Gisèle Freund
Self-portrait, 1950
Image: nytimes.com
Возвращаясь к начатой теме. Вспоминается одно тонкое наблюдение, сделанное человеком в форме вопроса (человек, заметивший это, чаще искал вопросы, чем ответы на них). Почему мы читаем литературу прошлого века с большим удовольствием, чем литературу века своего? Обращая взгляд назад, в близлежащую историю, нам комфортнее всего с поколением, предшествующим предшествующему поколению. Наши бабушки и дедушки в нашем теперешнем возрасте, их окружение, их современники и те, что были немного старше их - это оптимальная "история" для нас. Родители еще не слишком далеки от нас во времени, их мы воспринимаем как современников. Все, что происходило до рождения наших бабушек и дедушек - черезчур старо. Придумывая различные варианты ответов, можно пуститься в глубокий психоанализ, чего совершенно не хочется. Принимаю это как факт, как данность, как природное явление. Я читаю Набокова, вероятно, с тем же удовольствием, с каким мои родители читали Толстого и Чехова. Постояв в раздумье у полки с книгами, из всех книг я выберу книгу столетней давности (или около того) и, ощущая на себе теплую морщинистую бабушкину ладонь с наслаждением пущусь во времена, когда она жила "на всю катушку", любила, мечтала и грешила.
Глядя на исторические фото современников Наполеона, я не могу испытать то, что испытывал, глядя на эти изображения Ролан Барт, человек позапрошлого для меня поколения. Похожий эмоциональный всплеск я получу, глядя на фотографии его собственного поколения. Я не могу сказать, что испытываю нечто подобное. Я не думаю так, как думал он - "эти самые глаза, которые сейчас смотрят на меня, видели...". Я думаю о другом. Я думаю о фотографе. Она - приблизительно ровесница моей бабушки. Она умерла всего десятилетие назад. Я еще мог ее где-нибудь встретить, и мы могли бы о чем-нибудь поговорить. И в то же время, она смотрела в глаза Матиссу, Джойсу, Ману Рэю. ("Генри, поверните голову чуточку влево". "Джеймс, расслабьтесь, Вы слишком напряжены".) Вот это почему-то с трудом укладывается у меня в голове. Получается, что она, люди ее поколения - это мостик, который связывает меня с чем-то по-настоящему грандиозным и великим. Наверное, поэтому я всегда буду всеми силами тянуться именно к ним, людям жившим в начале и середине ХХ века.
О ней.
Gisèle Freund (November 19, 1908 or 1912 - March 31, 2000), вероятно, более всего известна своей книгой о документальной фотографии "Фотография и общество" ("Photographie et société", 1974), в которой она, в частности, затрагивает тему этики в фотографическом медиуме.
Жизель Фройнд родилась недалеко от Берлина. У её отца был семейный бизнес. Мать была из семьи промышленников. Отец коллекционировал произведения искусства, брал дочь в музеи, их дом часто посещали художники. В 1928 г. Жизель получила от отца в подарок фотокамеру Leica, а объектив к камере (50mm ELMAR f/3.5) был изготовлен известным профессором физики Максом Береком.
Вначале Жизель Фройнд хотела быть социологом. В 1931 году она начала учиться социологии и истории искусства в Университете Файбурга в Брейзгау, затем в Университете Социальных Наук во Франкфурте. В 1933 году, после прихода к власти национал-социалистов семья эмигрировала во Францию. Жизель поступила в Сорбонну и получила докторскую степень в 1936 году. Во время учебы и работы над диссертацией, она завязала контакты в среде парижской интеллигенции. Она играла в шахматы с Вальтером Беньямином в кафе на бульваре Сан-Жермен. Они также пересекались в Национальной Библиотеке, где Фройнд готовила диссертацию, а Беньямин исследовал Бодлера.
Начиная с 1936 года, она становится профессиональным документальным фотографом. Она документирует период Депрессии в Англии для журнала Life, публикует статьи. Чуть раньше, в 1935 году она снимала Конгресс в Защиту Культуры в Париже, собравший писателей из тридцати восьми стран. На конгресс были допущены всего два фотографа - она и Чим (David Seymour).
В предвоенные годы она сделала сотни портретов художников и писателей. Среди них Луи Арагон, Вальтер Беньямин, Андре Бретон, Жан Кокто, Колетт, Марсель Дюшан, Томас Элиот, Андре Жид, Джеймс Джойс, Андре Мальро, Ромэн Роллан, Жан-Поль Сартр, Эльза Триолет, Поль Валери. Фройнд таклже снимала известных женщин с лесбийскими и бисексуальными наклонностями. Среди них - Вирджиния Вульф, Витта Саквилль-Уэст, Сильвия Бич, Адриэн Монье. Она фотографировала Виргинию Вульф в доме писательницы. Вульф никогда не видела результата работы, а позднее назавала Фройнд "дьявольской женщиной". В марте 1939 года Жизель Фройнд выставила портреты знаменитостей в магазине Монье. Большинство тех, кто был на портретах, высказались отрицательно о своём собственном портрете, но обнаружили "хорошее сходство" с натурой на портретах других.
"Моя камера помогла мне обратить внимание на то, что ближе всего моему сердцу: жест, знак, отдельное выражение, " - сказала однажды Фройнд. "Постепенно я пришла к пониманию того, что всё суммируется в человеческом лице". Многие фотографии она сделала в цвете, до того, как Истман Кодак и Агфа начали выпуск многослойной цветной фотоплёнки. Фройнд была потрясена новым медиумом и считала, что цвет "ближе к жизни".
В 1939 году были организованы её профессиональные выставки в Париже и Лондоне. После вторжения нацистов во Францию, Фройнд скрывалась на юге Франции, а в 1942 она с помощью писательницы Виктории Окампо эмигрировала в Аргентину.
С 1947 по 1954 год она работала стрингером в Магнум Фотос (Magnum Photos), самом респектабельном объединении фотодокументалистов, организованном Робертом Каппой. "Если хочешь делать деньги, бросай работу репортером", - сказал ей однажды Каппа. "Ты сможешь хорошо обеспечить свою жизнь, но ты никогда не разбогатеешь."
Затем ее пригласил в Мехико писатель Альфонсо Рейес, изначально прочитать лекции о французской литературе. Фройнд осталась в Мексике на два года. В 1950 г. журнал Life опубликовал её критический репортаж о Эве Перон, главной леди Аргентины, жене аргентинского президента Хуана Перона, что привлекло к ней внимание FBI. Спустя четыре года она была помещена в черный список.
В 1953 году она окончательно переехала в Париж. Получила несколько наиболее престижных премий в фотографии. Продолжала путешествовать по миру. В 1981, после выборов Франсуа Миттерана на пост президента, она стала его личным фотографом. Главная ретроспектива её работ прошла в Национальном Музее Современного Искусства Помпиду в 1991 году. Умерла в Париже в 2000 году.
Source:
kirjasto.sci.fi Портреты
Henri Matisse, 1948
Photo: Gisèle Freund
Image: nytimes.com
James Joyce, 1939
Photo: Gisèle Freund
Image: nytimes.com
Jean Cocteau
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Man Ray
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Marcel Duchamp
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Marie Bonaparte, a great-grandniece of Emperor Napoleon I of France
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Virginia Woolf
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Adrienne Monnier
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com James Joyce
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Jean-Paul Sartre
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Jean Cocteau
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Marguerite Youreenar
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Saint-John Perse
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Simone de Beauvoir, 1952
Photo: Gisèle Freund
Image: nytimes.com
Virginia Woolf
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Virginia Woolf
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com Frida Kahlo
Photo: Gisèle Freund
Image: flickr.com