О народных верованиях

Oct 25, 2010 01:19

Уже много лет я кричу на весь университетский мир: этнографы, езжайте в Дивеево! Там от паломников вы услышите такие рассказы о том, «какую веру верует народ», что вам хватит на сотню диссертаций!

И вот наконец вышла первая книга с обращением к этому источнику:
Мария Ахметова. Конец света в отдельно взятой стране. Религиозные сообщества постсоветской России и их эсхатологический миф. М. РГГУ, 2010.

Книжка полезна для стряхивания с ущей лапшы, которую вешают любители поговорить от имени "простого православного народа".
Стр. 142-143:
благодаря численности китайцев, православный мир мгновенно получает перевес, чем приводит в ужас противоположную сторону - Америку [ПДЗП].
Приняв крещение, китайцы приобретают свойства едва ли не ангельские. Даже их прежнее язычество оказывается факто¬ром, с одной стороны, противопоставляющим их евреям, с другой - благоприятствующим их обращению:

А они-то люди очень, такие, богострастные такие, боятся Бога <...> Они же язычники [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].

По рассказам, на китайцев «сходит благодать Святого Духа» [муж., ок. 35 л., из Москвы; 2002, Дивеево]; информанты говорят о некоей «харизме», видимо, цитируя текст, нам, к сожалению, неизвестный. Эта харизма заключается в особом типе ясновидения - только китайцы смогут отличить праведных от грешных: они будут видеть кресты, незримо начерченные ангелами на лбу истинно верующих, и истреблять тех, у кого этого креста не найдут.
В Библии об этом сказано. В книге Даниила. Сойдет ангел с неба, и будет летать, и искать всех своих, чтобы помазать их крестом <...> Дак это там сказано про ангела какого? Ангел то - Серафим. Вот он щас ходит по земле и всем своим кресты ставит. На лбу. Не на шее, чтобы обвешались все крестами. А это все никого волновать не будет. Все посрывают [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].

Другие православные информанты утверждают, что китайцы не тронут людей, имеющих крест даже на шее [муж, 45 л., из Владивостока; 2003, Дивеево]. Таким образом, китайцы не толь¬ко действуют заодно с ангелами и святыми, но и в каком-то смысле сами выступают в функции грозных ангелов, восстанавливающих порядок и осуществляющих суд (в Апокалипсисе анге¬лы карают принявших начертание зверя (Откр 16:1-11); стоит вспомнить схожий мотив из ветхозаветной книги Исход).
Но даже обращенные китайцы остаются силой, потенциально враждебной и требующей предельной осторожности; наоборот, завоевателям следует оказывать доброжелательный прием:
А кто выступит, хоть раз стрельнет с пистолета, все будут убиты. Или с рогатки, там, кому в лоб попадут, всех сразу уничтожат <...> Когда китайцы придут, ты услышишь об этом, то сразу открываешь двери: «Заходите. Можно даже покушать, накопить сил и вперёд» [муж., ок. 50 л., православ., из Москвы; 2003, Дивеево].
Неконкретность образа, чудовищная разрушительность, сходство со стихией так или иначе присущи «эсхатологическим народам» в народных представлениях, в частности, «литва» ассоциируется с водным хаосом («литва все зальет») [Маслинский 2000а: 5]. Однако эти народы, в отличие от китайцев, вредоносны всегда. Обращение китайцев является привнесением героического мотива в круг эсхатологических образов и выполняет функцию своего рода приручения хаоса, освоения мира.

Книги, Секты

Previous post Next post
Up