747. Катынь. По поводу очередной сенсации мухинцев.

Jan 30, 2013 16:37

Как смог заметить, в Рунете сейчас на разных сайтах развернулась активность мухинцев (прежде всего, Сергея Стрыгина), открывших очередную сенсацию - а в реале выдающих за сенсацию небезынтересную новость более чем годичной давности.

В 2011 году при раскопках массовых захоронений во Владимире-Волынском украинские и польские археологи нашли два жетона польских полицейских, с большой вероятностью принадлежавших Юзефу Кулиговскому и Людвику Маловейскому. Те же и последующие раскопки привели исследователей к выводу, что расстрелы производились гитлеровцами - разумеется, не ранее лета 1941 года. Достижения гитлеровцев, - как, впрочем, и НКВД, - по части расстрелов хорошо известны, но в данном случае почти сразу поляками было отмечено интересное обстоятельство. Фамилии обоих полицейских фигурируют в предписаниях (этапных списках) Управления по делам военнопленных на отправку узников Осташковского лагеря в распоряжение Калининского УНКВД весной 1940 года. Многими документами и свидетельствами в рамках советско-российского расследования катынского дела доказано, что такие списки являются фактически расстрельными - узников в апреле-мае 1940 года вывозили в Калинин, расстреливали в здании УНКВД, а трупы вывозили на территорию НКВД-шных дач рядом с поселком Медное, где и закапывали в массовых могилах. По идее, Кулиговский и Маловейский должны покоиться в этих могилах, а не во Владимире-Волынском на Украине.

Вопрос, конечно, интересный, но не более того. По-видимому, необходимо сделать запрос на Украину, не сохранились ли списки арестантов из тамошней тюрьмы 1939-1940 годов, нет ли там этих фамилий? Может быть, поляки уже сделали такой запрос, я не в курсе деталей бесконечного и всем надоевшего польского следствия по Катыни. Основания для возможного обнаружения дополнительных следов пребывания упомянутых полицейских на Украине есть. Дополнительных, поскольку по Маловейскому имеется справка (и она опубликована в сборниках катынских документов), что он весной 1940 года отправлен в Осташковский лагерь из больницы в Шепетовке. И вообще, в плен он попал при ранении - по всей вероятности, на Украине. В своих разных мытарствах и перемещениях он запросто мог лишиться своего полицейского жетона (например, при обыске или каких-то сменах одежды), то есть мог попасть в Осташков без жетона. И вопрос в таком случае снимается.

А чем хуже или лучше Кулиговский? Кстати, в интернете имеется фотография полицейского жетона, признанного поляками жетоном Кулиговского. Вот этот жетон с обеих сторон, то есть с лицевым номером и подкладкой, на которой исследователи усмотрели римскую цифру II - второй округ, лодзинский, именно так (а не по одному лишь номеру) была определена принадлежность жетона. На фотографии подкладка выглядит практически не читабельной. Так что я бы и это еще пару раз проверил. Фото я постарался, как мог, улучшить, но существенно разборчивей оно не стало, номер округа на нем не видно, хотя угадывается надпись “Policja Panstwowa” («Государственная полиция»). Римская цифра II должна быть на краю напротив второй буквы «Р» - т.е. с другой стороны от центра подкладки жетона. Масштаб там - сантиметры, а не метры, как ошибочно указано.


Итак, одно из возможных объяснений «сенсации» - что Кулиговский и Маловейский попали в Осташковский лагерь без своих полицейских жетонов. Косвенным доводом в пользу подобной версии служит то, что при раскопках в Медном в 1991, 1994 и 1995 годах обнаружены около 70 полицейских жетонов. Почему 70, а не, скажем, 700 или 1000, там ведь лежат полицейские - это доказано формой одежды и массой найденных документов, открыток и вещей? Да просто потому, что у многих жетоны были изъяты при пленении или последующих обысках либо просто утерялись в многочисленных перемещениях. И «сенсация» мухинцев лопается как мыльный пузырь.

Другое возможное, но, по-моему, менее правдоподобное объяснение - а был ли мальчик? Был ли Юзеф Кулиговский в Осташковском лагере? Не остался ли он в тюрьме на Украине? Дело в том, что в этапных списках счет идет на тысячи, какие-то ошибки и неточности неизбежны. По Осташковским этапным спискам на основе дополнительных документов зафиксированы 34 ошибки, то есть 34 человека из этапных списков не были в реале отправлены в Калининский УНКВД. 16 из них ранее умерли в лагере и захоронены на деревенском кладбище, 6 человек вообще никогда не были в Осташковском лагере, на одного человека предписание было выписано дважды, двое были направлены ранее в Черниговскую тюрьму, а 9 человек были задержаны до особого распоряжения (такие данные приводит, например, Н.С.Лебедева в своей известной книге о катынском преступлении). Почему бы Кулиговскому не оказаться 35-м ошибочным?

Вот такие соображения он-лайн. Нету сенсации-то. Если хотите сильно прицепиться к двум жетонам из Владимира-Волынского, то прицепитесь и к другим семидесяти жетонам, найденным при раскопках в Медном!
Previous post Next post
Up