляют майликовые панно, выыполненные по эскизам Вашкова в Абрамцевской мастерской уже после смерти автора.


О школе и храме подробно написано ЗДЕСЬ.

18. Вашков и Александренко на строительстве церкви.


Архитектурные работы Вашкова малочисленны, однако важны для истории московского модерна. С.И. Вашков участвовал в работе над альбомом, посвящённом Москве: Москва. Moscou. Moskau: Её ист. прошлое и настоящее. - М.: Изд. т-ва скоропеч. А.А. Левенсон, 1912. - 94 с.
    В 1913 году работал над «Изборником дома Романовых» как автор общего художественного решения. Незадолго до смерти, в 1913 году Вашков с единомышленниками основал новый художественный журнал «Светильник» и стал его главным редактором.
    С марта 1914 года служил штатным преподавателем Строгановского училища. Жил в Москве на Арбате, 12 и на Чистопрудном бульваре, 14. Похоронен на Ваганьковском кладбище. (Из Википедии)

Его могила на участке 23 в таком состоянии.


Многое я не смог найти:
Внутренняя отделка и утварь для церкви в имении Н.И. Оржевской «Новая Чартория» (1906-1907, Новая Чертория);
Металлическая часть (басма) Пермского иконостаса для фамильной церкви Каменских в честь иконы Казанской Божией Матери в женском Успенском монастыре в Перми. Иконы по эскизам Н.К. Рериха (1907, Пермская государственная художественная галерея). На сайте галереи иконостас я найти не смог, но там написано, что иконы писал сам Рерих.
Гробница преподобного Павла Обнорского (1900-1910-е, Вологда);
Гробница Патриарха Гермогена (1900-1910-е, Москва, Кремль, Чудов монастырь), ныне - в Успенском соборе;
Гробница Святого Макария (1900-1910-е, Овруч);
Надгробие Зыбина (1900-1910-е, Москва);
Внутренняя отделка и утварь Феодоровского собора и Феодоровского городка (1900-1910-е, Пушкин), не сохранились;
Внутренняя отделка, иконостас и утварь храма при Царскосельской общине Красного Креста (1900-1910-е, Пушкин);
Внутренняя отделка храма Красностокского монастыря (1900-1910-е);
Проект церковно-приходской школы в память 300-летия Дома Романовых (1911-1913, Кострома), не осуществлён.

100 архитекторов московского модерна

Вашков, архитекторы

Previous post Next post
Up