Утро 19-го июля для меня началось в теплой и уютной юрте. Кажется, в ту ночь комфортнее ничего нельзя было придумать и не важно, что на 20 квадратных метрах практически на голой земле рядом со мной спали еще 7 человек.
В этот день мне предстояло проехать всего около 100 км как раз до самой границы, правда при этом были два перевала - один 3615, другой 3780 метров над уровнем моря. Благо асфальт идеальный и если грамотно вработаться в такую высоту, то она не сильно бьет по ногам и пульсу. Главное правило на таких высотах - никаких резких движений, иначе пуль сразу под 200 ударов в минуту прыгает и потом минут 5 приходишь в себя и еще долго пытаешься отличить верх от низа.
Самое сложное после ночевки в теплой юрте - это выйти из нее в легкий морозец на улице. Там тепло, а тут холодно. Позавтракать мне не предложили, поэтому я сразу собрался и отправился в путь.
Как только вышел из юрты, тут же увидел Томаша, который уже во всю крутил педали в одних шортах и футболке. Я же еще был одет как капуста, потому что температура воздуха была ниже +10. Том поведал, что ночевал на 2800 и с утра палатка была покрыта инеем. Проехали с ним метров 200 вертикальных и я остановился тоже переодеться, т.к. ничто так не греет в горах как набор высоты...
Пока переодевался рядом со мной основились два парня из Англии. Они сейчас колесят по Средней Азии, потом планируют податься через Россию в Монголию, вылезти из нее в районе Читы и далее через всю нашу страну обратно в Англию. Такие взрослые дядьки, а про России ничего не знают. Думают, что у нас до сих пор прям средь бела дня людей расстреливают, особенно из Англии. Пришлось минут 30 объяснять, что это не так и попутно я их пригласил к себе в Самару, т.к. они через нее поедут в конце сентября.
Тем временем Томаш уже был высоко вверху. Дорога - серпантин и забирается практически по отвесному склону.
Для тех, кто не силен в горах, поясню что такое вертикальные метры. Видите по середине фото черную точку на обрыве дороги? Это Томаш ждет меня на перевале и расстояние от меня до него - около 200 вертикальных метров. А теперь представьте, что вот так надо забираться 15 раз на велосипеде с багажом. Мотоциклисты-путешественники на сложных перевалах иногда встают на колено перед велосипедистами-путешественниками, они то знаю не по наслышке каково это.
Перевал Талдык - 3615 метров. Очень холодно. Я пока еще тепленький, а вот Томаш продрог до нитки, тем более в сандялях он. Спускаться приходится против сильного ветра, что добавляет эмоций типа: "*ляяяя, как же холодно!" Сначала я поехал вниз, одев лишь длинную джерси Тинькова, но потом пришлось доставать ветровку и штаны. Для меня до сих пор загадка как Том выжил в шортах и сандалях.
Теперь и ачивки моего велопутешествия висят на этом перевале)))
Далее с перевала Талдык идет практически постоянный спуск до села Сары-Таш - ключевая точка веломаршрутов Средней Азии. Здесь встречаются "памирцы" (те, кто едет по Памир Хайвей) и "китайцы" (те, кто идут в Китай). И реально в этом богом забытом селе мы с Томом встретили 4 пары велосипедистов!
Например, эти ребята из Перу и Австрии идут из Австрии в Шанхай через все мыслимые и не мыслимые страны. В Китай хотят идти через Казахстан.
Эти ребята из Горного Бадахшана пришли. Едут медленно, но уверенно: Испания+Франция. Здешние места, как я понял, в основном посещают уже видавшие виды велопутешественники. Почти у всех встреченных это далеко не первый велотрип.
В Сары-Таше заехали с Томом в ашкану (столовую). Покушали отменно на 100 сом.
В течение всего обеда пытался Тому объяснить различие столовой и кафе (ресторана). В итоге получилось как-то так: кафе для богатых, столовая для бедных)))
Далее попрощались с Томашом и договорились как-нибудь еще встретиться уже не на велосипедах и где-нибудь в Европе. Те два парня, что из Австрии и Перу, поведали о велосипедисте, который едет в Китай где-то в получасе впереди от меня. Конечно, можно было напрячься и догнать его, но торопиться мне совсем некуда. Все равно на границе встретимся, т.к. по расписанию она закрыта до понедельника, а сегодня воскресенье.
Дорога из Сары-Таша в Иркештам просто чудесная - слева светло-желтые безжизненные Алайские горы, справа - грозный и заснеженны Памир...
Еду по дороге. Высота где-то 3500-3600. Здесь уже даже юрты не встречаются, т.к. холодно очень. К слову, только-только начинают цвести одуванчики))) И вдруг домик на обочине стоит и мужик машет рукой: "Чай, пошли чай!"
Отказываться не стал, тем более прохладно было.
Мужиком оказался дорожный рабочий, который следит за этой самой дорогой. Дома у него тепло - работает отопление и не важно, что на дворе июль месяц. Живет с женой и тремя детьми.
Угостил чаем, накормил лагманом.
К сожалению, по-русски тоже практически не говорит, поэтому общения не получилось.
Говорит, что зимой здесь не редки морозы до -50 градусов с сильным ветром.
Памир!
Куда-то туда поехал Томаш - Памирское шоссе с перевалом 4600 с копейками. Вот уже где действительно сказка так сказка!
Я же проехал неспешно иркештамский перевал 3780 и стал спускаться вниз. Асфальт идеальный, скорости за 70 км/ч. Волшебство!
Первый КПП киргизских погранцов и первая не очень приятная весть - граница закрыта не до понедельника как в расписании написано, а до вторника. Теперь придется куковать лишний день на границе....
Около КПП сливаются две речки - чистая вода течет с Алая, мутная - с Памира. Может кто подскажет, эти же реки уже текут в Тихий океан?
Ничего особо интересного по пути не встречается да и настроение несколько подупало от новости с закрытой границей. Причина закрытия - у китайцев какой-то праздник. Лишь сурки постоянно радуют глаз и ухо - свистят, шевелят своими толстыми задницами, бегают с велосипедом на перегонки. Кстати, сурки часто выигрывают)))
Показлось село Нюра. Первое что бросилось в глаза - новые однотипные дома. "Землетрясение?" - подумал я, - "И восстановление домов после него?"
Да, так и есть. Уже на заставе в Иркештаме я узнал, что лет 10 назад здесь погибло много людей во время землетрясения.
В Нюре ко мне подбежали два пацана и предложили пожить у них дома за 500 сом/ночь. На что они были вежливо посланы куда подальше.
После Нюры сразу идет спуск в Иркештам.
Раньше в Союзе здесь была только лишь одна застава с 20-тью пограничниками. Сейчас это едва ли не единственный пункт пропуска из Китая в Среднюю Азию со всеми вытекающими. По идеи в дни, когда работает граница, здесь нереальная движуха, но сейчас Иркештам был как Сайлент Хилл. На дороге ни души, на КПП пусто, лишь только ветер качает дверь и форточку поста, справа ни душы, слева ни души, прямо ни души и сзади тоже ни души. Было такое ощущение, что я один в этом мире остался...
Потом я увидел постового с Калашниковым, который делал обход территории. Разговорились. Он сказал еще одну не очень приятную новость. Граница открыватся во вторник, но сначала идут фуры из Китая, потом из Киргизии, и что простые велосипедисты и прочие смогу идти только после того, как рассосется пробка.... Так что есть шанс задержаться здесь до среды.
Ночевать две-три ночи под палящими лучами звездного неба совсем не с руки, к тому же небо переодически поливает дождем. Пошел искать гостиницу. Нашел. За 200 сом ночь.
Вот она - моя красавица. Рэдиссон Сас Лазурная Пик Отель Бордер Киргизия Чайна Хай Лакшери файв стар - так называется это чудо гостиничного бизнеса))) Но главное есть крыша над головой.
Чтобы не сдохнуть от скуки в ближайшие дни пошел знакомиться с местным народом. Один парень по имени Нурик помог мне с интернетом и теперь я могу как белый человек писать заметки в ЖЖ. Правда скорость интера в 100 кб в сутки не позволяет разгуляться.
Нурик мне сказал, что здесь в Иркештаме есть еще 3 велосипедиста, но вчера вечером при помощи постового удалось найти только одного. Постовой - мировой мужик. Служил в Афгане. Купил нам с Гансом (парень из Германии) по бутылке пива. Очень хотел общаться с немцем, но языка не знает и весь разговор был через меня. Единственное что он хорошо произнозил "Томас Андерс и Дитер Болен - дружба!"
Вечером меня Нурик меня позвал на ужин - каурдак с кумысом. Что может быть лучше в этом мире!?
Трек этого дня:
https://www.strava.com/activities/349384553Около 100 км и почти 2000 метров набора высоты.
P.s. несмотря на то, что заняться здесь абсолютно нечем, я нахожу это место очень даже интересным. Чуть позже расскажу почему. Ну а пока не переключайтесь и до скорого!
Велопутешествие из России в Индию на краудфандинговой платформе planeta.ru
_______________________________________________________________________________________________
Генеральный спонсор велопутешествия из России в Индию -
Фабрика дверей "Браво" Партнеры путешествия
http://vk.com/velowerkstattВеломастерская "Werkstatt" осуществляет ремонт велосипедов в Самаре и Самарской области, их техническое обслуживание. Запчасти и аксессуары для велосипедов в наличии или под заказ.
http://rosvostorg.com/РОСВОСТОРГ - магазин товаров из Юго-Восточной Азии: чай, кофе, косметика, благовония, сувениры, посуда и т.д.
http://rusmumrik.livejournal.com/Когда-то уехав из России, я вдруг увидел её издалека. Нет, меня не терзает ностальгия - страна, по которой я действительно грущу канула в лету гораздо раньше...