Изначально, во время правления династии Ран, в королевстве Непал фотографами, снимавшими правителей королевства и разные события из их жизни, являлись англичане. Собственно, больше никто другой и не мог это сделать, поскольку тогда между Англией и Непалом было заключено соглашение об изоляции страны от внешнего мира (за это, непальская сторона поставляла англичанам рекрутов из числа знаменитых гуркхов).
Последняя официальная делегация англичан в Непале, перед тем как королевство открыло свои границы. Хотя ещё довольно долгое время, эта открытость была «номинальной». В стране оставались закрытые для посещения области, и путешественники встречали много проблем при оформлении документов, дающих возможность совершать поездку.
Естественно и логично, что со временем должны были появиться и свои фотографы, местные, поскольку выписывать каждый раз фотографа из Индии или Англии было неудобно и накладно. Кто же мог стать этим фотографом и, главное, как? Если сейчас, при приёме на работу, больше смотрят на талант фотографа, его достижения и прочее, то в те времена, в королевстве Непал, стать таким человеком мог только тот, кто был близок к искусству и имел право заниматься им! И что очень важно, занимал приемлемое положение в обществе, где была сильна кастовая система, привнесённая в Непал из Индии. И было принято решение, что семья Читракаров, которая специализировалась на художественных рисунках, и будет заниматься фотографией. Эта должность переходила от деда к отцу, а от отца к сыну, и если бы не менялся мир, возможно, многие столетия, семейство Читракаров служило бы при дворе королей фотографами. Но трагические события пятидесятых годов прошлого столетия в Азии сильно повлияли на обстановку в регионе и Непал не мог остаться в стороне. В 1951 ом году вековая изоляция королевства Непал прекратила своё существование. Во время этой смуты огромный фотографический багаж, отснятый тремя поколениями Читракаров был уничтожен, но, к счастью, не весь - какое-то количество оригиналов сохранилось, и теперь появилась возможность взглянуть на некоторые кадры из прошлого.
Встреча с фотографом Кираном Читракаром (Kiran Man Chitrakar) состоялась в небольшом кафе возле знаменитого на весь Тамель Катманду гестхауза, откуда мы поехали на Дурбар Сквар. Всего в двух шагах от площади находиться дом Кирана. На первом этаже небольшой магазинчик предлагающий различные фотоуслуги и принты фотографий. Мы идём наверх, в небольшую комнату, всю заставленную разными фотографиями. На стенах нет живого места, всё увешано фотографиями. Рассматривать и рассматривать, но я знаю, времени у нас немного, поэтому включаю диктофон, мы смотрим отсканированные фотографии на ноутбуке, и слушаем истории…
Семья Читракаров
Как получилось, что именно читракары стали фотографами при королевском дворе?
Дело в том, что изначально семья Кирана, состоящая в клане/касте Читракаров, рисовала разные портреты и картины. И было логично, что кто-то из касты этих художников станет заниматься фотографией. Семья Кирана уже тогда выделялась, - им часто заказывали работы для королевского двора и однажды было принято решение, что дед Кирана должен обучаться фотографии.
Сохранившийся портрет одного из премьер министров
В 1902 году из Калькуты был специально приглашён английский фотограф, который давал первые уроки фотографии деду Кирана. Уже в 1908 ом году, вместе с тогда правившим премьер министром, тот путешествовал в Англию как официальный фотограф при дворе Непала.
Эта фотография сделана во время путешествия премьер министра в Англию. На переднем плане мы видим человека с двумя сосудами. Подобные сосуды и по сей день в ходу у непальцев. В этих сосудах непальская делегация привезла с собой в Англию воду из священной реки. Дело в том, что непальцы не ели мясо и тем более не ели мясо коров, которые почитаются священными, и после общения с иностранцами, им приходилось мыть руки этой священной водой, что бы очиститься.
Где добывались проявители, закрепители и прочее оборудование?
Из Калькутты. Куда все доставлялось из Англии. Потом, на поезде, груз доставлялся в Непал. Тогда в глубь страны уходила железная дорога, примерно на на 20 километров. Потом все тюки разбирались и неслись носильщиками вручную до Катманду. Кстати сказать, первые машины так же доставлялись в Катманду вручную!
Когда дед уже не мог заниматься фотографией, а это был отнюдь не лёгкий труд, постоянно находиться в разъездах с представителями власти, да ещё с тяжёлой камерой, его место занял отец Кирана. Надо отметить, что большого выбора у него не было, с одной стороны это была привилегия, а с другой - кастовая предопределённость. Потом, за какие-то особые заслуги, отцу Кирана предложили большие земельные угодья в тераях. Но с условием, что он и вся его семья, не сможет больше заниматься фотографией. Он отказался.
Семья одного чиновника. На содержание такой семьи а их было предостаточно в те времена, уходили огромные деньги. Страна фактически работала на содержание небольшой горстки высших чиновников и их семей.
Работать тогда было сложно. Условий для проявки и печати не было. И никого это особо не волновало. Им пришлось создавать увеличитель для печати самостоятельно. Поскольку с электричеством было хуже некуда (до сих пор в Катманду электричество бывает не всегда), пришлось использовать солнечный свет. Для этого в крыше дома было проделано отверстие, через которое свет попадал на линзу! Только представьте себе эту картину!
Киран держит в руках часть того самого увеличителя
Работать приходилось постоянно. Фактически, жизнь фотографа тогда не принадлежала ему. В стране происходило много различных событий и все они должны были быть запечатлены. У фотографа была своя команда, в которой было несколько носильщиков. Они брали запас материалов, камеру и различные приспособления. Всё это носилось в корзинах на спинах носильщиков, так же как это делают и сейчас носильщики в горах. Кстати, чтобы делать фотосъёмку тогда требовалось специальное разрешение. Семейство Читракаров фактически обладало неограниченными правами на фотосъёмку по всей стране. Остальным, кто интересовался фотографией, приходилось сталкиваться с бюрократами того времени, и от их решения зависело, можно или нельзя человеку фотографировать. Про официальные мероприятия вообще речи не идёт, туда пускали только избранных, и в этом плане, конечно, у Читракаров не было никакой конкуренции.
Исторический момент. Тенцинг Норгей и Эдмунд Хилари, только что спустившиеся с гор, после покорения вершины Эвереста.
Гуркхи. Когда то мечта многих держав. Перед второй мировой войной в Непал приезжали представители Франции и Англии и хотели договориться о том, чтобы Непал воевал на их стороне. Интереснейший факт, Гитлер присылал королю Непала подарки, в том числе автомобиль, в надежде на то, что гуркхи не будут воевать против него! Кстати, гуркхи и по сей день желанные наёмники и не только у Англичан. Они несут службу в Индии и даже США нанимает их «на работу». В частности они несут службу в Афганистане…
1935 год
Реклама илфорда. Для рекламы компании был специально сделан этот кадр в Непале. Ориентировочно, это 1930 ый год.
Интерьер одного дворца. По фотографии можно оценить уровень роскоши в которой жили правители Непала. Эта фотография была сделана незадолго до того, как дворец сгорел от пожара.
Улыбка. Это по словам Кирана, единственная фотография, на которой человек улыбается. Дело в том, что тогда выдержки при экспозиции были довольно большими и если человек смеялся или улыбался, то происходило смазывание движения. Этот тот редкий случай, когда отцу Кирана удалось сделать кадр «с рук». Раньше, при съёмке модели, если требовалось, человека усаживали в кресло и даже пытались фиксировать.
Во время путешествия в 1908 ом году в Англию дед Кирана сдела фотографию (и там же отпечатал), на которую обратил внимание король Англии. Тот увидел небольшое пятнышко на костюме и поинтересовался, что это такое? Оказалось, что это была муха, которая села на костюм короля во время фотосъёмки. Качество отпечатка было такое что можно было в деталях разглядывать муху, что привело короля в какой-то неописуемый восторг, и он хотел выписать фотографу премию в размере 10000 фунтов стерлингов. Это было состояние. Если же сравнить с уровнем жизни в Непале - это было приличное состояние. Но премьер-министр, гордый гуркх, рекомендовал деду Кирана отказаться от денег, что и было исполнено. Для понимания ситуации, администрация непальских королей платила немного, и хотя по сравнению с обычным непальцем, семейство Читракаров получало неплохо, но всё же это были гроши.
После поездки в Англию, которую премьер считал очень продуктивной и успешной, он устроил официальный праздник, на который собрались тысячи горожан, которым был роздан бесплатно рис.
Интересный случай. В Непале, который был закрыт от внешнего мира, конечно же не было многих вещей. Когда случилось так, что приехало американское посольство, нужно было что-то придумывать - флага у непальцев не было. И было принято решение сделать его вручную. Но никто, конечно же, не знал, сколько звёздочек должно быть изображено на американском флаге…
Была традиция. Король Непала должен был убить хотя бы одного носорога.(носороги считались более чистыми животными и использовались в разных церемониях) Естественно, традиция неукоснительно исполнялась. И не всегда это был только носорог. Тогда, наверно, было весьма престижно и почётно участвовать в подобных мероприятиях. О судьбах животного мира конечно же никто тогда не задумывался. Казалось, тераи бесконечны и смогут без особых проблем восстановить поголовье носорогов или каких то ещё животных. Сегодня, от тераев остались жалкие клочки леса, вся земля давно разделана под кукурузу, пшеницу и прочие полезные…
Парад, устроенный в честь какого то события. В углу видно фотографа, это отец Кирана фотографирует.
Молодой принц
В начале 50-ых годов, когда в стране происходили глобальные перемены, отец Киарана остался без работы. Тогда же он принял решение начать своё дело - фотографировать людей и работать на заказ. Киран перенял эту эстафету. Помимо фотографии, Киран занимался видосъёмкой и это даже стало большим чем фотография. Видеооператором он объездил не только всю свою страну, но и побывал за рубежом. Имея большой и крайне интересный фотоархив, он им не может в полной мере распорядиться. Эти фотографии не приносят ему какого-то существенного дохода. Часто встречаются случаи воровства фотографий. Киран надеется, что его сын, подающий надежды юрист, сможет исправить ситуацию.
Киран держит распечатанную работу для фотовыставки, которая должна вскоре пройти в Индии. К слову сказать, Киран выставлялся во многих странах, на стене висит фотография где он встречается с американским президентом. В России он делал выставку, но это было всего три дня в посольстве Непала… Киран выразил надежду, что появиться возможность какого то совместного проекта и фотовыставки в России, и обязательно вне стен непальского посольства.