Архитектор Соловьёв. Обзор работ

Mar 29, 2024 20:00

    Сергей Устинович (Иустинович) Соловьёв (15 (27) августа 1859, Москва - 5 октября [22 сентября] 1912, Москва) - русский архитектор, реставратор и педагог, работавший в Москве. Действительный член Императорской Академии художеств (1902), статский советник (1905).




Родился в Москве в семье мещанина Новгородской слободы Иустина Анисимовича Соловьёва и Пелагеи Ивановны. Мальчик был крещён в церкви Николы на Берсеневке, но по невыясненной причине, воспитывался затем в семье деда по материнской линии Ивана Фроловича Фролова в нынешнем Сергиевом Посаде. В 1873 году он был уволен из мещанского сословия «для поступления по учёной части» и в том же году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однокашниками Соловьёва по МУЖВЗ были Роман Клейн, Иван Кондратенко, Григорий Котов, Михаил Преображенский. Преподавателем у них был Константин Быковский. Соловьёв в 1888 году женится на сестре однокашника Семёна Сухова Марии.

2.


В 1876 году Соловьёв успешно окончил курс общеобразовательных дисциплин МУЖВЗ, а в 1879 году - архитектурное отделение училища по классу c Малой серебряной медалью за проект Крытого рынка, что давало звание неклассного художника архитектуры с правом на производство строительных работ. В том же году он поступил в Императорскую академию художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге. В 1883-м Соловьёв окончил Академию со званием классного художника архитектуры 1-й степени. На его счету были Большая серебряная (1881, за проект Народного театра), Малая золотая (1881, за проект Окружного суда в столице) и Большая золотая медаль (1883, за проект Великокняжеского загородного дворца на Юге России), а также право на пенсионерскую поездку за границу.
    Весной 1884 года Соловьёв посетил Германию, Бельгию, Англию, Италию и Францию, но наибольшее время поездки провёл в Италии, где изучал архитектурные памятники Рима, Равенны, Пизы, Флоренции, Венеции, Генуи и Палермо. По собственному прошению, последний год пенсионерства Соловьёв посвятил изучению памятников русского зодчества. Летом 1887 года он посетил Владимир, Ярославль, Ростов, работал в родных для него Москве и Сергиеве. За графические работы, сделанные в Европе и России, 1 ноября 1887 года Соловьёву было присвоено звание академика архитектуры.
    В том же году Соловьёв возвратился в Москву. С февраля 1888 года он начал педагогическую деятельность, преподавая архитектурное проектирование, перспективу и историю архитектуры в МУЖВЗ. Это поприще он не покинет до конца жизни. Кроме того, в 1889 году Соловьёв был приглашён в Строгановское художественно-промышленное училище, где вёл курс истории орнаментальных стилей, в 1892-1899 годах занимал должность инспектора классов и, наконец, в 1893-1896 годах неоднократно исполнял обязанности директора за болезнью, а затем и смертью Ф.Ф. Львова. Покинул училище в 1899 году.
    Параллельно с преподавательской работой Соловьёв сотрудничал в органах московского городского самоуправления. В 1889-1891 годах он исполнял обязанности выбывшего по болезни участкового архитектора А. А. Мартынова, затем в течение года занимал должность московского городского архитектора. Впоследствии, с 1894 года, являлся членом Технического совета Строительного отделения Московской городской управы. Эта работа была тесно связана с творческой практикой Соловьёва-архитектора.
    В 1890 году Соловьёв вступил в Императорское Московское археологическое общество, сначала как член-корреспондент, а с 1896 года - как действительный член. Принимал активное участие в работе Комиссии по сохранению древних памятников, с 1890 по 1905 годы являлся секретарём этой комиссии. Под эгидой Общества с 1898 года проводил реставрационные работы в соборе Покрова на Рву. Также Соловьёв состоял в Московском архитектурном обществе (с 1894) и Санкт-Петербургском Обществе архитекторов. В качестве делегата принимал участие в работе I и III съездов русских зодчих (1892 и 1900), а в подготовке II съезда, проходившего в Москве в 1895 году, активно участвовал: был куратором Архитектурно-художественной выставки, приуроченной к съезду[6].
    С 1899 года Соловьёв состоял членом Общего присутствия Хозяйственного управления Ведомства Православного исповедания при Святейшем Синоде. В 1902 году был избран действительным членом Императорской Академии художеств.
    Соловьёв скончался в Москве 5 октября [22 сентября] 1912, похоронен на кладбище Донского монастыря. В МУЖВЗ в начале 1913 года была устроена выставка, на которой экспонировались проекты зодчего, включая его рисунки и акварели из пенсионерской поездки по Франции и Италии. В память о С. У Соловьёве было решено освобождать одного из учеников от платы за обучение.
    Профессионально Соловьёв сформировался как архитектор историзма второй половины XIX века. Так и не приняв до конца методику работы эпохи модерн, Соловьев всего раз обратился к этому при строительстве собственного дома, где архитектор так и не смог отказаться от эклектической композиции основных объемов здания и программной трактовки фасада. Работая в различных исторических неостилях, от неоренессанса до неорусского, ему удалось создать достаточно оригинальный язык, благодаря чему его произведения подлежат визуальной идентификации. Соловьёву присуще стремление к крупной форме, геометрической стилизации деталей, при этом он чужд пластическим трансформациям и игре с пропорциями, характерным для мастеров модерна. Наибольший интерес представляет созданная Соловьёвым версия неорусского стиля, в основе которой лежат глубоко переработанные впечатления от памятников северо-востока Руси, в том числе XVII века. Опираясь на формы зодчества Ярославля и особенно Ростова Великого, он создал образы, кардинально отличавшиеся от привычных для второй половины XIX века построек в эклектическом русском стиле, также апеллировавшем к московско-ярославским истокам.
    В крупных постройках начала 1910-х годов Соловьёв предстаёт архитектором XX века: «Поздние произведения Соловьёва - это архитектура смелых функциональных планов, большепролётных светопроницаемых перекрытий, сложных в инженерном отношении. Это архитектура с щедрым применением сборного железобетона и металлоконструкций. Неоклассические формы в убранстве фасадов Коммерческого института и Высших женских курсов выглядят последним реверансом традиции на пороге индустриальной эпохи» (из Википедии)

3. 1882 - Строительство по проекту М.Т. Преображенского Торговых рядов Заиконоспасского монастыря (Москва, Никольская улица, 7-9, стр. 4).


4. 1890-1892 - Перестройка бывших клиник Московского университета для Строгановского художественно-промышленного училища ( Московский архитектурный институт), Рождественка, 11. Главный корпус, перестроенный из бывшего усадебного дома графа Воронцова.


5. Корпус № 3, перестроен из клиники Московского университета, занимавшей северный флигель усадьбы.


6. 1894 - Перестройка флигеля усадьбы Е.Н. Станицкой в Лопухинском пер. (Москва, Лопухинский пер., 8). (Фото из Викимапии).


7. 1894 - Внутреннее убранство («возобновление») церкви Рождества Богородицы в селе Орехово Владимирской губ. (ныне г. Орехово-Зуево Московской обл., убранство не сохр.). Сама церковь тоже не сохранилась, на её месте построен новый храм. (Фото с сайта sobory,ru)


8. 1895-1902 - Троицкая церковь в имении Е.А. Хомяковой в Терской области (ныне в черте г. Нальчика). (Фото с сайта sobory,ru)


9. 1895 - Перестройка главного дома городской усадьбы Лопухиных-Станицких (Пречистенка ул., д. № 11)


10. 1899-1901 - Приют для неизлечимо больных им. Митрополита Сергия с церковью преп. Сергия Радонежского, Погодинская улица, 10 (перестроен и надстроен, церковь не сохр.). Клинический городок на Девичьем поле.


11. Такая была церковь.


12. 1899-1904 - Комплекс (собор, ограда и Святые ворота со звонницей) благотворительной общины «Отрада и Утешение» (ныне пос. Добрыниха Московской области). (Фото с сайта sobory,ru)


13. Сейчас это территория психоневрологического интерната и ворота со звонницей вряд ли сохранились, во всяком случае, фотографий я не нашёл.


14. 1901-1902 - Особняк Соловьёва (Москва, Малый Ржевский переулок, 6/18). Собственный дом архитектора.


15. 1902-1904 - Больница и богадельня им. Медведниковых, Ленинский проспект, 27.


16. 1902-1903 - Кустарный музей Московского губернского земства (перестройка особняка Сергея Тимофеевича Морозова), ныне Музей народного искусства, Леонтьевский переулок, 7.


17. 1902 - Усыпальница Романовых с церковью Святого Романа Сладкопевца в подклете Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря (, Москва, Крестьянская площадь, 10). Соловьёв оформлял вход.


18.


19. 1904-1906 - Третьяковская богадельня с церковью св. Павла Латрского, Большая Серпуховская улица, 27 (частично перестроен в 1970-е, церковь не сохр.).


20.


21.


22.


23. 1904 - Женское отделение Александровского коммерческого училища, Новая Басманная улица, 20. Здание сильно перестроено, сейчас там ЦНИРТИ.


24. 1905 - Корпус и мастерские Ремесленного училища им. К.Т. Солдатёнкова на Донской. Впоследствии надстроены.

25. 1905 - Перестройка флигелей и постройка жилых корпусов для бесплатных квартир во владении Московского Купеческого общества (Москва, Улица Александра Солженицына, 27).


26. 1908-1913 - Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве (Москва, Большая Филёвская улица, 65).


27. 1908 - Богадельня имени А. К. Рахмановой (Рахмановская) (Москва, Ленинский проспект, 27), пристройка к богадельне Медведниковых.


28. 1910-1912 - аудиторный корпус Московских высших женских курсов на Девичьем Поле (ныне - главный корпус Московского педагогического государственного университета), Малая Пироговская улица, 1.


29. Интерьеры (Фото из Викимапии)


30. Пер. Хользунова, дом 7, анатомический театр. В одних источниках автором проекта указан С.У. Соловьёв, в других - А.Н. Соколов. Не знаю кому больше верить.


31. Надстроен двумя этажами.


33  Аудиторный. корпус высших женских курсов, затем 2-го меда, 1912-й год. Надстроен в 1936-м.


32. 1910-1912 - Коммерческий институт (Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова), Улица Зацепа, 43в - Стремянный переулок, 28 к. 2. Осуществлена только первая очередь из трёх.


33. Аудиторный корпус строился на пожертвования промышленников Рябушинских, А.С. Вишнякова, А. Бурышкина.


34. 1897-1899 - Николаевские Ходынские казармы (шесть корпусов), производство работ по проекту военного инженера Н.Н. Аршеневского, при участии архитектора Н.Н. Благовещенского (Москва, Улица Поликарпова, 19-21)


1894 - Церковь на 1500 чел. в селе Васильевском Самарской губ. (совм. с И.В. Рыльским, не сохр.?). Не смог найти даже села Васильевское.
1887-1895 - Участие под руководством К.М. Быковского в проектировании и строительстве Клинического городка для медицинского факультета Московского университета (Москва, Девичье поле); Здесь нет возможности разобраться в строительстве каких именно зданий принимал участие Соловьёв. У меня про Клинический городок было три поста, где всё подробно описано: раз, два, три.
1889-1890 - Проект здания Строгановского художественно-промышленного училища и Музея при нём на Рождественке (не осущ.).
1896 - Оформление Красной площади, Замоскворецкого и Большого Каменного мостов к коронационным торжествам (Москва), не сохранилось.
1898-1900-е - Реставрационные и художественные работы в соборе Покрова на Рву (был командирован ИМАО на место умершего А.М. Павлинова): раскрытие, ремонт и реставрация главного шатра; завершение убранства придела Василия Блаженного (росписи свода, боковые иконостасы, оконницы, сень над ракой святого).
1903 - Иконостас собора Святого Иоанна Предтечи (Зарайск, Кремль, не сохр.).
1906 - Проект здания Приюта для вдов и сирот художников в Лаврушинском переулке (не осущ.).
1910-1912 - Реставрация Успенского собора (Москва, Кремль); производитель работ.

100 архитекторов московского модерна

архитекторы, Соловьёв С.У.

Previous post Next post
Up