Дом для трёх видов транспорта

Apr 29, 2021 17:00

В центре Саратова напротив университетского городка находится целый комплекс строений, с которым связано возникновение первого городского общественного транспорта - конно-железной дороги, а затем и трамвая.



Первый общественный транспорт

Договор на постройку линий «конки» был заключён 25 декабря 1885 года между Городской управой и частным лицом - Леонидом Петровичем Блюммером.

До переезда в Саратов, Блюммер, дворянин, выпускник Московского университета, успел поработать журналистом и издателем в Петербурге, Москве, Берлине, Брюсселе и Дрездене, после чего провёл 5 лет в ссылке за тематику своих изданий.

В 1885 году он основал акционерное общество и заключил концессионный договор с саратовской городской управой, согласно которому в течение трёх лет надлежало выстроить до 20 вёрст рельсового пути (8 линий), устроить конно-вагонный парк с конюшнями, сараями и мастерскими, два жилых дома: «жилой дом для кучеров, конюхов, сторожей и рабочих до 300 куб. саж. помещения» и «жилой дом для Управления и служащих до 200 куб саж. помещения».



Конка на железнодорожном вокзале

27 апреля 1887 года Саратовская городская Управа подписала акт о приеме в эксплуатацию конно-железной дороги в г. Саратове, а торжественное открытие движения по первым двум линиям произошло 30 апреля. Плата за проезд составляла 5 копеек в первом классе и 3 копейки во втором. Если переводить эти деньги на современную среднюю зарплату, то стоимость поездки получалась бы порядка 50 рублей.

Господин Блюммер не прогадал. Конка стала настолько популярной, что прибыль с лихвой перекрывала ежегодные платежи в городской бюджет.



Конка на пересечении Московской и Никольской

К 13 сентября 1888 года на территории, прилегающей к улице Астраханской между Московской и Большой Казачьей были закончены все необходимые сооружения: 8 конюшен, вагонный сарай, кузница, мастерская, подковальня, конский лазарет, каретник, амбары, погреба, водокачка, парники, теплицы и другие помещения. Два двухэтажных деревянных корпуса из сруба лиственницы (сохранились до сих пор) предназначались для управляющего конкой и для больницы.



Дом, где была больница (а позже медпункт и общежитие СГЭТ), был передан в муниципальную собственность. Сегодня в нём многоквартирный жилой дом.



У дома управляющего конкой более сложная судьба. После расселения он оказался заброшен и замешан в судебных делах.



Об этих домах я уже писал отдельно в посте: Деревянные красавцы на Московской, 153. 6 лет тому назад они выглядели куда лучше.



В 1888 году Блюммер умирает, и всё хозяйство переходит на баланс акционерного общества, которое ещё 20 лет зарабатывало на конке неплохие деньги.



Электрификация и трамвай

29 января 1902 года Саратовская городская управа опубликовала информацию о приглашении предпринимателей для создания в Саратове центральной электрической станции по выработке энергии для освещения, трамвая и снабжения двигательной силой промышленных предприятий.

Конечно электричество тогда в городе уже использовалось. Дизельные электростанции были установлены на разных предприятиях, в гостиницах, богатых домах для освещения, работы подъёмников. И это было весьма затратно. Строительство электростанции решало вопрос с освещением городских улиц и электрификацией домов и магазинов в довольно приличном радиусе по приемлемым ценам.

После проведения конкурсного отбора, 15 апреля 1905 года был заключен договор между Городской Управой и бельгийским акционерным обществом «Взаимная компания трамваев». Надо сказать, что бельгийцы прочно захватили данную нишу. Представители этого маленького европейского государства владели трамвайными системами во многих городах мира.

18 марта 1907 года конка была передана в эксплуатацию бельгийскому обществу, и трамвай был проложен по действовавшим линиям конки. Город настаивал и на открытии дополнительных маршрутов. Всего было запроектировано 9 трамвайных линий.

В этом же году на территории депо и конюшен конки началось возведение комплекса зданий трамвайного парка, на углу Астраханской и Большой Казачьей строилось здание электростанции. Архитектором комплекса был Юрий Николаевич Терликов.



1908 год. Строительство электростанции.

Строительство было завершено в 1912 году.



Электростанция постоянного тока, мощностью 3200 лошадиных сил, вырабатывала ток для нужд трамваев, освещения трамвайных путей и улиц. Электричество продавали в дома и предприятия. В центре города станция обеспечивала почти 40% домовладений электричеством.



Сейчас и 110 лет тому назад

Получился целый комплекс красивых промышленных кирпичных зданий в стиле модерн. Скошенные навершия окон, волнообразные крыши, кирпичный декор. В общем-то это характерно и для других работ Терликова в нашем городе (здание казначейства на Сакко и Ванцетти, типография Шельгорн на Университетской, собственный особняк на Провиантской).



Бывшая кузница, надстроенная Терликовым

Вскоре мощностей электростанции стало не хватать, но начавшаяся Первая мировая война не позволила бельгийцам заняться модернизацией станции - получение нового оборудования из-за Европы стало невозможным.

В действующую армию были призваны тысячи жителей Саратова, среди которых был чернорабочий саратовского трамвайного депо Сидор Артемьевич Ковпак, который позже станет известен, как легендарный партизанский командир времен Великой Отечественной войны.



В 1918 году трамвай и электростанция были национализированы. Два деревянных здания, сохранившихся ещё со времён конки (здание управляющих на Московской и здание больницы на углу Московской и Астраханской) были переданы под общежития работникам трамвайного парка.

Сильно подорвали хозяйство первая мировая, революция, а потом и гражданская война. В довершении ко всему в 1921 году на электростанции произошёл пожар. Нужно было вложить много сил и средств в восстановление.

В 1926 году был проведён капитальный ремонт электростанции, и она оставалась основным источником электроэнергии для города, до введения в строй СарГРЭС в 1930 году.



Бывшая электростанция в 1960-х. Фото Германа Рассветова

На другой стороне от Большой Казачьей был построен комплекс домов, который позже получит условное название "дома трампарка", напротив - появился детский сад для детей работников предприятия.

Третий транспорт - троллейбус

В 1926 году на Степана Разина началось строительство трамвайного депо №1, которое затянулось на целых 9 лет. До тех пор трамвайный парк на Большой Казачьей оставался единственным в городе.



1920-е. Трамвай у Крытого рынка

После того, как для трамваев был построен "новый дом", эта территория начала использоваться как ремонтные мастерские.

В конце 1950-х здание электростанции собирались приспособить под спортзал Саратовского университета. По воспоминаниям старожилов, студенты работали внутри над демонтажем дизельных генераторов с помощью ломов и взрывчатки. Но передача здания университету не состоялась.



6 ноября 1952 года в канун 35-летия революции в городе было запущено троллейбусное движение. Но троллейбусное депо построят только в 1960 году. До этого момента троллейбусы будут размещаться в автомобильном гараже на территории ремонтных мастерских.



Получается, что территория три раза становилась первым местом обитания нового для города транспорта: конки, трамвая и троллейбуса.
Сегодня здесь по-прежнему располагается администрация саратовского электротранспорта, работают ремонтные мастерские и тяговая электроподстанция. Его восемь самых красивых зданий относится к объектам культурного наследия регионального значения.



Астраханская, Большая Казачья, Московская, модерн, транспорт, троллейбус, трамвай, объект культурного наследия, архитектура, СГЭТ, краеведение

Previous post Next post
Up