Не дороги и дураки, а холод и расстояния

Aug 31, 2017 19:17



Ознакомился недавно с шумевшей в СМИ «Доктриной размосквичивания» Юрия Крупнова (http://www.idmrr.ru/news/01552.html), которая сейчас рассматривается Министерством экономического развития. Доктрина предлагает перенести столицу страны за Урал.

Хочу совсем коротко прокомментировать некоторые моменты доктрины.

«свободно и красиво преодолевать в своём малоэтажном свободном расселении ту умопомрачительную сверхплотность, когда мы сегодня на 1/7 части мировой суши»

«1/7 мировой суши» - это распространённый штамп. У нас «большая страна», но 65% территории - вечная мерзлота, где господствует климат субарктический и полярный в районе тундры. На 30% территории присутствует холодный континентальный климат примерно треть которого прилегает к вечной мерзлоте и полумерзлоте. Иными словами, далеко не вся 1/7 части мировой суши подходит для свободной и красивой жизни. Человеку, проживающему в Москве, нужно некоторое время пожить в Якутске, Магадане, Воркуте и все встанет на свои места.



«Обеспечение транспортной связности между собой всех малых городов на основе сплошной авиатизации страны и полного восстановления судоходности рек»

Восстановление судоходности рек - идея здравая, так как по воде сибирских рек в некоторые пункты можно нормально добраться только две - четыре недели в году, по высокой воде. Есть, правда, проблема - большую часть года реки покрыты льдом, а весной создаются на них ледяные заторы. Автор доктрины не рискнул ничего сказать про строительство сетей дорог в Сибири, по причине фанатичности такой стройки, но выдвинул не менее фантастичную мысль об «авиатизации». В той же Сибири очень часто приходится иметь дело с нелётной погодой. Из Норильска бывает невозможно вылететь целый месяц, а о применении вертолётов и речи быть не может. А есть ещё такое явление, как полярная ночь, доставляющая дополнительные трудности.

«В результате такой геополитической сдачи вместо экспансии и наращивания зоны расселения российское обживаемое пространство будет продолжать чахнуть, а потом уже и отваливаться кусками»

Идея расселения - идея старая. Могучий и сравнительно амбициозный СССР ещё при Хрущёве, в 60-х годах, споткнулся об тайгу, так как обнаружилась нехватка человеческих ресурсов: система принудительного расселения (ГУЛАГ) была свёрнута, шёл отток населения, а найти контрактников и заставить их остаться было делом сложным, даже с учётом высоких зарплат. Более того, проблема была и остаётся в том, что для трудовой жизнедеятельности и сопровождения этой жизнедеятельности в Сибири и Дальнем Востоке нужно больше людей, чем где-нибудь в Подмосковье. Крупная, продолжительная стройка или предприятие на 100 000 рабочих для нормального функционирования требует сопровождающих людских ресурсов примерно в 1 миллион. Опуская вопрос стоимости такой экспансии, повторю, уже в 60-х годах демографически ресурсоёмкий СССР понял, что у него нет этих самых человеческих ресурсов для таких проектов, поэтому новые стройки сворачивались, а на завершение старых уходили десятки лет!

«мы сегодня на 1/7 части мировой суши живём в 7-10 раз скученнее, теснее и этажнее, чем те же англичане и немцы. Курс на два десятка т.н. «агломераций» - это курс на обезземеливание и люмпенизацию народов России, на их геноцид… Российским гражданам и дальше будет предлагаться бросать обжитые пространства и подселяться к очагам криво и неверно сложившейся за последние тридцать лет активности, немногочисленным оставшимся «точкам жизни»

Если говорить о большей части этой 1/7 суши, т. е. о cубарктике, то этажность и тесность точек жизни были заложены изначально в советские годы, а не за последние тридцать лет, по причине проблем в строительстве и поддержании систем водоснабжения, водоотведения, отопления и инфраструктуры в сложных климатических условиях, которых, кстати, нет у англичан и немцев. Поэтому сегодня нет никакого курса на агломерации, а есть курс на самотёк, когда крупные сибирские города абсорбируют человеческие потоки с окраин. А дальше - будь что будет. Ведь эти агломерации и все населённые пункты Севера - наследие Советского Союза - являются проблемой, очень дорогой проблемой, стоимостью в несколько процентов от ВВП в год. И решать эту проблему никто не хочет, так как здесь нужна не только политическая воля, но и желание очень долго и усиленно работать на перспективу.

«Перенос столицы России за Урал, на Восток страны, с созданием образцового лучшего в мире города развития»

Переноси столицы за Урал - идея дикая. Даже в советское время ни у кого такой мысли не было. Даже у военных. Для реализации такого проекта не хватило бы ресурсов ни в хрущевское время, ни во времена ГУЛАГа. Перенос столицы - это строительство не только всей инфраструктуры для снабжения стройки, а потом и исполнения функций столицы, но и крупномасштабные стройки по нескольким периметрам новой столицы. Силком переселить куда-нибудь на Енисей миллионов десять человек - кто под такое подпишется? Образцом чего станет такой город? Какое у него будет будущее?

«Однако подобное игнорирование пространства уничтожает и саму страну, и старые русские представления об оборонной инфраструктуре, где Родину от вторжения инородцев и неприятелей защищает каждая обжитая пядь земли и погосты»

Старые представления давно устарели. За Уралом, даже на юге Сибири и Дальнего Востока, количество обжитых пядей земли всегда было исключительно небольшим. Эти погосты и сегодня являются редкими, одинокими хлебными крошками на карте страны. Поэтому «старые русские представления об оборонной инфраструктуре» некогда не находили реализации в объективной реальности. Оборона границ от вторжения инородцев и неприятелей - это отдельная военная задача, которая решается не обжитыми пядями, а развитием логистических, операционных, разведывательных, оборонительных военных технологий.

Что делать?

Доктрина, предлагаемая Юрием Крупновым - одиозна, но нереализуема. Альтернативой может быть другая одиозная, но более реалистичная, хотя и не менее объёмная, программа, смысл которой кардинально противоположен подселению новых граждан в вечную мерзлоту к вымершими мамонтам.

Необходимо переселить около 20 миллионов человек из непроизводительных субарктических городов с сомнительным будущим в более пригодные условия для жизни и труда. Не заселять тундру и тайгу, а создать обратный процесс.

Причём сделать нужно это таким образом, чтобы сократить транспортное плечо до приемлемых размеров - с 7-10 тыс. км до 2 тыс. км.

Речь идёт о «канадском варианте». Почему именно Канада? Потому что Канада - это единственная страна в мире похожая на Россию в плане площади, населения, климатических условий. Главное отличие стран - в логике расположения поселений.



Приблизительно 4.5 миллиона человек (около 12% населения) компактно проживает на самом западе страны в штате Британская Колумбия на берегу Тихого океана в теплом мезотермальном климате. Там находится Ванкувер со среднегодовой температурой в 10 С. Климат Ванкувера похож на климат Анапы. Поэтому нас этот регион не интересует.

Нас интересует регион, в котором проживает 60% населения Канады. Это Коридор Квебек - Виндзор. В этом коридоре находятся главные канадские города: Квебек (4.2С), Монреаль (7.4С), Оттава (6.6С), Торонто (9.4С), Гамильтон (8.6С), Виндзор (10.7С).



Несмотря на то что коридор находится в континентальном климате, как и Москва или Нижний Новгород, там довольно тепло. За исключением Британской Колумбии, это самый тёплый регион страны, где живёт большая часть населения. Дело в том, что коридор находится между Канадским Щитом на севере и Аппалачами на востоке. С севера Щит закрывает коридор от арктических ветров, а Аппалачи дополнительно согревают и сушат атлантические ветры, создавая т. н. ветер фён. С юга коридор закрыт Великими Озёрами, которые зимой являются источником тепла, а летом охлаждают воздух в своеобразной долине. Тёплый, влажный ветер с Мексиканского залива беспрепятственно добирается по материку до коридора и задерживается в долине. Более удачного места для проживания в холодной Канаде придумать нельзя.



В Коридоре Квебек - Виндзор не только проживает подавляющее большинство населения, но там находится практически и вся промышленность Канады. Кстати, о сырье для промышленности. Сырье поступает с севера и центра страны; работают люди в основном вахтовым методом. Поэтому и в России работать на Севере предполагается вахтовым и сезонным методом, используя максимально возможную автоматизацию производств и где возможно - удалённое управление.

Длина канадского коридора - 1150 км, т. е. транспортное плечо довольно небольшое. На востоке он упирается в залив Святого Лаврентия, а с запада в американскую границу, куда, кстати, и идёт 75% экспорта, что весьма удобно, т. е. достаточно просто перевалить товар через границу, к которой плотно прилегает коридор.

Россия - равнина, где нет преград для северных ветров. Поэтому «русский коридор» надо располагать на самом юге, близко к границе. Ориентируясь на температурные режимы Коридора Квебек - Виндзор, и пролегание реки Святого Лаврентия и нашей Волги, вариант расположения только один: Самара (5.7С), Саратов (6.9С), Волгоград (8.2С), Ростов-на-Дону (9.9С), Краснодар (12.1С). Разумеется, речь идёт об областях в целом, а не только о конкретных точках-городах. Таким образом, наш коридор получается приблизительно 1200-1300 км, чуть больше, чем канадский.



Поверхностные подсчёты говорят, что благодаря сокращению издержек на поддержание жизни в городах севера и сокращению транспортного плеча можно ожидать высвобождение 30% ВВП в течение десятилетия, а возможно, и больше. Это без учёта производительности труда, которая высвободится благодаря уменьшению коэффициента необходимой вспомогательной рабочей силы, требуемой в Сибири и на Дальнем Востоке.

Конечно, переселение такого количества граждан из одного угла страны в другой - явление беспрецедентное, но реализуемое. В этом проекте есть реалистичная жизненная логика, когда в заселении тундры и тайги эта логика не просто отсутствует, она близорука по отношению к недавнему прошлому страны. Наконец, создание «русского коридора» поможет решить хроническую нехватку жилья…

Климат, ПРБ

Previous post Next post
Up