Ватничество для чайников

Jan 06, 2016 16:58

Сегодня мы поговорим о феномене ватничества. Ни у кого не возникал вопрос, почему многие российские деятели культуры, в 80х и ранних 90х поддержавшие перестройку и осудившие преступления советского режима, сейчас стали ярыми ватниками? Самые яркие примеры - Розенбаум и Панфилов-Кинчев. И у меня есть шо сказать…

Помните такой термин, которым вата 90х гоняла реформаторов 90х - дерьмократы? Выходит, вата сознательно называла себя дерьмом и не хотела получать власть? Совершим небольшой экскурс в историю - как жила Российская империя сотни лет? Источником ее богатств были бесправные неграмотные крепостные, а продукты их труда присваивались привилегированным классом. Никакого влияния на свою жизнь у крепостных не было, включая сюда выбор супруга. От дворян крепостные получали избавление от любых мук выбора - что сеять, когда убирать, какую работу сегодня делать. Ни к какому интеллектуальному труду крепостные не годились в принципе, т.к. не умели не только читать и писать, но и считать. Источником любых изменений в технологиях могли быть или дворяне, или выписанные ими из-за границы инженеры.

В то время как на Западе уже произошли буржуазные революции, Россия жила при феодальном строе. Люди, задумывающиеся над ее судьбой, понимали, что ни о какой конкуренции с Западом при существующем порядке вещей не может быть и речи. После отмены крепостного права низшие слои общества начали хотя бы учить грамоте, но гонка с Западом была проиграна, так и не начавшись.

Потом были потрясения в виде первой мировой войны и последовавшей за ней революции в ослабевшей стране, не смогшей воспользоваться победой. К власти пришла кучка фанатиков, обманувших неграмотное население, весь креативный класс уничтожили или изгнали за пределы страны. Вообще поведение России в переломные моменты похоже на поведение Ивана-дурака, прочитавшего на камне пророчество: «поедешь налево - коня потеряешь, направо - голову, прямо - пидарасом станешь». Он последовательно объезжает все направления, терпит все лишения, предсказанные камнем, не получая ничего взамен.

После насильственно проведенной коллективизации и индустриализации народ занял привычное место бесправного скота в колхозе, на стройке или заводе. При декларируемой демократии и абсолютной власти народа механизмы заменяются симулякрами: депутаты назначаются по квотам (женщин столько-то, беспартийных столько-то, рабочих, крестьян, интеллигенции - все по заранее расписанному плану), но все равно ничего не решают, человеческая жизнь ничего не стоит, как по отдельности, так и в миллионных масштабах - ужасы искусственного голода и войны тому печальное доказательство.

К середине 80х получаем то же самое, что и в конце 19го - начале 20го веков. СССР безнадежно отстает от Запада, даже закоснелая в своем догматизме власть понимает, что нужно что-то менять. Объявляется гласность, открыто обсуждаются преступления советского режима, ГУЛАГ, репрессии, Афганистан (в который исправно отправляют на убой призывников), Чернобыль. Становятся доступными Солженицын, Войнович, Алешковский - их печатают в периодических «толстых» журналах. Вот тогда и расцветают наши подопечные - деятели культуры, клеймящие ужасы совка:

Анафема всем тем, кто записал себя в опричники,
Войдя в экстаз от маршей культа личности,
Всем тем, кто беззаконию потрафили,
Вам, френчи на далеких фотографиях,
Анафема, анафема.

Тем, кто писал, и тем, кто арестовывал,
В этапы втаптывая сапогами головы,
Всем тем, кто был на буйстве крови шафером,
И вам, воспевшим сталинскую мафию,
Анафема, анафема.

Вы всю жизнь боялись суда,
Сны свои зарывая в подушки,
Потому что стучались в них души
Тех, кто милостью вашей страдал.
Но не всех вас призвал прокурор,
Сам Вышинский - и тот был иудой.
Бойтесь времени, время - топор,
Ваши шеи отыщет в день судный.
Бойтесь времени, время - топор.

Тем, кто детей оставил без родителей,
Своих в "Артек" отправив удивительный,
Вам, расстрелявшим армии и кафедры,
Вам, кто, убив, читал над гробом эпитафии,
Анафема, анафема.

Прославив на века отца Иосифа,
Как змеи, сами его имя кожей сбросили,
Вождей своих меняли как перчатки вы,
Не часто ли, не часто ли?

Да вы и сегодня боитесь суда,
Сны свои зарывая в подушки,
Потому что стучались в них души
Тех, кто милостью вашей страдал.
Но не всех вас призвал прокурор,
Сам Вышинский - и тот был иудой.
Бойтесь времени, время - топор.
Ваши шеи отыщет день судный.
Бойтесь времени, время - топор.

Александр Розенбаум, «Анафема».

Мы вскормлены пеплом великих побед.
Нас крестили звездой, нас растили в режиме нуля.
Красные кони серпами подков, топтали рассвет.
Когда всходило солнце, солнцу говорили: "Нельзя, нельзя".

И ночь лепила в стекло залпами снега,
Ночь плевала в лицо чёрным дождём,
Ночь хохотала, кружа и сбивая со следа.
Мы, хранили огонь, но не видели, с кем мы идём.

Но солнце всходило, чтобы согреть наши души.
Солнце всходило, чтобы согреть нашу кровь.
Сторожа продолжают спать, но сон их явно нарушен.
Сторожам ещё невдомёк...

И демоны в тусклых квартирах
Цедили из ран нашу боль,
Сулили нам сытые кухни, лизали луной,
Стращали охраной порядка, страшным судом,
Но мы их гнали прочь, мы жгли нашу жизнь.
Мы жгли...
Мы возвращались домой,
Возвращались домой...

А те, кто боялся огня, до сих пор сбивают сырые углы.
Они охраняют покой, что ж, им есть что терять.
Они говорят о любви, возведя добродетель в закон.
Но когда всходило солнце, закон позволял им стрелять.

Но солнце всходило, чтобы согреть наши души.
Солнце всходило, чтобы согреть нашу кровь.
Сторожа продолжают спать, но сон их явно нарушен.
Сторожам ещё невдомёк...
Мы вскормлены пеплом великих побед.
Алиса, «Солнце встает»

В результате ослабления тотального контроля над населением и элитами СССР внезапно (в первую очередь для самого себя) сворачивает себе шею. Народ терпеливо ждет все те блага, о которых он услышал в перестроечных СМИ, в это время «красных директоров» сменяют ставленники семей президентов, все якобы «народное» достояние быстро становится собственностью неизвестно откуда взявшихся людей в результате «приватизации», не имеющей никакого отношения к честному и справедливому процессу перехода от государственной к частной собственности. Власть становится не просто игрушкой для реализации амбиций - пожать руку президенту США или премьеру Англии, а жизненно необходимой гарантией сохранения контроля над предприятиями, приносящими миллиарды. Население догадывалось, что что-то тут не чисто, в результате чего режим чуть ни упал 2 раза - в 1993 и 1996, но чудом выстоял.

К 2000г Россия подошла такой же слабой, какой был СССР перед смертью. Путин изображал демократа, но пользовался смесью КГБшной и уголовной техник для устранения приведших его к власти людей и удержания и укрепления доставшейся ему случайно власти. И тут цены на единственный производимый Россией товар, сырье (в основном углеводороды), начинают расти. Население, так и не научившееся работать в условиях конкуренции, практически не напрягаясь получает доступ к тем благам, которые ему обещали в конце 80х - начале 90х. Кредит на вторую тойоту, третий телевизор, отдых в Турции - все доступно, зарплаты силовиков 1500 долларов, менеджеров - 3000, руководства - от 5000 до бесконечности. Что-то вкладывается в инфраструктуру, дворники-таджики убирают заасфальтированные дворы, кругом красота. Правда, в провинции нищета, пьянство, безработица и вымирание, но в информационной картинке она отсутствует.

Что же увидело население? Что при «дерьмократах» оно доедало седьмой хуй без соли, а при сильной руке альфа-стерха у него благоденствие и процветание. Вместо того, чтобы почувствовать на себе преимущества демократии и свободного рынка, население в результате влияния мировой конъюнктуры получило прямо противоположный опыт. Круг замкнулся - за выживание крепостных отвечал дворянин или управляющий, нанимаемый им; за благосостояние сегодняшнего населения России отвечает российская власть («вертикаль» по своей сути заняла место дореволюционного дворянства со всеми его атрибутами, включая наследование - много мы видели детей власть имущих, работающих на обычных должностях?) Отсюда это «не раскачивайте лодку» - люди ассоциируют отказ от авторитаризма с нищетой 90х, а «вертикаль» как гарант их благосостояния - с советской системой. Нанимаемые властью пропагандисты это прекрасно понимают и умело эксплуатируют эти ассоциации, продавая населению микс из советской мифологии (феномен «победобесия») и «вставания с колен» России на мировой арене (на которой на самом деле она решает сугубо прикладные задачи, в основном связанные с транспортировкой углеводородов, и решает довольно неудачно - см. байку про Ивана-дурака и камень). Кто из «совести нации» поймал эту струю и пытается ее оседлать - ватничает, кто был борцом в 80е-90е, а сейчас офигевает от происходящего - сидит тихо (пример - лидер ДДТ Шевчук), и только единицы открыто объявляют, что теперешний путь России - это последнее (оно же единственное) плавание Титаника. При этом большинство выдающихся ватников, к чьему мнению прислушивается рядовая вата, после заполнения водой достаточного процента трюмов просто займет давно купленное место в шлюпке и тихо уплывет, а сама вата утонет в холодных водах океана. Но это потом, об этом вате думать страшно, а пока она коротает время в псевдопатриотическом угаре. И мантра о правильности выбранной руководством России линии и 86% поддержки - это оберег от возврата в низкие цены на углеводороды 90х. Эти низкие цены на углеводороды - реальность сегодняшнего дня, но большое падает долго, накоплены какие-то ресурсы, поэтому Титаник плывет. Пока…

Вот так все оказалось просто. Вата - проекция своего опыта за последние 30 лет на многовековую историю России. Ватника от не-ватника отличает видение своих личных бенефитов от внедрения демократических институтов. Но если не-ватник это более-менее понимает (пусть на примитивном уровне типа "в Европе и США живут лучше"), то ватник для обоснования своей позиции поливает вас тоннами помоев про фашистов, происки Америки (которой скоро конец, т.к. она слишком много должна) и мощь своей армии. А на самом деле она боится еще раз пережить крушение своей тюрьмы народов.

Украина, вата, Россия, рабы

Previous post Next post
Up