В 1947 году Ярославский автозавод начинает производство двухосного грузовика ЯАЗ-200. Он получает новый четырехцилиндровый дизельный двигатель, которого так не хватало армейским машинам. Горючим для дизеля служит солярка, гораздо более дешевая, чем бензин. Кроме того, теоретически, дизельный двигатель экономичнее, безопаснее и долговечнее бензинового мотора.
Внешность серийного ЯАЗ-а лаконична и даже грубовата. В нем практически не просматриваются черты прототипа, довоенного американского дальнобойщика фирмы Mack. Спрямлены все углы и поверхности, начисто убран декор. Но косолапый мишка на капоте ярославского тяжеловоза придает ему особую трогательность. К медведям, тем более сказочным, на Руси издавна относились по-доброму.
Вслед за двухосником, начинается выпуск трехосного грузовика ЯАЗ-210 с шестицилиндровым 165-ти сильным дизелем. В этой машине было реализовано множество интересных идей: тахометр на панели приборов и пятиступенчатая коробка передач, регулируемое сиденье водителя, а также прогрессивная трансмиссия задних мостов. Грузовик перевозил до 12-т полезного груза, но лишь по твердым дорожным покрытиям.
Было бы неверно сказать, что трехосный ЯАЗ-210 получен из ЯАЗ-200 простейшим удлинением лонжеронов, установкой «раздатки» и добавлением еще одного ведущего моста. Действительно, унификация между двумя базовыми моделями оказалась весьма высокой - у них применялись одинаковые кабины, капоты, крылья и бампера, передние оси и подвески, 5-ступенчатые коробки передач, колеса и шины, рулевое управление и тормозные системы. Более того, поскольку у трехосного автомобиля крутящий момент от двигателя решили передавать к каждому из ведущих мостов отдельным карданом, передаточное отношение главных передач мостов удалось сохранить прежним, изменив общее передаточное отношение трансмиссии за счет редуктора раздаточной коробки.
1.
Тем не менее, увеличение числа осей с двух до трех потребовало значительного пересмотра всей конструкции автомобиля. Начнем с того, что ЯАЗ-210 получил не 4-цилиндровый, а унифицированный с ним 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 6,97 л, причем у шасси, грузовиков и самосвалов его максимальная мощность составляла 168 л.с., а у седельного и балластного тягачей была увеличена до 215 л.с. Сцепление сохранили однодисковым, но его диаметр увеличили на 3 см. В конструкцию демультипликатора ввели синхронизатор, облегчающий его переключение на ходу. У карданов увеличили расстояние между центрами подшипников и длину иголок. Возросли поверхность охлаждения радиатора (на 15%) и диаметр глушителя (на 20%). Все модификации ЯАЗ-210, за исключением самосвала, вместо одного топливного бака получили два общей емкостью 450 л. При среднем расходе топлива 55 л/100 км этого хватало для обеспечения радиуса действия в 800 км. А расход топлива на тонно-километр у трехосного грузовика составил 0,0458 - на 8% меньше, чем у ЯАЗ-200.
2.
Не смотря на странный окрас, модель понравилась: длиннющий трёхосник - это очень даже не плохо! И маловероятный синий цвет очень оживляет стройные ряды зелёных советских грузовиков. Костромичи уже вторую модель ЯАЗ комплектуют хорошей резиной с боковой расшивкой и маркировкой. Молодцы!
Что сказать за модель? Не знаю, смотрите сами. Постарался сделать подробные фото.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Вероятно, прототипом цветовой схемы послужил этот автопамятник, хотя у оригинала, в отличие от модели, цельнометаллическая кабина.
16.
17.
Автомобиль: ЯАЗ-210 (1951-1958гг.)
Модель: ЯАЗ-210 синий
Производитель: Start Scale Models (SSM)
Произведено: Китай
Номер по каталогу (Артикул): SSM1105
Материал: метал/пластик
Релиз: апрель 2015г.
Субъективное мнение: длинный грузовик!
Субъективная оценка: 8+/10.