Архитектор Клейн. Обзор работ. Часть 3

Dec 24, 2023 21:39

    Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн родился 19 [31] марта 1858 года в Москве в многодетной купеческой семье этнических немцев. В доме Клейнов на Малой Дмитровке бывали в гостях люди искусства: художники, музыканты, архитекторы. В детстве Клейн проявлял склонности к музыке и рисованию, а занятия с архитектором Александром Вивьеном предопределили окончательный выбор будущей профессии.
    Ещё во время обучения в гимназии Креймана в 1873-1874 годах посещал курсы в МУЖВЗ, где получил две училищных награды. В 1875-1877 годах работал чертёжником у архитектора В.О. Шервуда на постройке Исторического музея. В 1877-1882 годах обучался в Императорской Академии художеств, закончил её со званием классного художника архитектуры 3-й степени.
    После окончания ИАХ был направлен в поездку за границу: полтора года стажировался в Европе - в Италии и Франции; работал в мастерской известного архитектора Шарля Гарнье, принял участие в работе Гарнье по сооружению исторических жилищ разных народов для парижской выставки 1889 года. В некоторых работах Клейна прослеживаются французские мотивы. После возвращения в Москву в 1885-1887 годах работал помощником в мастерских разных архитекторов, в том числе у В.О. Шервуда и А.П. Попова.
    В 1888 году начал самостоятельную архитектурную практику. довольно быстро он приобрёл связи в кругах предпринимателей, хорошо себя зарекомендовал и много для них строил. Причём это были и особняки, и фабричные корпуса, и доходные дома, и общественные здания.

Клейн построил дом сыновьям Семёна Васильевича Перлова Ивану и Николаю. на 1-й Мещанской, современный адрес пр-т Мира, 5 стр 2. Здесь был магазин, склад, контора фирмы "Василий Перлов с сыновьями" и жилые помещения. Сейчас здание занимает администрация Мещанского района



2. Вплотную к фасаду, который выходил в переулок, впоследствии построили восьмиэтажную сталинку.


3. По соседству для Перловых в 1893-м году был построен пятиэтажный доходный дом, нынешний адрес п-т Мира, 5.


4. Дом надстроили ещё одним этажом, который "съел" башенки.


5. Страстной бульвар, дом 8, перекрёсток с Большой Дмитровкой. Клейн в 1886 (1888?) году перестроил стоявшее здесь здание начала 19-го века., в котором одно время жил граф С.Г. Строганов. В свою очередь, в 1927-1933 гг. была перестроена часть дома, выходящая на Большую Дмитровку. Там был клуб латышских политэмигрантов с театром "Скатуве".


6. Этот скромный  дом - особняк тифлисского купца и биржевого маклера Аршака Эджубова, Вспольный переулок, дом 3, 1889-й год.


7. Судя по всему, дом деревянный и находится не в лучшем состоянии. В Википедии у Эджубова числится ещё один дом, построенный Клейном на Воскресенской площади, но я такую в Москве не знаю.


8. Конторский и торговый дом «Варваринское подворье» (1890-1892, Москва, Варварка, 7 - Никольский переулок, 11);


9. Пятый этаж был надстроен в 1971-м году.


10.


11. Особняк прусского подданного Августа Зиберта (1891, Москва, Долгоруковская улица, 27).


12. Петровский бульвар. дом № 17. Доходный дом Товарищества виноторговли К.Ф. Депре.


Дом для товарищества построен в 1899-1902 годах. Незадолго до этого Клейн уже построил для фирмы Депре дом на Петровке. Товарищество получало доход как от сдачи квартир в аренду, так и от продажи вина в фирменном магазине на первом этаже. За домом были подвалы для хранения вина. Чтобы не привлекать нежелательного внимания, вино сюда привозили в цистернах, на многих из которых была надпись «Молоко». В советское время винные подвалы использовал завод «Самтрест», который разливал кавказские вина и коньяки.
Стилистика дома на Петровском бульваре достаточно эклектична: барочные обрамления круглых окон в эркерах и разорванные фронтоны, ренессансные метрические членения фасадов, архитектурные детали, присущие модерну. По мнению известного историка архитектуры М.В. Нащокиной это «здание интересно как пример разнообразия стилевых оттенков в московской архитектуре начала ХХ века». В советское время дом получил новых хозяев - в него въехали конторы «Интуриста» и в первой половине 1930-х годов он был надстроен двумя этажами.

13.


Порой при перекачке из автоцистерн вино проливалось, и на асфальте образовывались ароматные лужицы, притягивавшие сюда немало жаждущих. Но, конечно, не сами лужицы были причиной паломничества к заводу ряда представителей сильной половины человечества. Здесь всегда можно было приобрести с рук вожделенные напитки: водители довольно активно приторговывали содержимым вверенных им цистерн.

14. Сейчас от былых ароматов не осталось и следа. А Вместо здания бывших винных складов в Колобовском переулке, построен клубный трёхэтажный дом. Но подвалы вроде сохранили, они используются под подземную автостоянку.


15. Так дом Товарищества Депре выглядел до перестройки. По бульвару уже ходил трамвай.


16. Студенческое общежитие Московского университета (по проекту, получившему на конкурсе 1-ю премию) (1900, Москва, Большая Грузинская улица, 10). Вид со двора.


17. Эта пристройка явно общественного назначения, возможно, библиотека или столовая.


18. Сейчас здание занимает Институт физики земли им. О.Ю. Шмидта Российской академии наук (ИФЗ РАН). Сам Отто-Фридрих-Юлиус здесь и работал в 1950-1956 годах.


Несколько объектов построил Роман Клейн в районе Шаболовки - Большой Калужской улицы (Ленинского проспекта).

19. Дворянская богадельня имени С.Д. Нечаева-Мальцева с церковью Стефана Архидиакона (1900-1901, Москва, Шаболовка, 33).


20. С Нечаевым Клейн сотрудничал и при строительстве Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке.


Нечаев, служивший скромным чиновником в Министерстве иностранных дел, в одночасье приобрёл богатство: в 1880 году огромное наследство ему оставил дядя, брат его матери - Иван Сергеевич Мальцов, владелец стекольных заводов в Гусе-Хрустальном. С этого времени он меняет не только фамилию, став Нечаевым-Мальцовым, но и род своих занятий, превратившись в преуспевающего предпринимателя и известного мецената. На его средства было создано немало благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге, он финансировал развитие института сестёр милосердия, благоволил женскому образованию. В Москве Юрий Степанович более всего прославился созданием Музея Изящных Искусств имени императора Александра III на Волхонке. Но он намеревался также увековечить имена своих родственников - дяди, завещавшего ему хрустальное производство, и отца. В честь Ивана Сергеевича Мальцова была построена богадельня в Гусе-Хрустальном (город получил такое название именно благодаря Нечаеву-Мальцову). А в память о Степане Дмитриевиче Нечаеве появилась богадельня на Шаболовке.
    Для возведения здания был приглашён архитектор Роман Клейн, в то время уже работавший на Волхонке над музеем и потому хорошо знакомый Нечаеву-Мальцову. Однако на Шаболовке зодчий использовал совсем иной стиль, выбрав неорусские мотивы. Несмотря на относительную скромность фасада, здание привлекает к себе внимание: высокая «теремковая» крыша, украшенная решёткой, крыльцо с мощными гранитными колоннами, лепной «растительный» декор, украшающий окна - всё это делает его примечательным памятником.
    Окончательно облик комплекса богадельни сформировался в 1906 году, когда при ней была освящена церковь во имя Архидиакона Стефана - в честь небесного покровителя Степана Дмитриевича. Пристроенная по центру здания, во дворе, с восточной стороны, она удачно вписалась в общий ансамбль. Убранство для неё делалось на предприятиях, принадлежавших Нечаеву-Мальцову, по отзывам современников церковь была отлично отделана. Фасады её украшены разноцветной глазурованной плиткой. Помимо входов непосредственно из здания богадельни, бывших на каждом её этаже, храм имел ещё крыльцо с севера - сегодня на нём сохраняется большая мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа с двумя ангелами. Над крыльцом возвышалась небольшая звонница с колоколами, увенчанная луковичной главой.

21. В 1980-е церковь стояла без главок. А такой она была изначально.


22. Вид со двора. Смотрится очень величественно. Жаль, что сейчас подойти с этой стороны нет возможности, всё перегорожено заборами.


После революции богадельня ещё некоторое время просуществовала: в 1919 году её превратили в больницу для ослепших солдат. Однако её деятельность при новых властях продолжалась недолго, уже в 1922 году богадельня официально была упразднена. Домовый храм оказался закрыт ещё раньше. Внутри расположились государственные учреждения и конторы, долгое время здесь находился Госкомитет СССР по народному образованию - сегодня это Рособрнадзор. Несмотря на все смены вывесок, внешне здание не очень изменилось: утратив некоторые детали (в частности, широкую надпись «Дворянская богадельня Степана Дмитриевича Нечаева» над окнами третьего этажа), оно относительно неплохо сохранилось. Храм архидиакона Стефана во дворе тоже уцелел, только потерял главы с крестами и ярус звонницы, при этом мозаичная икона на крыльце осталась и отчётливо видна. Формально церковь даже приписана к 1-й Градской больнице и её храму Царевича Дмитрия, но постоянных богослужений в ней по-прежнему нет.

23.


24.


25. Недалеко от станции метро находится бывшая Шёлковая фабрика П.О. Гужона и Г.Ф. Симоно.


Первый фабричный корпус выстроен в 1835-1836 гг. (перестраивался в 1874-1887 гг., 1893 г., архитектор Р. И. Клейн, 1912 г., инженер Семилетов). В 1840-е годы территорию с фабричными корпусами арендовал Петр Осипович Гужон. Будучи французским подданным, он жил в России, занимаясь шелкоткацким производством. В 1874 году здания потребовали перестройки. Она была выполнена по проекту архитектора Генриха фон Ниссена. Трехэтажный корпус № 28, стр. 3, - единственный, не перестраивавшийся в последующее время.
    Фабрика на Шаболовке к 1880-м годам по наследству перешла сыну Гужона - Юлию Петровичу. В то же время Ю.П. Гужон продал владение Гектору Францевичу Симоно, незадолго до этого приехавшему в Россию. При нем шелкоткацкая фабрика стала одним из крупнейших производств в Москве. В 1893 году на Шаболовке началась реорганизация и расширение производства. К 1898 году построили несколько новых корпусов и перестроили ряд старых.
    В 1907 году фабрика Симоно была преобразована в акционерное общество. В следующем десятилетии на ней работало около тысячи человек, а ее капитал составлял 2 млн рублей. Вновь потребовалось расширить производство, и в 1912 году был построен еще один корпус - ул. Шаболовка, д. 26, стр. 5. Он отличается от предыдущих построек. В 1918 году было учреждено Правление национализированной фабрики Симоно, а в 1920-х годах все строения фабрики были переданы в ведение Московского совета народного хозяйства. Сейчас фабричные здания отремонтированы, в них размещается ВШЭ.

26.


27. На территории бывшей фабрики находится особняк самого Гектора Симоно.


Особняк построен в 1898-м году на месте деревянного курятника. К сожалению, попасть туда постороннему человеку невозможно. К тому же, особняк, хоть и находится на территории ВШЭ, ей не принадлежит и постепенно разрушается.

28.


29. Женское и мужское ремесленные училища имени Г. Шелапутина (1900-1903, Москва, Ленинский проспект, 15);


30.


31.


32. Так сейчас выглядит объединённое здание со стороны Малой Калужской улицы.


33.


100 архитекторов московского модерна

обзоры, Клейн, архитекторы

Previous post Next post
Up