Открывать BACH-fest для себя во второй день фестиваля, не то же самое, что быть на его
открытии в первый. Но это несравнимо лучше, чем совсем пропустить главное органное событие года. В этот день Кай Йоханнсен - органист Монастырской церкви Штутгарта - перешел от скамьи органиста к дирижерскому пульту чтобы руководить Уральским молодежным симфоническим оркестром (да-да, это тот, где "девушки в красивых платьицах".
Точная копия клавесина 1730 года: та же конструкция, роспись и резьба. Имеет 2 мануала и 3 регистра.
Оркестр УМСО давно не оставляет меня равнодушным: не только из-за обаятельных молодых девушек, но и из-за живости и какой-то порывистой манеры игры. В рамках фестиваля у музыкантов столько же времени к разучиванию произведения, сколько было во времена Баха: неделя, чтобы успеть к воскресной службе.
Ария из Сюиты для оркестра №3 подобна рассвету, закравшемуся к вам в окна погожим майским утром. Своими лучами он трогает вас за руку или показавшееся из под одеяла плечо и не дает покоя своим теплом, пока вы не откроете глаза и не потянетесь, сладко зевнув. Я бы так и просыпался, если солнечные лучи любили меня так же, как софиты этих скрипачек. Музыка играет отблесками сотен маленьких светил на их обнаженных плечах, пока девушки выводят основную мелодию. А клавесин незаметно вплетается в общее звучание, так, что не сразу осознаешь его присутствие за стройными рядами стройных музыкантов. Он такой же тонкий, как скрипка, и заполняюще звонок. Я то и дело отвлекаюсь от происходящего на сцене: уводимый мелодией и светом куда-то в пространства зала, скольжу рассеянным взглядом по его стенам и потолку.
От этого великолепия мой сосед слева решил прильнуть к неприкрытым коленкам миловидной дамы, сидящей рядом с ним, и слушать музыку оттуда. Хорошо, когда тебе 8 лет.
Тарас Багинец (орган), Кай Йоханнсен (дирижер), Евгений Марков (первая скрипка), Алексей Доркин (флейта)
Для исполнения Бранденбургского концерта №5 - одного из самых известных неискушенному слушателю концертов Баха - клавесин выносится на авансцену. Притом что обычно инструмент играл партию баса и выполнял сопровождающую функцию, он может тем не ограничиваться и быть солирующим.
От оркестра остался камерный состав. Его усилили первая скрипка УАФО и единственная флейта одного из их дирижеров. За клавесином - органист Филармонии, за пультом - органист главного немецкого собора в Штутгарте. На сцене - пара скрипачей, еще больше скрипачек и одна не уступающая им виолончелистка. Пока мужчины выходят на первый план, девушки стоят в длинных черных платьях в пол. При одинаковом завершении у земли, поднимаясь от талии кверху, каждое начинается по-своему. И где нельзя блеснуть лодыжками, можно раскрыть красоту исполнительницы и подчеркнуть красоту музыки плечами и декольте.
Наблюдая за происходящим на сцене, заметно, как в момент клавесинного соло у замерших музыкантов может отсчитывать такт легкое кивание головы или низкоаплитудное движения смычка, идущего при опущенной скрипке вдоль тела.
В большом зале клавесин, кажется, не раскрыл свой потенциал в полной мере: я слышу его заполнение, но больше скрипку. Как приземистый и немного ворчливый любящий старший брат при нескромно прекрасной высокой расцветшей сестре. Опекает ее. Но до доминирующего клавесина мы еще доберемся под закрытие фестиваля.
Кай Йоханнсен
Второе отделение не обошлось без вокала. Духовная кантата - регулярное в творчестве Баха произведение, предназначенное для заполнения пауз во время богослужения, которые отводились для возможности погрузиться в себя после прочтения священного текста. Так что раз от раза, неделю за неделей, он писал музыку для богослужений, посвящая ее различным мотивам и сценам из Святого писания.
Готовность органа к участию в происходящем остается неочевидной до последнего момента, так как расставленный на заднем плане в три ряда хор закрывает всю нижнюю часть инструмента вплоть до труб. Его звучание предваряет начало вокальных монологов, когда может замереть весь хор и оркестр, а к нему присоединится лишь контрабас, или скрипка, или редкий инструмент баховских времен -
гобой д'амур. Я бы сказал, что в первую очередь Солисты обладают не "сопрано" или "тенором", а "певучим немецким", и за каждым из них следует своя часть оркестра.
С точки зрения
изобразительного искусства, музыкальный концерт - это перфоманс, не оставляющий ничего материального. Искусство, творящееся здесь и сейчас, не имеющее иных воплощенных мостов с реальностью, кроме заметок слушателей и связующих звеньев в памяти. Так я приобщаюсь к уникальным явлениям и оставляю записи о своих воспоминаниях. А покуда промежутки между реорганизаций сцены заполнены информативными вставками, еще и восполняю прогулянные в детстве часы музлитературы. Такие дела.
Тарас Багинец
Скрипачки
Еще скрипачки
.
.