Кто виноват в трагедии Булгарии?

Jul 12, 2011 11:30

Сегодняшний день Медведев объявил днем траура по погибшим на Волге. Их огромное количество, и что больше всего расстраивает, там очень много детей. Вчера с Лерой смотрели новости, так она проплакала все время, пока рассказывали как деток извлекали со дна реки. И возмущали подробности аварии - люди погибали, те же суда, что шли мимо, даже не останавливались, а с некоторых вообще - снимали людей на мобильные телефоны. Возможна ли вообще такая чудовищная чертствость? Что это такое?
Медведев призывает найти тех, кто виноват в трагедии. Но тому не нужно идти к черту, у кого черт за спиной. Это только на первый взгляд кажется, что виноваты отдельные люди - отдельный инспектор, выдавший свидетельство о технической исправности, отдельный жадный мерзавец-судовладелец, желавший до конца использовать свою собственность, ну и так далее.
Но надо спросить - а кто создал в стране такую безумную коррупционную систему, при которой возможно было прохождение "Булгарией", откровенным хламом, технического обследования?Кто переориентировал всю жизнь страны на служение золотому тельцу? Кто разваливает вообще все отрасли российской экономики, 20 лет все разворовывает, разрушает? За ответом далеко ходить не надо.

Число жертв трагедии на Волге, где в минувшее воскресенье затонул теплоход «Булгария», может превысить сто человек. В Татарстане траур. Вчера президент Медведев объявил 12 июля днем общероссийского траура.
В последние годы, ставшие для России временем бедствий, тех­ногенных катастроф, терактов с многочисленными человеческими жертвами, появилось своего рода «неписаное правило»: если количество погибших достигает сотни, объявляют общероссийский тра­ур.
Официальное число погибших к 16 часам понедельника составило 48 человек. Но, по оценкам спасателей, обнаружить живыми кого-либо из считающихся пропавшими без вести пассажиров и членов экипажа «Булграии» шансов практически нет.
По последним данным МЧС Татарстана, на борту «Булгарии» находилось 196 (а по самым послед­ним данным, 208) человек: 148 пас­сажиров, следовавших по туристическим путевкам, 15 не зарегистрированных пассажиров, о­с­тальные - команда и обслуживающий персонал. 79 человек удалось спасти, тела 13 обнаружены. Ос­тальные считаются пропавшими без вести. На протяжении всего времени с момента трагедии информация об общем количестве пассажиров и числе спасенных постоянно менялась, так что и эти сведения могут быть неточными.
Катастрофа произошла 10 июля около полудня на Куйбышевском водохранилище, в Камско-Устинском районе Татарстана. Пассажирский дизель-электроход «Булгария» по не установленным до настоящего времени причинам буквально за считаные минуты ушел на дно. Практически все спасенные были подобраны проходившим поблизости туристическим теплоходом «Арабелла». По словам выживших, все произошло так быстро, что никто ничего не успел понять, а тем более спустить на воду спасательные средства.
Известно, что в момент катастрофы шел дождь, был сильный ветер и волнение. Впрочем, по мнению специалистов, сами по себе такие погодные условия не могли послужить причиной для столь масштабной катастрофы. На первый взгляд случившееся вообще необъяснимо: до сих про в истории последних десятилетий отечественной речной навигации аварии с человеческими жертвами происходили или из-за взрывов, или из-за ошибок навигации, приведших к столкновению. На сей раз ничего подобного не было.
Однако и загадочного, судя по всему, в случившемся нет. Причина, увы, характерна для подавляющего большинства ЧП последнего времени в нашей стране. Старое судно, которое хозяева нещадно эксплуатировали для извлечения прибыли, просто развалилось.
Хозяева, конечно, заявляют обратное: теплоход «Булгария», затонувший на Волге, был исправен, сообщила директор компании-судовладельца «Аргоречтур» Светлана Имякина, ремонтные работы были проведены, он был принят в регистр, все было нормально... По словам Имякиной, теплоход соответствовал требованиям эконом-класса, и сейчас сложно сказать, что же произошло.
А у тех пассажиров, которые ходили на «Булгарии» по маршруту Казань - Пермь - Казань всего неделю назад, особых сомнений нет. Вот как описывал этот рейс 5 июля один из его участников: «Старая калоша, помпезно именуемая «Булгария», по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань-Пермь-Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что не работала даже радиосвязь. Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г. Чайковский), матросы команды бегали за хлебом… Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс». Еще несколько дней назад эти туристы переживали, что ради выгоды хозяев их лишили оплаченных экскурсий. Теперь они счастливы, что вернулись домой живыми и невредимыми.
«Булгария» (до 2010 года «Ук­ра­ина») была построена в 1955 году в Чехословакии. Как утверждает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, в отличие от других судов, совершающих круизы по Волге, теплоход не проходил капитального ремонта и переоборудования. Стало также известно, что на нем было две спасательные шлюпки вместо четырех, а в рабочем состоянии находился один двигатель вместо положенных двух. В одном из рейсов во время прошлогодней навигации (а до этого судно на несколько лет было отправлено на отстой в Чайковский затон на Каме) пассажиры дважды обратились в МЧС - из-за отсутствия на «Булграии» питьевой воды и неработающей канализации.
Экономия на элементарной без­опасности до добра не доводит. Но вина здесь не только так называемых «эффективных собственников», не желающих в эту безопасность вкалываться. Как очевидно, о плачевном состоянии судна известно стало не вчера. Специалисты утверждают, что оно вообще не подходит под понятие «круизного». И тем не менее «Булгрария» официально была принята в регистр, а значит, ее собственники осуществляли свою деятельность на законных основаниях. Так, по информации Российского речного регистра, очередное освидетельствование теплохода «Булгария» было проведено 15 июня 2011 года. Техническое состояние судна по всем элементам признано годным.
«В ходе проведенных первоначальных следственных действий было установлено, что еще при выходе из Казани теплоход имел неисправность главного левого двигателя, однако судно вышло в рейс. Также было установлено, что при выходе 10 июля в 11:15 мск из Болгар в направлении Казани у теплохода имелся правый крен, что может быть следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и т.п.», - говорится в сообщении Приволжского следственного управления на транспорте. Повторимся, обо всех этих проблемах судна известно давно, но пока не произошла трагедия, на них не обращали никакого внимания, в том числе надзирающие и контролирующие органы.
Вопиющим является и колоссальный перегруз теплохода (в пол­тора раза), причем речь не только о не зарегистрированных пассажирах. Требует ответа, как на судно, которое должно вмещать не более 120 человек, официально продали более 140 путевок.
Итог такой «экономической деятельности» - многие десятки потерянных человеческих жизней. В том числе детских. Так, выжившие пассажиры сообщили, что в момент катастрофы в музыкальной комнате проходило детское мероприятие, и там находилось около трех десятков ребятишек. Спас­тись оттуда вряд ли кому-либо удалось. Сейчас водолазы пытаются проникнуть в музыкальную комнату, ресторан и некоторые другие затопленные помещения, где обнаружено большое количество тел. Пока сделать это не удается из-за плохих погодных условий и растекающегося топлива.
Трагедия заставляет задаться и другими вопросами. Почему МЧС Татарстана первоначально заявляло, что на затонувшем судне было всего 20 пассажиров и все они спасены? Как вообще получилось, что точное количество пассажиров до сих пор неизвестно: является ли такая практика по существу незаконных перевозок общепринятой? Почему вечером воскресенья МЧС распространило оказавшуюся недостоверной информацию о спасении 167 из 173 человек? Как могло случиться, что два судна прошли мимо терпящей бедствие «Булграии», а находящиеся на их борту люди, по свидетельствам спасшихся, фотографировали тонущих на мобильные телефоны вместо того, чтобы организовать помощь?
Но самый главный вопрос: почему в России, власти которой непрерывно твердят о модернизации и инновациях, падают неремонтируемые еще с советских времен самолеты, взрываются шахты и гидростанции, детонируют военные склады, тонут разваливающиеся от старости теплоходы, горят дома престарелых с обитателями и кафе с посетителями?
Хотя вопрос этот риторический, ибо ответ на него давался неоднократно: советская прочность - и не только железа и техники, но и человеческая, связанная с уровнем квалификации и ответственности, - себя уже практически исчерпала. А нынешние оптимизаторы и «эффективные собственники» обеспокоены лишь извлечением прибыли. Заложниками такой политики, являющейся, по существу, государственной, стали люди - граждане России. Все мы сегодня на одном терпящем бедствие корабле, капитан которого упорно не желает замечать, что крен принял угрожающие масштабы.
Вчера было принято решение поднять находящуюся в 3 км от берега на глубине 20 метров «Булгарию», сообщил руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. В Казани началось опознание тел погибших. Поиск остальных пассажиров продолжается.

Екатерина ПОЛЬГУЕВА

Previous post Next post
Up