745. Советские военнопленные. Комментарий Д.Б.Ломоносова.

Jan 28, 2013 09:33

Originally posted by lomonosov at Обсуждение фильма "Плен" на канале ТВ Культура

[Дмитрий Борисович Ломоносов - бывший узник гитлеровских лагерей на территории Польши.
Его сайт с автобиографической повестью "Плен" - http://ldb1.narod.ru/rus.index.html - Прим. Dassie]

Обсуждение фильма "Плен" на канале ТВ "Культура"
January 28th, 11:26

Посмотрел передачу на канале ТВ «Культура» фильм Беаты Лер Метцгер "Плен" и его обсуждение с ведущим - режиссером Хотиненко http://kaban.tv/archive/rossiya-k/2012-10-27/515401
Несколько дней «переваривал» полученные впечатления и счел необходимым высказаться на все еще крайне болезненную для меня (и только ли?) тему. Ведь столько уже лет миновало с тех событий, а вопросы и заблуждения остаются…

Фильм снят в Германии германским автором на тему о страшных судьбах советских военнопленных в германских лагерях, и уже само по себе это обстоятельство порождает первый вопрос: почему трагедия более трех миллионов солдат, погибших в жутких мучениях в лагерях военнопленных находит отклик в душах наших бывших противников и оставляет равнодушными и безразличными их земляков и потомков?

Чем объясняется то, что в Германии на местах, где сохраняются в ухоженном виде на землях бывших лагерей смерти памятники и братские могилы, функционируют действующие и строятся новые документационно-информационные центры (Зандбостель, Берген-Бельзен, Цайт-Хайн и др.) а в России, например, на месте гибели 170 тыс. военнопленных в Пскове возводится жилой микрорайон, и кости зарытых людей, сгребают бульдозерами и вывозят на свалку?

Эта тема почти не затрагивалась при обсуждении фильма, но не уходит из моей старой головы уже несколько дней, потому что я не могу найти этому объяснения. Эпизоды, показанные в фильме, и рассказы очевидцев - бывших узников, некоторые из них лично мне знакомы, - не новы, из интернета широко доступны. И высказаться меня заставили не кадры фильма, а последовавшее за ним обсуждение, в котором участвовали ведущий программы «Цена Победы» на радио «Эхо Москвы» В. Н. Дымарский и не знакомый мне историк С. Кудряшов.

Одним из обсуждавшихся вопросов был влияние на судьбы советских военнопленных отказ советских властей от ратификации Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1929 г.

Я не знаю, когда и где Сталин произнес роковые слова «У нас нет пленных, есть изменники». Но отношение в СССР к бывшим пленным, как изменникам родины, я неоднократно испытывал на себе. И отсутствие двухсторонних обязательств воюющих стран по отношению к попавшим в плен своим военнослужащим, могло служить для них почвой для преступной жестокости.

Но дело даже не в наличии или отсутствии взаимно согласованных мер. Зрители и автор фильма могли не знать, а ведущий и эксперты забыли или упустили, что помимо юридического документа - Конвенции, которую не очень-то соблюдали все воюющие стороны, на деле существовал и активно действовал Международный Комитет Красного Креста, располагавшийся в Швейцарии. Все страны, кроме СССР, участвовавшие во II Мировой войне были его членами-участниками, и именно благодаря деятельности этой экстерриториальной организации участь всех военнопленных, кроме советских, была терпимой.

Красный Крест оказывал всем военнопленным, кроме советских, продовольственную и медицинскую помощь, через него военнопленные могли переписываться со своим родственниками на родине, т.е., не становились пропавшими без вести, получали продовольственные посылки и теплые вещи из дома. Тяжело раненые, ставшие инвалидами, по возможности, отправлялись на родину через Испанию и Швецию.

Представители Красного Креста посещали лагеря военнопленных в качестве наблюдателей за соблюдением Конвенции.

Продовольственная поддержка военнопленных, особенно американцев и англичан, была столь обильной, что они не пользовались немецким пайком, часто выбрасывая его на свалку, или, когла предоставлялась возможность - отдавали русским.

В первые дни после освобождения нам, истощенным голодом, раздали накопившиеся на складе невостребованные английские продовольственные пакеты (один на двоих), рассчитанные на неделю. Там было все, от консервированной кодбасы и яичного порошка до упакованных в консервные банки сигарет, жевательной резинки и туалетной бумаги….

Я не оспариваю то утверждение, что варварское обращение с советскими пленными оправдывалось нацистской идеологией, представлявшей русских, как неполноценных людей, «недочеловеков (унтерменшей)», не заслуживающих соответствующей нормальным людям заботы. Но это еще не все известное о содержании советских военнопленных объясниет.

Считаю нужным заявить и еще об одном, не вошедшем в передачу факте.
Советские солдаты и командиры, оказавшиеся в плену, при любой малейшей возможности оказывали сопротивление, продолжали воевать. Не случайно, охрана советских зон лагерей была наиболее многочисленной и вооруженной крупнокалиберными пулеметами и автоматами: побеги из лагерей были массовыми, несмотря на жестокие репресии: мой друг Георгий Хольный пытался бежать четыре раза. Оказываясь на работах, использовали любую возможность нанести вред: что-нибудь сломать или расыпать. У немецких работодателей складывалось впечатление, что русские - ленивы, бестолковы и слабосильны.

Действительно, под влиянием нестерпимого голода, доводящего человека до потери самообладания, многие военнопленные, особенно в первый год войны, когда казалось, что все уже потеряно, не выдерживали и соглашались на сотрудничество с противником, оставляя в душе надежду вернуться «к своим». Но это - отнюдь не большинство. Большинство (почти три четверти всех пленных), увы, погибли.

В заключение, замечание в адрес радио «Эхо Москвы»
Полагаю, что тема Отечественной войны в передаче «Цена Победы» еще далеко не исчерпана. И, наряду с памятью о первой Мировой войне, следовало бы не оставлять без внимания и вторую, участники которой, хоть уже и немногочисленны, но еще живы.
Previous post Next post
Up