Архитектор Геппенер. Обзор работ. Часть 2, канализация

Feb 06, 2024 20:23

    Вы скажете: а при чём здесь архитектор, когда речь идёт о канализации? И вообще, от канализации дурно пахнет и вид неприглядный. А теперь представьте, что вдруг Москва осталась без канализации. Представили? Так вот, нормальной канализации в Москве не было ещё каких-то 125 лет назад. Отходы сливались в сточные канавы, а то и просто выплёскивались на улицу. Если кто-то мог себе позволить иметь туалет с ямой на своём участке, тот по мере заполнения этой ямы копал новую и переставлял туалет на другое место. Ассенизаторы, или как их называли "золотари", появились ближе к второй половине 19-го века. Но и они содержимое выгребных ям вывозили не на очистные сооружения, а сливали где-нибудь в оврагах или канавах.
    Годом рождения московской канализации считается 1898-й. 18 июля того года была введена в строй Центральная насосная станция на Крутицкой набережной. Станция состоит из нескольких краснокирпичных зданий различного назначения. Но начну свой рассказ не с них, а с начальной точки, откуда начинается путь того самого, что течёт по трубам и коллекторам канализации.
    Иногда приходится слышать такое выражение: "домик неизвестного архитектора". Под таким именем обычно имеется ввиду туалет. Ну это сейчас туалеты строят такие, что архитектор предпочёл бы, чтобы его имя в связи с такой постройкой не упоминалось. А вот Максиму Карловичу скрывать своё имя ни к чему.

Такой туалет иному особняку фору даст. Он и парк украшает, и людей спасает в трудную минуту.



    Из муниципальных туалетов старейшим сохранным зданием (из почти 80) является туалет на Девичьем поле. Типовой проект "городской ретирады" 1912 года. Вот представьте: на тогдашние полтора миллиона москвичей было 80 красивых муниципальных туалетов. Есть сейчас на 15 миллионов 800 туалетов, пусть даже не таких красивых? Сильно сомневаюсь.
    Здания окрашивались в светлую охру, с красными Х-образными орнаментами по линии карниза, как старый знак ретирад. На клинкерных кирпичах сохранились клеймы завода изготовителя фирмы Шапошникова и Челнокова, но здесь их не разглядеть. Многие сооружения в 1920-е были приспособлены под жильё. Типа: "ты где живёшь?" " в туалете на Патриарших". На месте многих туалетов 1910-х гг. в 1940-е - 1960-е устроили подземные.
    Туалет на Девичьем поле капитально перестроен в 1957 г., затем в 2016-м, но надеюсь, что только внутри, под современные технологии отведения продуктов человеческой жизнедеятельности.

В отличие от многих европейских городов московская канализация была устроена по раздельному принципу: фекальные и сточные воды не попадали в одну трубу. Поверхностные - талые, дождевые воды сливались в малые реки, текущие в коллекторах или на поверхности и без всякой очистки попадали в Москву-реку. Фекальные же по трубам и коллекторам самотёком сливались в резервуар, расположенный на берегу Москвы-реки в районе нынешнего Новоспасского моста.

2.


3. На входе в резервуар стояли решётки, которые задерживали крупный жёсткий мусор, попадавший в канализационную сеть, затем содержимое резерваура насосами, установленными в машинном зале по трубам подавалось на возвышенность, откуда уже самотёком попадало на очистные сооружения в районе Люблино.


Постройки станции выполнены в краснокирпичном стиле - без штукатурки, с декором из кирпича; оформлено башенками, декоративными бойницами, пилястрами и карнизами. Здания, построенные в таком стиле были и красивыми и практичными. За счёт высокого качества производимого в те времена кирпича стены не требовали ремонта 100 лет и больше. В комплексе зданий до сих пор размещаются службы управления канализации Мосводоканала.

4.


5.


6.


На территории станции находится Музей воды. Открытие музея состоялось 15 июня 1993 года, спустя столетие после проведения Первого Русского водопроводного съезда, проходившего в Москве. Архивные документы, альбомы, схемы, чертежи, а также фрагменты деревянных труб, из которых строили водопроводы в 17-18-х веках находятся внутри здания.

7. Некоторые экспонаты музея выставлены на улице. В основном это крупная запорная арматура и различные механизмы.


8. Бывший жилой корпус для работников насосной станции построен в 1896-1898 годах по проекту того же Геппенера. Сейчас здание занимает управление капитального строительства гидротехнических сооружений.


9. В 2021-м, проезжая по мосту, я как раз застал реконструкцию Крутицкой набережной в районе насосной станции.


10. Было вскрыто дорожное полотно, под ним обнажились своды резервуара.


11. Вот что удалось разглядеть с Новоспасского моста.


Поступавшие из Москвы канализационные стоки сливались на Люблинские поля орошения, о которых я рассказывал год назад. Это была конечная точка московской канализации. От самих полей сейчас практически ничего не осталось, они застроены многоэтажными домами района Марьино. Косвенно о них напоминают только каскады прудов на Новочеркасском и Марьинском бульварах и улице маршала Голованова. Когда-то по ним дренировались отфильтрованные почвой сточные воды.
    Но сохранилось несколько зданий и сооружений той поры, на примере которых мы в очередной раз сможем убедиться, что даже такое грязное дело, как очистные сооружения можно было сделать красиво. Автором этой красоты был всё тот же главный архитектор московских коммунальных служб Максим Карлович Геппенер. Не все здания сохранились, что-то придётся рассматривать по старым фотографиям.

12. Осмотр зданий, которые построил Геппенер на Люблинских полях орошения мы начнём с улицы Верхние поля. Дом 39, стр. 1, бывшая инженерная станция.


13. Здание стоит на склоне. С восточной стороны в нём два этажа, а с западной - три.


14. Соседнее с ним здание, дом 43. Судя по старой карте здесь должна была быть биологическая станция. А может быть это было и жилое здание. Сейчас оно в перестроенном виде занято гостиницей.


15. На этой же территории была какая-то подсобная избушка - может быть насосная, а может и сторожка.


16. Грабильный сарай, в котором хранились грабильные решётки, задерживавшие в проёме канализации различный крупный мусор.


17. Пройдём в сторону Нижних полей. Ул. Верхние поля, дом 16. Изначально это был дом смотрителей и агрономов.


18. Впоследствии разместилось управление Люблинской станции аэрации и химическая лаборатория.


19. Ул. Нижние поля, 15, стр. 1, бывшая техническая контора и квартиры служащих.


20.


21. Я бы предположил, что квартиры находились в том доме, который на заднем плане. На его месте сейчас стоит одноэтажный сарай, обшитый профлистом.


22.


23. Усадьба. Дома в левой части кадра не сохранились, сейчас на их месте проезжая часть улицы Нижние поля. Деревянные строения, похожие на фермы для коров, тоже не сохранились, но кое-что осталось.


24. Единственное сохранившееся деревянное здание тех времён, которое мне удалось найти. Это был дом чернорабочих Агрономической станции В.Р. Вильямса Люблинских полей.


25. Здание сильно перестроено, утрачен весь его декор. Было оно таким.


26. Сама Сельскохозяйственная контора находилась в соседнем здании, тоже деревянном. Здание не сохранилось, сейчас на этом месте парковка.


27. С такой работой возможность помыться дорогого стоит. Для этой цели была построена баня. Примерно на этом же месте баня работает и сейчас, но здание уже не деревянное. а кирпичное.


28. Сушильный сарай. Сейчас на этом месте автосервис. но возможно он построен с включением этих стен. Что здесь сушили - однозначно сказать затрудняюсь. может быть одежду после работы. Может быть постиранное бельё, ведь при бане наверняка была и прачечная. А может быть и сельхозпродукцию.


29. Неплохо сохранилась водонапорная башня.


Вся эта территория огорожена забором, но мне удалось туда проникнуть, тупо на удачу пройти через проходную. Проблемы возникли на выходе. Охранник, который прозевал меня на входе, поднял шум, мол как так, кто пропустил, кто разрешил фотографировать? Но мне уже было пофигу, всё что нужно, я отснял. И главное, было бы что охранять - пара автосервисов и ещё какая-то муть.

30. Здания они обезобразили. конечно. сильно.


31. Может потому и не хотят, чтобы там фотографировали?


32. Надстроенное со всех сторон бывшее здание конюшни.


33.


34. За другим забором с колючей проволокой ещё одна бывшая конюшня.


35. За ещё одним забором - бывшая казарма для рабочих. Когда её занимало ГИБДД, ещё как-то можно было проникнуть на территорию, но шутить с Росгвардией я не рискнул.


36.


37. Ещё одно здание этого комплекса настолько привели к современным стандартам, что я его даже не сфотографировал. Просто не среагировал.


38. К северу, подальше от полей была построена амбулатория и клиника Марьино-Люблинской городской канализационной станции. На ее основе впоследствии появилась железнодорожная больница имени Н.А. Семашко. Сейчас здание перекрашено, узнать его сложно, занято рестораном.


39. Последнее здание, которое мне удалось найти, расположено рядом с железнодорожной станцией Перерва. О его назначении мне ничего узнать не удалось.


Как видите, в городе любые здания могут быть прекрасными, даже выполняющие грязную и неприятно пахнущую работу. Но сейчас, к сожалению, так не считают.

100 архитекторов московского модерна

обзоры, архитекторы, Геппенер, водопроводы

Previous post Next post
Up