Архитектор Мазырин. Обзор работ

Dec 11, 2023 20:00

    Виктор Александрович Мазырин - один из ярких представителей славной плеяды архитекторов золотой эпохи российской архитектуры - конца 19-го - начала 20-го века. Родился он 30 мая 1859 года в Алатыре Симбирской губернии в семье Александра Ефимовича Мазырина - дворянина по происхождению, лекаря 4-го резервного батальона Суздальского пехотного полка. После смерти отца мать направила 9-летнего Витю в Нижегородскую мужскую гимназию на полный пансион. Вскоре умерла и мать, заботу о мальчике взяла на себя тётка.
    В 1876-м Мазырин поступил в МУВЗ - Московское училище ваяния, живописи и зодчества, там он познакомился со многими известными в будущем архитекторами и художниками. В 1882 году он окончил училище со званием классного художника архитектуры. В дальнейшем участвовал в проектировании выставочных построек: в 1889 году - в проектировании павильонов России на Всемирной выставке в Париже, в 1891 году - в строительстве Среднеазиатской выставки в Москве, в 1894 году построил русский павильон на Всемирной выставке в Антверпене[4]

Но самой известной постройкой Мазырина стал особняк Арсения Морозова на Воздвиженке.



    Ещё во время учёбы в гимназии Мазырин получил от сверстников прозвище Анчутка (нар. чёртик, бесёнок) - за необычную внешность (смуглую кожу, волнистые тёмные волосы, нос с горбинкой) и тягу ко всему мистическому и сверхъестественному (он увлекался мистикой и спиритизмом, восточными учениями, считал себя реинкарнацией строителя египетских пирамид); это прозвище сохранилось за Мазыриным на всю жизнь, так звали его и друзья по архитектурному и художественному цеху.
    Мазырин путешествовал по Европе, был в Японии, два раза побывал в Египте. Из поездок он привозил зарисовки понравившихся ему зданий и их элементов. Кое-что из зарисованного он впоследствии реализовал на практике. В его зданиях можно увидеть и мавританские, и готические, и ганзейские мотивы.

2. Действительно, есть в его облике что-то мефистофельское.


3. Мемориальная доска работы скульптора Игоря Замедянского была установлена на стене особняка в 1995-м году. Скульптор создал эту доску по личной просьбе архитектора Ивана Андриановича Шапошникова - внука архитектора.


Мазырин сотрудничал с Морозовыми и в других проектах. Соседний с особняком Арсения Морозова дом принадлежал матери Арсения Варваре Алексеевне Морозовой, урождённой Хлудовой. Она приобрела участок у князей Долгоруких в 1885-м году, проект был заказан Роману Клейну. В 1888-м году строительство дома было завершено, однако через три года уже Виктор Мазырин дополнил здание двумя пристройками.

4.


5. Я не смог разобраться, что принадлежит авторству Клейна, а что - Мазырина. Возможно, Мазырин вообще строил сарай и конюшню.


6. Сейчас здание занимает ФСО, ворота охраняет автоматчик, на территорию въезжают машины с мигалками.


7. Следующая работа, выполненная Мазыриным для Морозовых - особняк Михаила Абрамовича и его супруги Маргариты Кирилловны ( в девичестве Мамонтовой) на Смоленском бульваре.


Особняк на этом месте был с начала 19-го века, здание неоднократно перестраивалось. Свой нынешний внешний вид он обрёл при хозяине - К.С. Попове, владельце пассажа на Кузнецком мосту и чаеторговце. Перестраивал здание для него академик архитектуры Александр Иванович Резанов. Заказ на переделку дома для Михаила Абрамовича Мазырин получил в 1894-м году. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой первоначальный стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком переходами. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне Морозовой (в девичестве Мамонтовой). При участии Мазырина на первом этаже главного дома появляются шесть парадных залов, оформленных в различных стилях: «мавританский», «помпейский», «охотничий», «ренессансный», «греческий», «английский», «малый английский», а также «египетская» лестница по примеру особняка другого Морозова - Алексея Викуловича.

8. В особняке бывали многие известные деятели искусств, а Валентин Серов, с которым также Мазырин дружил, написал портрет хозяйки дома - Маргариты Морозовой.


9. Вдова Михаила Морозова успела продать особняк до революции М.К. Ушкову. После революции здание занимали фабричный клуб, дом пионеров, райком партии, банк. В результате перепланировок интерьеры серьёзно пострадали, сейчас здание непонятно как используется.


10. Доходный дом крестьянина Артёма Фролова, построен в 1914-м году в Девкином переулке, ныне это часть улицы Бауманской. Здесь идёт чистая стилизация под готику. Подробно о доме здесь.


11. 4-й Ростовский пер., 2 строение 2, доходный дом Т.А. Селиной, 1914-й год, неоклассицизм.


12. Дом по адресу Подсосенский 14, стр. 1. Бывший доходный дом Скугаревского (Мосолова).


Доходный дом 1910 года постройки. Фасад здания полностью покрыт керамической плиткой и расчленён лопатками болотного цвета на центральную и боковые части. Завершающие центральную и боковые части дома аттики выполнены в готических формах, сочетающихся с оформленными в стилистике модерна ограждениями трёх металлических балконов. Несмотря на внешнюю простоту, доходный дом имеет запоминающийся стилистический облик.
    В 2000-е годы была проведена реконструкция здания, в результате которой был несколько изменён его внешний облик. В частности, на первом этаже были пробиты дополнительные двери, увенчаны шпилями башенки, изменён рисунок оконных переплётов. В настоящее время дом является жилым. В части здания со двора размещается Школа архитектуры и дизайна. Доходный дом является заявленным объектом культурного наследия. Первый этаж по фасаду занимают офисы и парикмахерский салон. В правой части дома находится проездная арка.

13.


14.


15. Похожий на предыдущий дом по адресу улица Машкова, 17. Бывший доходный дом Ф.Т. Кононовой построен в 1913-м году.


16. Южный пейзаж на торце дома.


17.


18. Здесь применён глазурованный кирпич, характерный для модерна. Причём качество его такое, что он отражает солнечные лучи не хуже стекла.


19. Да и башенки-туры своими навершиями относят нас к готике.


20. Получилась смесь неоготики с модерном.


21.


22. Доходный дом А.С. Фролова - Ю.Н. Дурновой (1909-1914) на улице Машкова, дом 21.


Дом по-своему уникальный, напоминает какой-нибудь ганзейский город Германии или Прибалтики. По всей видимости, Мазырин, путешествуя с Арсением Морозовым по Европе взял на заметку и такой стиль. Дом разделён на две половины парадным подъездом, в каждой половине было по одной квартире на этаже - всего в доме 8 квартир.

23.


24. Вот интересно, когда на стене дома появилась эта керамика и что она означает?


25. Вид со двора. Между домами 17 и 21 явно был ещё один дом. как он выглядел и когда был утрачен мне выяснить не удалось, на старых фотографиях его нет.


26. Строил Мазырин не только яркие, запоминающиеся дома, но и "в размере сметы", когда заказчик экономил на внешнем виде здания. Характерным примером таких построек являются дома 20-22 в Фурманном переулке. Оба дома слились в одно невзрачное целое, они были построены в 1910-м году.


27. Дом 20 строился по заказу уже известного нам крестьянина Артёма Фролова.


28. Дом 22, заказчик - Д.З. Гинзбург.


29. Участок позволял продлить здание вглубь.


30. Большая Грузинская, дом 18 - бывший доходный дом Р.А. Трифоновой. Нанимался для приюта Армянской церкви Успения Пресвятой Богородицы, располагавшейся до сноса в 1935 году по адресу: Большая Грузинская ул., 26. (Фото из Викимапии)


31. Перестройка доходного дома (1903, Москва, Лесная улица, 55, стр. 1). В доме был магазин, торговавшим фруктами, он служил прикрытием для подпольной типографии.


32. Доходный дом А. Д. Недыхляева (1901-1902, Москва, Первый Коптельский переулок, 24. (Фото из Викимапии) Буду в тех краях, сделаю нормальное.


33. Камин в доме.


34. Перестройка главного дома городской усадьбы (1891, Хлебный переулок, 28), позднее перестроен А.Н. Зелигсоном. Сейчас здесь посольство Исландии.


35. Переустройство алтарной части и расширение церкви Николая Чудотворца (1903-1904, Наро-Фоминск, улица генерала Ефремова, 2), объект культурного наследия федерального значения;


36. Перестройка доходного дома Никитского монастыря (1890-1892, Москва, Большая Никитская улица, 9/15, стр. 1. Сейчас на месте снесённого здания строится бутик-отель примерно такого же внешнего вида.


Очень много зданий, построенных Мазыриным не дожило до наших дней. Из утраченного:

37. 3-й Обыденский, 4/8 (дом справа) - по этому адресу в референс-листе архитектора числится доходный дом. Вряд ли это тот, который на фото, всё-таки владельцы доходных домов старались выжать максимум из площади участка и строили дома повыше.


38. Доходный дом В. В. Каштанова (1910-е, Москва) 3-й Обыденский пер. 4/8. По этому адресу числился дом Каштанова, где на 1-м этаже у него была мастерская, а на втором жил он сам с семьёй. На доходник это никак не похоже.


39. Дача Шаляпина в Ратухино, недалеко от Перславля-Залесского. 1905-й год. Строил совместно с художником Константином Коровиным, дача которого была в соседней деревне Охотино. После того, как Шаляпин передал деньги на помощь детям белых эмигрантов, советское правительство дачу отобрало. В 1980-х её частично разобрали, остальное сгорело.


По многим утраченным зданиям я не смог даже найти старых фотографий:

Участие в проектировании и декорировании российского павильона на Всемирной выставке (1889, Париж), не сохранился;
Перестройка доходного дома Н.Н. Чернева (1890, Москва, Средний Кисловский переулок, 2), не сохранился;
Проект дома Халатова (1890, Москва, Рождественский бульвар, 9), не осуществлён;
Перестройка доходного дома (1890-1892, Москва, Большая Никитская улица, не сохранился;
Участие в строительстве и декорировании павильонов Среднеазиатской выставки (1891, Москва), не сохранились;
Русский павильон на Всемирной выставке (1894, Антверпен), не сохранился;
Возведение и оформление главного павильона, павильонов Тверской и Никольской мануфактур, павильона «Товарищества Ф. Реддавей и К°» на Всероссийской промышленной и художественной выставке (1896, Нижний Новгород), не сохранились;
Доходный дом Н.К. Лебедева (1990-е, Москва, Большая Якиманка, 50), не сохранился;
Проект Храма Святого Сергия (1901, Рязань), не осуществлён;
Доходный дом А.Д. Недыхляева (1901-1902, Москва, Первый Коптельский переулок, 24);
Оформление Всероссийской кустарно-промышленной выставки в Таврическом дворце (1902, Санкт-Петербург), не сохранилось;
Церковь Николая Чудотворца (1904, с. Березино Клинского района Московской области), руинирована;
Реконструкция доходного дома М. А. Перельмана (1904, Москва, Большая Грузинская улица, 63), не сохранился;
Перестройка доходного дома церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках (1907, Москва, улица Петровка, 11), не сохранился;
Доходный дом М.В. Евдокимова (1907, Москва, Проектированный Новый переулок, 13), не сохранился;
Доходный дом П.И. Булатова (1910-е, Москва, Большой Балканский переулок, 1, 3), не сохранился;
Доходный дом В.В. Каштанова (1910-е, Москва, Ботанический переулок, 8), не сохранился;
Доходный дом И.С. Соловьёва (1910-е, Москва, Проектированный Новый переулок, 16), не сохранился;
Доходный дом Красавиной (1910-е, Москва, 2-й Бабьегородский переулок, 6), не сохранился;
Проект церкви в имении В. И. Солдатенкова (1910, Кунцево), не осуществлён;
Доходный дом Куликовского (1911, Москва, Третий Обыденский переулок, 4/8);
Доходный дом Н.П. Тимофеевой и Е.И. Буланкиной (1913, Москва, Гавриков переулок, 23-25), не сохранился;
Доходный дом П.Ф. Шиперко (1913, Владимиро-Долгоруковская улица, 3), не сохранился;
Пристройка флигеля во владении А.А. Недыхляева (1912, Москва, Первый Коптельский переулок, 24, во дворе);
Деревянная церковь Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Лосиноостровской (1916, станция Лосиноостровская), не сохранилась;

Виктор Александрович Мазырин умер в 1919-м году в Москве от брюшного тифа, похоронен на Пятницком кладбище.

100 архитекторов московского модерна

обзоры, Морозовы, Мазырин, архитекторы

Previous post Next post
Up