Жутко рада вас читать! Просто искренне рада, что вы такие адекватные и мыслящие. Хотела бы рассказать о своём опыте работы в развивалках. Возможно, кому будет полезен этот текст. Кому-то из ваших знакомых или родственников.
К счастью, начало моей педагогической деятельности было совершенно не связано с изучением учебников и сидением на нудных лекциях. Это потом было запойное чтение Ледлофф, Макаровой и т.д. А начиналось все с кристально чистого энтузиазма, нездоровых амбиций, практики и экспериментов. На тот момент я была хэндмэйдщиком, журналистом-фрилансером и студенткой не педагогического вуза. Лепила, рисовала, вязала, валяла, писала тексты, в общем, как говорится, занималась более или менее творческой деятельностью, что и натолкнуло меня на мысль о том, что пора бы свои умения и навыки кому-то передавать, делиться опытом, рассказывать и учить. Мне казалось, что уж с таким-то опытом работы я могу любую дверь открывать с ноги.
Так и открылась для меня дверь первой развивалки. Только что начавший свою работу центр развития, претензии на уникальность и неповторимость, занятия для малышей с 9 месяцев, назойливая улыбчивость администраторов, громкие слова о высочайшей квалификации педсостава (хотя за год, что я там проработала, диплом у меня так ни разу и не попросили), в общем, все как обычно. Лепка, ИЗО, аппликация - повисли на мне, и тут-то мой энтузиазм и стал сходить на нет. Мне выдали поурочные планы, которые включали в себя не просто структуру занятия, а все, вплоть до слов педагога. То есть знай учи конспект занятия и нечего тут импровизировать. Это потом от поурочки я стала оставлять только тему, а все остальное было чистой воды совместное творчество :) Поначалу я неукоснительно следовала планам и если уж в плане было склеивание цыпленка из геометрических фигур - так тому и быть, пусть это и скучно и примитивно, деваться некуда.
Первое, о чем было сказано пед. коллективу: прежде всего вы не педагоги, а продавцы, ваша задача привлечь как можно больше клиентов, ваша задача работать не на детей, а на их родителей, прежде всего беседовать с ними. Ну, думала я, мне-то какое дело, мне ж не деньги нужны от этой работы, а красиво рассказывать про мелкую моторику, сенсорику и прочее может каждый, кто прочел хотя бы пару статей по педагогике. В работе меня удивляло все, это был опыт контрастов - с одной стороны восторг от общения с детьми, с другой - постоянные стрессы от общения с начальством. Совсем скоро я научилась умело отлынивать от заполнения никому ненужных дневников, показушных отчетов и концентрировала все свои силы на главном - на занятиях, на том, чтобы они проходили максимально интересно и не утомительно для детей.
Все крутилось вокруг денег и это очень сильно изматывало: нужно было заниматься организацией дней рождений, потому что родители платят за это, ни в коем случае нельзя было задержать занятие или закончить раньше, ведь родители платят за 40 минут занятия, нужно было постоянно улыбаться и выслуживаться перед родителями, потому что они платят в том числе и за антураж и за мои улыбки, нужно было постоянно терпеть «пробников», которые приходили на занятия с родителями, перед которыми опять таки нужно было «плясать». С одной стороны, это вполне справедливо, потому что центру нужны деньги, педагогам зарплата и так далее, но с другой стороны выполнение унизительных требований и формальностей совершенно не оставляет времени и сил на главное - творчество. Через полгода в голове оставалась только одна мысль - всё здесь не так, как должно быть.
В перерывах между занятиями я сидела в пустом классе, делала какие-то заготовки, читала книжки и слушала, как в соседнем классе идет урок. Временами это вызывало у меня совершенно истерических хохот, когда детки сидели за столиками и изучали времена года по карточкам, или животных по карточкам, или овощи по карточкам, или погоду по карточкам, или виды деревьев по карточкам... Меня это всегда искренне удивляло и вызывало такое же искреннее непонимание. Занятые родители платили 300 рублей за занятие, где равнодушная тетка показывала их малышу карточки с деревьями и животными. Занятым родителям было совершенно невдомек, что куда полезнее, эффективнее и дешевле сводить чадо в зоопарк, близлежащий лесок, или просто погулять по улице и поговорить с ним, порисовать мелками на асфальте, порыться в листве, повыкапывать букашек из-под камней, вместе склеить кормушку для птиц и т.д. Малышу куда полезнее, честное слово, будет учиться завязывать настоящий ботинок, а не деревянный, стоящий на полке в учебном классе, расстегивать пуговицы на своей куртке, а не на специальных рамочках с застежками, пересыпать крупу дома на кухне, а не в учебном классе в специально оборудованной зоне, резать настоящие овощи, а не деревянные приспособления, лишь отдаленно напоминающие настоящие овощи... Я уставала от этого абсурда, потом мне стало казаться, что все эти занятие не только не приносят пользу, но даже вредят адекватному восприятию малышом мира. С моими занятиями было еще смешнее: ИЗО было с 1 года. Как это должно было выглядеть, я не представляю до сих пор. Я не уставала давать мамочкам советы по совместной деятельности, рисованию кусочками овощей, рисованию пальчиковыми красками, знакомству со съедобными красками в ванной и т. д., но сами занятия как правило, заканчивались тем, что слоями и брызгами красок был залит весь класс, я и мама с малышом :) Но заниматься этим 40 минут было сложновато...
Я не переставала удивляться тому, настолько мамам самим сложно и лениво заниматься творческой деятельностью со свои ребенком, вместе лепить, рисовать, клеить. Ведь это же куда естественней, если держать ручку и кисточку ребенка будет учить родная мама, а не незнакомая «тетенька». Мамы при этом обычно ссылались на занятость и неумение, я протестовала, я утверждала, что есть интернет и куча интересных методик, книг и пособий, что если есть желание, можно добиться абсолютно всего.
Я не призываю отказываться от развивалок, во многих из них есть очень образованные и преданные своему делу педагоги. Просто не всегда полезно для вашего ребенка будет записать его на «какое-нибудь занятие», «для общего развития» или для галочки. Нужно быть внимательным и осторожным. Нужно пересмотреть свое отношение к воспитанию и хоть раз задаться вопросом «А почему я сам не могу дать это своему ребенку? А почему я доверяю своего ребенка этому человеку? А чем я хуже?» Всегда интересуйтесь наличием лицензии и квалификацией педагогов, даже несмотря на то, что это формальности, знакомьтесь с педагогом, детально изучайте его, прежде чем доверить свое чадо ему, присматривайтесь внимательно. Помните, что развивалка - это прежде всего бизнес, который растет и процветает исключительно на низкой педагогической культуре родителей. Помните, что вы сами - самая лучшая альтернатива любой развивалке, и вы можете научить своего ребенка абсолютно всему. Если захотите, вы и сами освоите кучу навыков и умений.
Так я успела поработать в трех развивающих центрах и результат был один - разочарование.
Летом 2009 года я оказалась на борту круизного теплохода в качестве педагога-организатора. Вот тут-то я и поняла, как должно осуществляться обучение, образование и процесс творчества. У меня было около сотни детей разных возрастов за рейс и по 16 часов в сутки рисования, игры, танцев, активных дискуссий, соревнований и взаимодействия. Мы просто дружили. Все вместе. Дети, родители, члены творческой группы. Все. Мы на 5 часов могли занять целый зал, где лепили из соленого теста, клеили плакаты и разрисовывали друг друга, параллельно я читала лекции по журналистике и проводила игры на развитие речи :) Я никогда не забуду лица счастливых папочек, которые со своими трехлетками восторженно мазались краской и рисовали ладошками на листах ватмана. Никогда не забуду бабушек и дедушек, которые приходили к нам в зал и так же увлеченно, как и их внуки, лепили черепашек и рыбок из теста, домики и мосты из пластилина для нашего пластилинового острова. Никогда не забуду весь этот веселый народец от 10 до 50, который увлеченно играл в армянский хор и писал репортажи из столовой :)
Ненасильственная педагогика - это ключ. На самом деле, обучение - это просто. Главное - поменьше официоза, формальностей, навязчивости и пафосных слов.