Архитектор Клейн. Обзор работ. Часть 2, Серпухов

Dec 19, 2023 22:20

    Большинство своих зданий Роман Иванович Клейн построил в Москве, но не одной Москвой ограничивалась география его творчества. Есть его постройки и в Крыму, и в Томске, и в Санкт-Петербурге. А вот в скромном уездном Серпухове Клейн построил сразу пять зданий, четыре из которых и по сию пору служат украшением города.

Городской дом на улице Советской, д. 31



    Городской дом был построен на средства уроженцев Серпухова московских купцов 1-й гильдии Ивана и Петра Григорьевичей Фирсановых. Иван - крупный лесоторговец, отец той самой Веры Фирсановой, владелицы Сандуновских бань и в честь которой Фирсановка. С 1905 по 1917-й годы здание занимала городская дума и управа, присутственные места. Здание  построено в псевдорусском стиле эклектичное по форме. Заканчивал строительство архитектор Владимир Германович Аппельрот.
    В одном из источников упоминается, что здание было спроектировано Митрофаном Александровичем Арсеньевым (1837-1905). В Москве Арсеньев построил возле Белорусского вокзала для Фирсановых дом для вдов и сирот в таком же стиле и отделке, Эти два факта не позволяют игнорировать такую версию.

2. После революции здание снова занимали власти, но это были уже Советы. Впоследствии здание было передано расположенному рядом заводу "Металлист", а власть переехала на Советскую площадь.


3. Особняк серпуховской промышленницы Анны Васильевны Мараевой на улице Чехова (бывш. Фабричной). Здание построено в 1896-м году.


4. Хозяйка особняка занималась коллекционированием предметов искусства, но не столько из желания поддержать художников и из любви к этому самому искусству, сколько из желания выгодно вложить деньги. Поэтому картины большей частью хранились в кладовых загородного дома. После революции в особняке был организован музей, в который свезли предметы искусства из соседних усадеб. Коллекция живописи историко-художественного музея является крупнейшей в Подмосковье.


5. Церковь Всех Святых стоит за старыми стенами Высоцкого монастыря на бывшем монастырском кладбище.


Необычная архитектура для провинциального города. романо-византийский стиль, при строительстве применялись карельский гранит, мячковский известняк, коломенский песчаник, другие дорогие материалы. Построена церковь в 1896-м году по заказу и на средства текстильного фабриканта Николая Николаевича Коншина и призвана была стать семейной усыпальницей. Церковь двухъярусная, на втором этаже собственно храм, а на первом - семейная усыпальница.

6.


7. Входы в усыпальницу выполнены в форме римского саркофага, они были восстановлены в ходе закончившейся недавно реставрации. В 1920-е годы усыпальница была разорена большевиками.


8. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, с приделами иконы Божией Матери "Знамение", трёх Святителей на Занарском кладбище. Я до неё не добрался, поэтому фото из Сети.


Спасский храм построен в 1893-96 гг. на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова на Занарском кладбище (возникло во 2 половине XIX века на городских выгонных землях вдали от жилых построек). Церковь была украшением Занарья. Архитектурный ансамбль представляет собой яркий пример "русского стиля" конца XIX - начала XX века.  Отдельно стоящая колокольня с парадными воротами (ее верхний ярус разрушен в советское время) образует вход на кладбище, рядом с ней стоят невысокие дома причта. Иконостас был цинковый, позолоченный, иконы в нем представляли изображение событий Страстной Седмицы.

9.


В советское время храм был закрыт, лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено около 50 гаражей. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи 2 половины XIX века. Сейчас храм потихоньку восстанавливается.

10. Роман Иванович принял участие в строительстве ещё одного серпуховского храма - Жён Мироносиц. Новый храм был построен на средства, завещанные местным купцом А.А. Солодовниковым. За прототип был взят храм Климента Папы Римского в Москве. Проект был разработан архитектором А.С. Никитиным, строительство началось в 1869-м году, через год недостроенные купола обрушились. В 1971-м году получено разрешение на продолжение строительства, заканчивал которое уже Клейн.


11. Вместе со старым храмом новый составил храмовый комплекс. Во время войны храм пострадал от обстрелов и его впоследствии разобрали.


100 архитекторов московского модерна

обзоры, Клейн, архитекторы, Серпухов

Previous post Next post
Up