К вопросу об уточнении истолкования термина "срань Господня".

Jul 29, 2012 18:38

Московский адвокат Лариса Октябристовна Павлова в предстоящем суде представляет интересы трех православных людей, признанных потерпевшими по этому делу.
Вот что она говорит о студентке Института журналистики и литературного творчества Марии Алёхиной:

«Я посмотрела ее учебные карточки, в которых значится, курсы каких наук она прослушала. Точных цифр не помню, но расклад примерно такой: «Отечественная история» - 40 часов, «Культура речи» - 60 часов, «Тайные учения в культуре» - 100 часов. Во втором семестре 4 курса этому необычному для журналиста предмету Алехина и другие студенты должны посвятить уже 120 часов, столько, сколько и предмету «отечественная журналистика». Спрашивается, что в голове у этой молодой особы после «тайных учений»? Почему ее так интересуют оккультные, тайные знания? И какое мировоззрение сформировалось у нее под воздействием этих премудростей, что она оказалась способна так демонстративно, на глазах у всех, осквернять порочить чужие святыни, врываться в Дом Божий и там хулиганить?»
http://evgenij-lawyer.livejournal.com/235497.html

Что ж, если Алехина и в самом деле ходила на этот странный курс, то тот главный месседж, ради возглашения которого она с подругами вошла в Храм Христа Спасителя, обретает определенный "полифонический мультикультурный контекст".

Как известно - в самом Храме они ничего не успели «спеть» (вопреки лживому и якобы оригинальному ролику, показанному в весенней передаче Аркадия Мамонтова) - а лишь кричали «срань Господня».

В европейской религиозной мысли есть по крайней мере одно течение, для которого «срань Господня» это вполне приемлемый богословский термин. Это хасидизм.

«У каждого еврея, как праведника, так и грешника, две души, - утверждает классический раввинистический трактат этой школы. - Одна из них связана со стороной мира, называемой клипа и ситра ахара. Эта душа облекается в кровь человека и оживляет тело. И от нее берут начало все дурные свойства, происходящие от имеющихся в ней четырех элементов. От нее происходят также те добрые свойства, которые от природы присущи каждому еврею, такие как сострадание и помощь ближнему, ибо эта душа, связанная с «обратной стороной», происходит от так называемой клипат нога, в которой отчасти есть добро и происхождение которой связано с тайной Дерева познания добра и зла. Однако души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых клипот, в которых нет добра совершенно, как сказано в книге Эц хаим, врата 49, глава 3: «И все добро, которое творят язычники, творят они лишь ради себя». И как комментирует Гемара выражение «Милосердие народов - грех»: «Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия». Вторая душа, отличающая каждого еврея - частица безграничной Сущности Б-га свыше. Как сказано: «И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни». Души евреев возникли в Б-жественной мысли…» (рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990, сс. 39-41).

Еще из текста того же иудейского писателя: “Клипот подразделяются на две ступени, и одна из них выше, а другая ниже первой. Нижняя ступень - это совершенно дурные и нечистые клипот, в которых совсем нет добра. Их влиянию подвергаются и от них исходят души всех других народов и их физическое существование, души всех нечистых и запрещенных в пищу животных и их физическое существование… Но витальная животная душа в еврее, а также душа чистых животных происходит от второй ступени клипат, клипат нога. В этом мире, называемом мир Асия, преобладающую часть его составляет зло, с которым смешано лишь немного добра. От него происходят добрые наклонности в животной душе еврея” (сс. 61-63).

Так откуда же взялись не-евреи? - «Клипот и ситра ахара названы «иные боги», так как их питание и их жизненная сила исходят не от категории Лица, а от категории заднего в Кдуша, а выражение «заднего» означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания. Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти. Так, наверху категория Лица есть внутренняя сторона Высшей Воли и Его истинное Желание, коим Всевышний желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему со стороны Кдуша. Но ситра ахара и нечистота - отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит, и Он не уделяет ей жизненной силы от внутренней стороны Своей истинной Воли и Желания, но - как бросающий через плечо врагу своему против своего желания - лишь ради того, чтобы покарать грешников и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону ситра ахара. И это называется задней стороной Высшего Желания Его» (с.127)

Или, яснее: «Клипот и ситра ахара называется рвота и испражнения, как известно» (с. 141).

Насколько я понимаю, резюме этих размышлений таково: еврейские души происходят от мысли Бога, а души не-евреев - от «испражнений».

«По мнению раввина Моше Кордоверо (16 в.) зло возникает в мире дольнем вследствие нисхождения в него сил, происходящих со стороны божественного суда. Когда человек вкушает пшеницу, очищенную от всяких вредных примесей, по мере переваривания в желудке из нее выделяются нечистые отбросы. Но допустимо ли говорить, что они изначально присутствовали в доброкачественной пище?.. По мнению наиболее авторитетных хасидских авторов, народы мира являются воплощением такого зла. Поэтому они враждебны евреям и постоянно стремятся совратить их с пути истинного, хотя корень их души и кроется в Божестве» (Туров И. Об отношении хасидов к неевреям // Параллели: русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. № 2-3. - М., Дом еврейской книги, 2003, сс. 54-55).

***
Собственно, у меня с самого начала были предположения о связи февральской кричалки с этим иудейским богословским мнением. Но я не был склонен преувеличивать образованность тех хулиганок. И лишь сейчас, получив подтверждение того, что в кругозор одной из них знания о каббалистике все же входили, решил указать на этот возможный параллелизм.

***

Еще одна гипотетическая параллель: сакраментология о. Павла Флоренского:

"Таинств семь потому, что семь устоев человеческой личности, и их не только есть семь, но и должно быть семь, не больше и не меньше. В частности, освящаемая функция питания телесного есть таинство причащения, освящаемая функция выделения или очищения телесного есть таинство крещения, освящение же синтетической функции-соблюдение телесного равновесия, т. е. функция согревания, покрова, одежды, украшения, как выяснено раньше, есть таинство миропомазания"  (mso-fareast-font-family:SimSun;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:ZH-CN;
mso-bidi-language:AR-SA"> Флоренский П.А.mso-fareast-language:ZH-CN;mso-bidi-language:AR-SA"> Дедукция семи таинств. - Богословские труды. 17. М., 1977. С. 145).

Мне это, мягко говоря, очень неблизко. Но вот ведь культурно-исторический факт: и в мире православной мысли речение, вынесенное  в заголовок данного поста, не всегда считалось Богохульством.

Так что вновь повторю то, что неоднократно говорил ранее: надо крайне осторожно предъявлять религиозные обвинения хулиганкам: мол, кощунство-святотатство-Богохульство.
Святотатства тут нет, ибо ничего они не крали.
Сопоставление с Флорнским и хасидской традицией показывает, что как раз Богохульства тут может не быть (ну, правда, взамен может появиться расизм и т.п.). И это если не считать самой очевидной версии, что идиома была использована как характеристика людей, а отнюдь не Бога.
С кощунством тоже не все просто. Песни то в Храме не было, а назвать жесты кощунством все же затруднительно.
Но есть действия, нарушающие общепринятые правила приличий. Т.е. - хулиганство.
Previous post Next post
Up