220 лет штурму дворца Тюильри

Aug 10, 2012 13:00

220 лет назад произошло ключевое событие Великой французской революции - штурм вооруженными санкюлотами королевской резиденции - дворца Тюильри.


Первые три года французской революции Франция оставалась монархией, а Людовик XVI - её королём. В начале революции даже Робеспьер высказывался против идеи республики. Речь шла лишь об ограничении власти короля посредством принятия конституции, выработкой которой занималось Национальное конституционное собрание ("Конституанта"), в которое были преобразованы созванные Людовиком в 1789 году Генеральные штаты. Этим органом были проведены многие важные реформы, в том числе упразднение привилегий духовенства и дворянства (причём делегаты-дворяне от имени своего сословия сами отреклись от своих привилегий на заседании Собрания 4 августа 1789г., в т.н. "ночь чудес"), упразднение старинного деления франции на провинции (каждая из которых была своего рода минигосударством, соединённым с прочими прежде всего тем, что их общим главой был король Франции) и разделение на департаменты, введение коммунального устройства местного самоуправления, церковная реформа и т.д.
Но монархия во Франции сохранялась, выступления её противников подавлялись.
Тем не менее, по мере дестабилизации обстановки в стране престиж королевской власти неуклонно снижался. Власть короля всё больше уплывала из его рук, а требования к нему со стороны народа росли. Король таким образом оказывался заложником происходящего, не в силах повлиять на ситуацию, но рискуя оказаться козлом отпущения. Он пытался маневрировать, привлекать с помощью закулисных сделок на свою сторону тех или иных вождей революции (Мирабо например), но взять ситуацию под контроль не мог. Дошло до того, что он в июле 1791 года попытался бежать за границу, и это ему почти удалось, но в деревне Варенн недалеко от границы с Бельгией (точнее, тогда "Австрийскими Нидерландами") он был опознан, задержан и с позором возвращён в Париж (т.н. "Вареннское бегство").
Национальное собрание, однако, в тот раз сохранило ему корону, объявив, что он был "похищен", вспыхнувшие затем антикоролевские выступления жестоко подавлены (расстрел на Марсовом поле 17 июля 1791г.). Принятая наконец в сентябре того же года конституция Франции сохранила его в качестве главы государства (с титулом "король французов", а не "Божией милостью король Франции и Наварры", как до того) и исполнительной власти, имеющего право вето на принятые законодательным собранием законы (после чего за королём в народе закрепилось прозвище "мсье ВетО" или "Толстый ВетО"). Но было понятно, что царствование Людовика катится к финалу.
Плохую службу королю сослужили его австрийский и прусский "коллеги". Они издали в августе 1791 года совместную т.н. Пильницкую декларацию, которой объявляли о намерении предпринять совместные действия для укрепления в Франции "основ монархического строя". Такое вмешательство иностранных держав во внутренние дела Франции под маркой защиты прав короля не добавило во французском обществе ему популярности. А начавшаяся в следующем году война с этими странами (Законодательное собрание Франции объявит войну австрийцам в апреле 1792 года, что положит начало более чем 20-летней череде почти непрерывных войн Франции со всей остальной Европой, известных, как сначала "Революционные", потом "Наполеоновские") только обострит кризис.

20 июня парижане впервые врываются в Тюильри. По описанию газет "Они [т.е. демонстранты] встретили большое сопротивление у дверей первых апартаментов, но присутствие пушки, которую санкюлоты внесли туда на своих плечах, устранило все препятствия. После удара топором в дверь второй комнаты, Людовик XVI сам велел отворить ее, крича: "Да здравствует нация!" и размахивая своей шляпой..". Тогда всё закончилось мирно: король по требованию демонстрантов надел на голову красный колпак - символ санкюлотов - и даже не отказался от предложения какого-то развязного типа из пришельцев выпить с ним на брудершафт из принесённой тем бутылки. Успокоенные таким знаком единства короля с народом демонстранты удалились (Наблюдавший за этой сценой Наполеон Бонапарт, тогда молодой артиллерийский офицер, сказал на это приятелю: "Наш король действительно кретин!.. Ему надо было приказать выстрелить по этим сволочам из пушки - не представляешь, как такой сброд боится грохота пушек!". "А если бы артиллеристы отказались стрелять?" - спросил приятель. "Ну тогда по крайней мере разбить бутылку о голову того говнюка, что её королю протянул". "Но тогда бы толпа короля растерзала" - "В его теперешнем положении, пожалуй, лучше было бы быть убитым...").

Тем не менее монархия сохранялась, среди влиятельных политиков в Законодательном собрании у неё по-прежнему было немало сторонников из группировки фельянов (Лафайет, Ролан, Барнав и др.). Именно из их числа король старался назначать ключевых министров. Тем временем среди противников монархии крепло убеждение в необходимости свержения монархии вооруженным путём.

"...В Париже образуются два руководящих центра (антикоролевского заговора): один это комитет федератов, т.е. тех добровольцев со всех концов Франции которые организовались в федерации для защиты страны от внешней и внутренней контр-революции. Вторым руководящим центром является Собрание делегатов секций города Парижа, т.е. плебейское издание уже имеющегося муниципалитета (Парижской Коммуны).
Центральный комитет федератов обоснуется в зале корреспонденции Якобинского клуба. Он состоит из 43 человек и собирается каждый день с начала июля. Из этих 43 избирается Тайная Директория, вначале в составе 5 человек, для того чтобы следить за ходом событий и подготовить штурм Тюильри. Затем к первоначально избранным 5 членам присоединяется еще 10 авторитетных революционных лидеров, таких как Лазовский (организатор вооруженной демонстрации 20 июня). Карра, служащий Национальной библиотеки и один из членов Тайной директории, вспоминает: "Первое заседание этой Директории состоялось в маленьком кабачке "Золотое Солнце", на улице Сент-Антуан, около Бастилии, в ночь с четверга на пятницу 26 июля ..." Второе заседание Директории происходит 4 августа. Карра продолжает: "Примерно те же лица участвовали в этом заседании и, кроме того, Камиль Демулен. Оно происходило в "Синем циферблате", на бульваре. А вечером, часов в восемь, оно было перенесено в комнату Антуана, бывшего члена Учредительного собрания, на улице Сент-Оноре ... На этом-то втором, активном заседании, я и набросал своей рукой весь план восстания, движения колон и штурма дворца".
Параллельно заседаниям Тайной Директории происходят заседания секций города Парижа. Представители мелкой и средней буржуазии, такие как Дантон, хотят опереться на санкюлотов в своей борьбе против короля; поэтому секция Парижского Театра, первая, открывает свои заседания для ВСЕХ граждан, т.е. не только "активных". Помещениями где собираются комитеты секций часто служит комната на антресолях, или подсобное помещение в церкви. Секции выбирают делегатов во второй половине июля, которые собираются в ратуше и образуют Центральное бюро секций. Таким образом, образуется альтернативный официльному якобинский муниципалитет...
23 июля 32 из 48 секций поддерживают обращение к армии против исполнительной власти, т.е. против короля. С 26 по 3 августа все секции Парижа присоединяются к секции Гренель, которая желает обратиться через Петиона к Законодательному собранию, с требованием низложения короля. 31 июля секция Моконсей посылает всем гражданам обращение, в котором объявляет, "что не признает больше Людовика XVI королем французов". 4 августа секция Гравилье предупреждает Законодательное собрание, что если оно не свергнет Людовика XVI, то это сделает народ. Под давлением секций, Законодательное собрание 1 августа одобряет доклад депутата Карно о всеобщем вооружении народа пиками...
К Петиону, мэру Парижа, направляют депутацию из 3 якобинцев и 3 жирондистов, узнать о его реакции на случай нападения на Тюильри. Дли заговорщиков происходит как бы нащупывание собственных сил; жирондисты не посвящены в существование плана нападения на Тюильри; для них хождение к Петиону это гипотетический вопрос; их поведение во время этой операции даст возможность якобинцам нащупать свой правый фланг; жирондисты в общем негативно относятся к идее удара по Тюильри (не забудем что они ждут своего министерства). Петион отвечает, что на силу он ответит силой.
Между тем, в Париж прибывают батальоны федератов (провинциальные ополчения в защиту революции). Наиболее знаменитый из них это батальон марсельцев (свыше 500 "умеющих умирать" человек). Они прибывают в Париж 30 июля, и на следующий же день между ними и монархическими национальными гвардейцами из секций Пти-Пэр и Фий-Сен-Тома происходит стычка, окончившаяся в пользу марсельцев. Всего, к началу штурма Тюильри, батальоны федератов насчитывают 5-6 тыс. человек.
...25 июля герцог Брауншвейгский, командующий армии состоящей из австрийских, прусских, и эмигрантских частей публикует манифест, в котором он объявляет, что идет на помощь Людовику XVI, что французы должны вновь подчиниться своему законному королю, и что любое сопротивление, или же любое посягательство на королевскую семью будет жестоко наказано.
Для непосредственной защиты себя, двор вызывает в Тюильри 1000 швейцарцев а также ждет подкреплений от тех частей национальной гвардии которые находятся под влиянием фейянов. Военный план подавления бунта сводится к следующему: "Эскадрон с пушками на Пон-Неф должен повернуть назад марсельцев, если они захотят перейти реку; эскадрон у городской Ратуши должен разрезать надвое идущих из Сент-Антуана "при выходе их из-под арки Сен-Жан", прогнать одну половину в темные кварталы восточной окраины, в другую вперед "сквозь ворота Лувра". Немало эскадронов и конницы в Пале-Руаяле, на Вандомской площади; все они должны идти в атаку в надлежащий момент и очищать ту или другую улицу".


... В ночь с 9 на 10 августа в разных концах Парижа ударяют в набат, слышится барабанный бой. Собираются на призыв рабочие, которые уже вооружены ружьями, пиками и пушками. Часть Законодательного собрания хочет подняться и идти в Тюильри с депутацией к королю, фактически на его защиту. Но жирондисты и Гора не поддерживают это предложение...
В ночь с 9 на 10 собрание секций заседает в ратуше. Около 3-4 утра секция Французского театра и секция Гравилье высказывают мнение, что надлежит заменить прежний муниципалитет. Гражданским членам старого муниципалитета приказывают сложить свои полномочия, мэр Петион подвергается домашнему аресту...
Военный план в защиту короля полностью расстраиватся: "прокурор Манюэль приказал оттащить пушки с Пон-Неф; никто не решается его ослушаться". С утра 10 августа дворец Тюильри окружается батальонами федератов и санкюлотами. Начинается беспорядочная стрельба между вооруженным народом и защитниками дворца - элитным отрядом швейцарцев (около 1000 тыс. человек). Король, для спасения собственной жизни, вместе с семьей переходит в здание Законодального собрания. Там его арестовывают. Дело кончается почти полным уничтожением швейцарцев. Со стороны народа погибло от 1000 до 3000 человек..." (http://fractal-vortex.narod.ru/french_revolution/downfall_king.htm)


("Умирающий Лев" - памятник погибшим при защите Тюильри бойцам швейцарской гвардии, в 1821 году вырубленный в скале рядом с Люцерном в Швейцарии).

Законодательное собрание объявило Людовика XVI только временно отстраненным от власти, но, по настоянию Коммуны, король и его семья подверглись аресту - они помещены в Люксембургский дворец. Был издан декрет о созыве Национального Учредительного Конвента, в выборах которого могли участвовать все мужчины, достигшие 21 года. Законодательное собрание назначило новое правительство - Вре­менный исполнительный совет, к которому переходт "все функции исполнительной власти (т.е. короля)" кроме права вето.
21 сентября 1792 года Франция впервые в своей истории провозглашена республикой.

французские революции, история

Previous post Next post
Up