Станислав Антонович Бржозовский (1863 - дата смерти неизвестна, 1930-е гг.) - русский архитектор, работавший на железные дороги, автор шедевра стиля модерн - Витебского вокзала в Санкт-Петербурге и Рижского вокзала в Москве. Академик архитектуры Императорской академии художеств.
Бюст у здания Рижского вокзала.
Окончил Императорскую академию художеств в 1889 году со званием классного художника архитектуры 1-й степени. В 1895 году Бржозовскому было присвоено звание академика архитектуры. В течение всей профессиональной деятельности до 1917 года Бржозовский - архитектор железных дорог (Владикавказской, Николаевской, Московско-Виндаво-Рыбинской и др.). Один из немногих архитекторов-железнодорожников, получивших полноценную художественную подготовку (большинство товарищей Бржозовского - выпускники Института гражданских инженеров). Из «общегражданских» построек архитектора известно только здание Международного коммерческого банка на Невском, 58 (1896-1898, совместно с С. И. Кербедзом).
В 1890-е гг. строит вокзал и сортировочную станцию в Царском Селе. В 1898-1899 годах проектирует Виндавский (ныне Рижский) вокзал в Москве в традиционных формах русской эклектики. Проект был реализован в 1902 году под управлением Ю.Ф. Дидерихса, которому тогда не было и тридцати лет. Впоследствии строил павильоны станций Рижского направления, в том числе уничтоженный в 1980-е гг. памятник модерна - здание станции Покровское-Стрешнево. В 1890 г. перестроил вокзал в Новороссийске.
В 1900 году архитектор выиграл публичный конкурс проектов Витебского вокзала с решением, отдалённо напоминающим работы Отто Вагнера; построенное в 1904 году здание объединяет черты и вагнеровского стиля, и франко-бельгийского модерна - в интерьерах, где соавтором Бржозовского выступил 25-летний С.И. Минаш.
В 1920-е гг. работал в Костроме. (Из Википедии)
2. Виндавский (Рижский) вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, проектировал, строил Ю.Ф. Дидерихс, наблюдал за строительством Ф.О. Дворжецкий-Богданович (1899-1902, Москва, Рижская площадь, 2);
3. Здание построено в модном в то время русском стиле и состоит из трёх теремков, соединённых одноэтажными перемычками.
Вокзал хорошо видно с проспекта Мира, но вот сфотографировать его целиком достаточно сложно, слишком оживлённое автомобильное движение не даёт перейти в остатки скверика напротив вокзала. Здание вокзала построено в 1897-1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Первый поезд с вокзала отправился 11 сентября 1901-го года, ровно за 100 лет до знаменитого теракта в США. Сейчас это самый тихий вокзал Москвы. Почти весь пассажиропоток обеспечивают пригородные электрички. В начале 2000-х были планы по ликвидации станции и переносу ПДС на другие вокзалы, но они не были реализованы.
А ведь я когда-то давно ездил с этого вокзала в столицу тогда ещё советской Латвии.
4.
5. Детали достойны того, чтобы уделить им побольше внимания.
6.
7.
8. Багажное отделение в левой части кадра.
9. Многие московские вокзалы меняли своё имя, но Рижский - больше всех. Названный при открытии Виндавским, в 1930-м году он стал Балтийским, через 12 лет - Ржевским, а ещё через 4 года, в 1946 году - Рижским.
10.
11. Заснять вокзал со стороны путей помешал вот этот самый поезд из Риги. В 2019-м они ещё ходили...
12.
13. В 1945-м сюда, наряду с Белорусским вокзалом, прибывали эшелоны с воинами-победителями.
14. Металлический навес над платформой не сохранился.
К архитекторам московского модерна Нащокина отнесла Бржозовского из-за построек на станции Покровское-Стрешнево - это его единственная работа в Москве в стиле модерн и вторая вообще.
15. Станционный павильон платформы Покровское-Стрешнево Московско-Виндавской железной дороги (1907-1908, Москва), частично разрушен.
16. Здание вокзала и летний павильон для пассажиров.
17. Покровское=-Стрешнево было дачным местом, поэтому и архитектура соответствующая: лёгкая. изящная.
18.
19. Здание Международного коммерческого банка, при участии С.И. Кербедза (1896-1898, Санкт-Петербург, Невский проспект, 58). (Фото из Википедии)
20. Перестройка здания вокзала (1890-е, Новороссийск).
21. Вокзал и сооружения сортировочной станции (1890-е, Царское Село). Разрушено в 1941-м.
22. Царскосельский (Витебский) вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, при участии Н.С. Островского, М.А. Согайло и других; интерьеры - совместно с С.И. Минашем (1900-1904, Санкт-Петербург, Загородный проспект, 52).
23. Императорский павильон Витебского вокзала.
24. Здания товарной станции Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги, совместно с С.И. Минашем, Н. С. Островским (1902-1904, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 242). По этому адресу сейчас ведётся строительство ЖК, здание, скорее всего, снесено.
100 архитекторов московского модерна