Алексей Битов (poziloy)
Чуть-чуть забегаю вперёд, юбилей будет завтра.
150 лет назад, в 1863 году, 8 декабря (по новому стилю) умерла Наталья Ланская, урождённая Гончарова, по первому мужу - Пушкина.
Незадолго до этого ей исполнился 51 год. Не так много, но на фотопортретах последних лет она выглядит почти старухой. Всё-таки жизнь ей досталась не самая лёгкая - больной отец, мать с «проблемами», нехватка денег... семь детей, между прочим - четверо Пушкиных, трое Ланских.
После смерти злоключения Натальи Николаевны не закончились. Умеем мы посмертно реабилитировать, но и посмертно поливать грязью тоже горазды. Нашим писателям и поэтам доставались всякие жёны - и с характером и с заскоками, - но «оттаптывались» потомки прежде всего на Гончаровой (на О.Книппер-Чеховой - и то меньше). Попрекали её всем на свете, включая второй брак. Известный пример: «Счастие или грусть - / Ничего не знать наизусть, / В пышной тальме катать бобровой, / Сердце Пушкина теребить в руках, / И прослыть в веках - / Длиннобровой, / Ни к кому не суровой - / Гончаровой. / Сон или смертный грех - / Быть как шелк, как пух, как мех, / И, не слыша стиха литого, / Процветать себе без морщин на лбу. / Если грустно - кусать губу / И потом, в гробу, / Вспоминать - Ланского» (М.Цветаева). Характерно, что с Цветаевой раз в кои-то веки солидаризировалась А.Ахматова...
По некоторым источникам, Пушкин перед смертью сказал жене: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека». Вдова Пушкина вышла замуж через 7 лет, и никто, вроде бы не сомневается, что её избранник оказался порядочным человеком, стал хорошим отчимом (в 1844-м детям было от 8 до 12 лет) и, отметим особо, хорошим дедом пушкинских внуков. Но у Ланского нашли непростительный недостаток - он не был Пушкиным, а значит, Наталья Николаевна опять-таки кругом виновата.
А факты говорят только о том, что прогноз С.Карамзиной не сбылся («Нет, эта женщина не будет неутешной... Потеряв его по своей вине, она ужасно страдала несколько дней, но сейчас горячка прошла, остается только слабость и угнетенное состояние, и то пройдет очень скоро»). И в женихах, вроде бы, недостатка не было, только маленькие Пушкины - превыше всего. Вот только вспоминают об этом не особенно часто - писать гадости намного легче.
Что касается самой дуэли... о, тут такой простор открывается, любые версии востребованы! Тем более, какие-то детали до сих пор не вполне ясны, да и свидетели небеспристрастны (считается, что А.Карамзин и даже П.Вяземский сами были неравнодушны к Наталье Николаевне). Но на всякий случай надо процитировать В.Нащокину, в чьей беспристрастности усомниться трудно: «Пушкина называли ревнивым мужем. Я этого не замечала. Знаю, что любовь его к жене была безгранична... В последние годы клевета и стесненность в средствах омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил ее по-прежнему».
Но многие исходят из презумпции «скелета в шкафу». Тем более, Пушкин, как известно, был суеверен (все знают каноническую историю с зайцем), а свадьба 18 февраля 1831 года сопровождалась сразу двумя нехорошими предзнаменованиями: во время венчания жених задел за аналой, упали крест и Евангелие, а при обмене кольцами одно кольцо тоже упало, да ещё и свеча при этом погасла. Значит, точно, она во всём виновата, Наталья Николаевна.
«Одно время я думал, что такую "концепцию" состряпали в СССР, когда пышно отмечали 100-летие смерти Пушкина. Но это не совсем так... сочиняли образ "плохой жены" совместными усилиями ревнивые поэтессы и предвзятые "пушкинисты". И многие поверили.
Сейчас это, слава Богу, уходит, но медленнее, чем хотелось бы. Говорят, у лжи короткие ноги, но перебирает она ими достаточно проворно» (
http://poziloy.livejournal.com/34321.html?thread=98065#t98065).
А Советская власть, как ни странно, Гончарову защитила - перевела стрелки на «проклятый царский режим» (помните, у Э.Багрицкого: «Наёмника безжалостную руку / Наводит на поэта Николай!») Но обвинители (обвинительницы) сдают свои позиции неохотно, и придётся привести ещё одну цитату: «Истина и по сей день отстает на полчаса от клеветы, и никто не знает, где и когда она ее настигнет» (Г.К.Честертон, «Скандальное происшествие с отцом Брауном»). И Наталье Николаевне нет-нет, да и достаётся до сих пор.
В общем, «каких только гадостей про неё не сочиняли. Тон, как положено, задавали ревнивые пушкинистки, но и особи мужеского пола охотно им поддакивали. Не только с Дантесом ей связь приписывали, но чуть ли не с Николаем I. И вообще, Пушкин должен был жениться не на ней, а на какой-нибудь своей исследовательнице или, в крайнем случае, на Арине Родионовне (шутка, впрочем, не новая и не моя).
Но Пушкин женился на Наталье Николаевне, и никто не слышал, чтобы он об этом жалел.
Они прожили почти 6 лет, она родила ему 4 детей и воспитала всех четверых, когда осталась вдовой в неполные 25.
Земной ей поклон, и пусть отсохнет поганый язык у всякого, кто произнесёт о ней хоть одно плохое слово» (
http://poziloy.livejournal.com/34321.html).