Jan 25, 2015 13:13
Из сегодняшней патриаршей проповеди: "Во времена гонения на христиан при Септимии Севере, императоре, который царствовал в середине III века, она подвергается страшным мучениям" www.patriarchia. ru/db/text/3958136.html
Однако, Житие относит мученичество Татианы ко времени императора не Септимия (193 - 211 гг.), а Александра Севера (222-235 гг.)
Александр - один из лучших императоров Рима. Вступил на престол в 16 лет; убит в 29.
К воину, зашедшему к нему в шатер убить его, обратился: "Что там такое, товарищ?"
"Он запретил называть себя владыкой. Он велел снять драгоценные камни с одежд и обуви, которыми пользовался Гелиогабал. Его карликов, карлиц, дураков, продажных мужчин - певчих, всяких виртуозов и пантомимов он подарил народу. Он носил, как его и рисуют, белую незолоченую одежду, обыкновенные дорожные плащи и тоги... Отказался он и от имени Великого, которое было ему предложено по решению сената, словно новому Александру Македонскому. Он запретил падать перед ним ниц. Он (будучи финикийцем) хотел, чтобы его считали происходящим от римского племени, ему было стыдно, когда его называли сирийцем, особенно когда в какой-то праздник антиохийцы, египтяне и александрийцы осыпали его по своему обыкновению насмешками, называя его сирийским архисинагогом и архиереем".
Мать его, императрица Юлия Маммея, интересовалась учением Оригена "Мать императора Мамея - была ли еще на свете такая благочестивая женщина! - сочла за счастье встретиться с Оригеном - слава его разнеслась повсюду и дошла до ее слуха - и ознакомиться с его удивительным для всех проникновением в смысл Священного Писания. Находясь в Антиохии, она пригласила его прибыть к ней в сопровождении воинов-телохранителей. Он пробыл там некоторое время, разъяснил многое во славу Господа, показал, как обучаться науке Божественной, и поторопился вернуться к обычным занятиям. (Евсевий Кесарийский. Церковная история. 6, 21). Возможно, трактат "О воскресении", написанный одновременно с книгой "О началах" (до 230 г.), был Оригеном составлен именно для привлечения в христианство Юлии Маммеи (Coman I. G. Patrologie. vol. 2. Bucuresti, 1985, p. 336).
"Житие Татианы" называет ее христианкой.
Сын Маммеи - имп. Александр - благоговейно относился к имени Христа:
"Если была возможность, то есть если он не спал с женой, он совершал утром священнодействие в своем помещении для ларов, где у него стояли изображения и обожествленных государей, только самых лучших, избранных, и некоторых особенно праведных людей, среди которых был и Аполлоний, а также, как рассказывает историк его времени, - Христос, Авраам, Орфей и другие подобные им, а равно и изображения предков.
Он хотел построить храм Христу и принять его в число богов. Об этом, говорят, думал и Адриан, который приказал построить во всех городах храмы без изображений богов; они и поныне называются храмами Адриана, так как не имеют божества; он, говорят, с этой целью и построил храмы. Но этому воспротивились те, которые, справившись в священных изречениях, нашли, что, если он это сделает, все станут христианами и прочие храмы будут заброшены.
Когда он хотел дать провинциям правителей, он объявлял их имена и предлагал всякому, кто обвиняет их в чем-либо, доказать свое обвинение ясными уликами, - если же они не докажут своего обвинения, то сами подлежат смертной казни. Он говорил, что раз христиане и иудеи поступают таким образом, заранее оглашая имена тех, кто должен быть поставлен в священники, то тем более необходимо делать это в отношении правителей провинции, которым доверяется состояние и жизнь людей.
Когда христиане заняли какое-то место, раньше бывшее общественным, а трактирщики возражали против этого, выставляя свои притязания, Александр в своем рескрипте написал: "Лучше пусть так или иначе совершается поклонение богу, чем отдавать это место трактирщикам".
Если (во время похода кто-то из солдат)сворачивал с дороги в чье-нибудь владение, Александр обращался к нему с самыми тяжкими упреками. Он говорил: "А ты хочешь, чтобы на твоей земле было сделано то, что ты делаешь у другого?". Он часто повторял слова, которые он запомнил, услыхав их от каких-то иудеев или христиан, и, наказывая кого-либо, приказывал глашатаю говорить: "Не делай другому того, чего не хочешь самому себе". Он так любил это изречение, что приказал написать его в Палатинском дворце и в общественных сооружениях".
(Элий Лампридий. Александр Север). Это часть довольно спорного, но важнейшего текста "История Августов", вероятно, конца 4 века.
Как видим, имп. Север был вполне хорошим правителем и даже хорошим современным христианином. То есть "христианином с широкими взглядами": и в храме свечку поставить, и в туристической поездке по Индии какому-нибудь идолу поклониться.
В том же источнике: "Был сведущ в астрологии, и по его приказанию астрологи публично выступали в Риме и делали объявления о преподавании. Он был очень опытен в искусстве гаруспиков, был прекрасным птицегадателем, так что превзошел и васконов из Испании и паннонских гадателей".
Гонений на Христа имп. Александр Север не объявлял. Со времен Септимия Севера (с 202 года) христианство было разрешенной религией. В это время стали строиться первые христианские храмы. Ориген спокойно и публично преподавал.
Но Татьяна была убита...
Истории церкви,
Наш папизм