Несостоявшийся повелитель Бонапартов

Apr 15, 2016 18:46

280 лет назад, 15 апреля 1736 года депутаты восставшего против генуэзских угнетателей народа Корсики, собравшиеся в поселке Валле-Алезани, провозгласили свой остров независимым королевством и приняли ее конституционый акт:
"Вр имя преславной Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, а также Пречистой Девы! Сегодня, апреля 15-го дня 1736 года, созванное указом верховных лиц Корсиканского королевства народное собрание по зрелом размышлении решило избрать короля и подчиниться власти его правления. Королем провозглашаем господина Теодора, барона фон Нейгофа, на приводимых ниже условиях, каковые условия названный барон под присягой признает обязательными как для себя, так и для своих потомков..".


Корсика подпала под власть средневековой Генуэзской республики еще в конце XIII века. Однако на протяжении почти всего времени в течение следующих пяти веков ее власть над большей частью острова была номинальной и ограничивалась цепью колоний-крепостей по ее побережью (например города Аяччо, ставшего родным для генуэзского семейства Буонапарте, один из родившихся там представителей коего в начале XIX века... ну вы знаете). В центральных же районах острова продолжала царить патриархальная анархия, кланы и общины коренных корсиканцев вели вполне независимую жизнь, проводя ее в борьбе с генуэзцами и друг с другом. Иногда генуэзцам удавалось более-менее добиться контроля над всей территорией острова, но с неизбежностью приливов и отливов он  сметался очередной смутой или вторжениями недобрых соседей Генуи - испанцев, французов и разных авантюристов.
Очередное восстание на Корсике вспыхнуло в 1729 году. Но на сей раз среди его вождей были люди, которым дорог был дух просвещения, и которые желали дать корсиканской независимости твёрдые конституционные основы. Среди них выделялись Гиацинто Паоли и его сын Паскуале, которому в дальнейшем суждено будет стать кумиром поколений европейских либералов.
Генуюя запросила помощи у австрийцев, однако их прибывшие на остров войска не преуспели. В 1732 году был подписан договор в Корте, которым генуэзцы признали за восставшими корсиканцами определенную автономию. Но тем этого оказалось мало, и в следующем году, сразу после ухода с острова немецких войск они снова восстали. В  1735 году в монастыре Орецца их делегаты провозгласили полную независимость Корсики.
Тем временем на Корсике и появляется ее будущий единственный король, немецкий барон  Теодор Штефан фон Нойхофф. Этот уроженец Кёльна в начале 30-х гг. XVIII века был дипломатическим представителем австрийского императора во Флоренции (тогда столице независимого Великого герцогства Тосканского). Пользуясь своим положением он добился от австрийского императора освобождения арестованных и отправленных в Геную корсиканских активистов. Это подняло его авторитет на острове. Настолько, что их вожди предложили ему корону острова, если он обеспечит им достаточную поддержку оружием и людьми.
Нойхофф отправился к турецкому султану и заручился его поддержкой. Тот поручил своему вассалу  тунисскому бею снабдить фон Нойхофа судном, оружием и флотом (из одного судна). 13 марта 1736 года барон высадился на острове к ликованию его сторонников.
15 апреля, как было сказано, он был избран королем под именем Теодора I, поклявшись на свежепринятой конституции Корсикисоблюдать оную, а 2 мая коронован (но не короной, а лавровым венком).
Новый король вел довольно успешную борьбу с оставшимися на острове геуэзскими войсками, а также раздавал титулы и учрежденный им орден Освобождения (за честь стать кавалером которого надо было выложить тысячу золотых дукатов).
Подвело короля любвеобилие и страсть к горячим корсиканским девицам, у которых были не менее горячие браться и прочие родственники. Так например, соблазнив сестру одного своего гвардейца, он спровоцировал восстание своей же гвардии. Последовали жертвы, что стало поводом для вендетты... в общем уже 11 ноября 1736 года, процарствовав чуть больше полугода, король Теодор отбыл с острова, якобы за подкреплением.
Затем последовали годы мотаний по всей Европе, преследования со стороны генуэзских агентов и собирание денег. Иногда ему удавалось найти заинтересованных в делах острова спонсоров, наскрести с их помощью денег на вооруженный отряд, с ним он снова высаживался на осрове... но всякий раз ненадолго.
в итоге здоровье его оказалось подорванным, и в 1756 году, единственный король Корсики умер в Лондоне - как язвили современники, "завещав свое королевство кредиторам".
А Корсика в 1755 году будет провозглашена республикой. Во главе с упоминавшимся Паскалем Паоли.
Еще через 13 лет по Версальскому договору с французским королем отчаявшиеся вернуть остров генуэзцы уступили его последнему в качестве отступного по своим долгам. Войска французского короля очень быстро установят контроль над островом, так что появившийся годом позже на свет Наполеон Буонапарте будет уже французом.

история

Previous post Next post
Up