В 1650-60-х гг. Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх Никон при поддержке царя и не менее великого князя всея Руси Алексея Михайловича учинил церковную реформу, целью которой была унификация русской обрядовой традиции с современной (на то время) греческой (в первую очередь константинопольской). Как и любая реформа, она вызвала нешуточный баттхерт у некоторой части общества, категорически отказавшейся креститься тремя перстами, учинять крестовые ходы против солнца, отменять малые земные поклоны и совершать прочие новомодные богопротивные действия. Эту часть общества стали называть раскольниками или более политкорректно старообрядцами (староверами), немедленно подвергнув ее разного рода репрессиям.
От репрессий было принято уклоняться, потому старообрядцы сочли за лучшее бежать от преследований зачастую в глухие, богом забытые места, куда никонианской квазиинквизиции добраться было сложновато. Среди популярных маршрутов были и сопредельные России государства, где работящих и не пьющих старообрядцев разумеется принимали с распростертыми объятиями и селили их в медвежьих углах, требовавших человеческого освоения. Так старообрядцы массово появились в Речи Посполитой, заселив Латгалию (где я недавно побывал) и Стародубщину (куда я вскорости поеду). Другим распространенных направлением для бегства был юго-запад: Молдавское княжество. Там для переселившихся старообрядцев даже придумали термин "липоване". Внутренние миграции староверов продолжались и в пределах новых ареалов обитания. Так, в конце XVIII века группа липован из Причерноморья, Валахии и Бессарабии польстилась на посулы австрийского императора Иосифа II и переехала на ПМЖ в буковинское урочище Варница. Румыны называли эту местность Фынтына Албэ (Белый Источник). Липоване, не долго думая, поименовали свое новое село Белая Криница.
Белая Криница быстро выросла в зажиточный населенный пункт с храмами и монастырем, вроде ничем особенным среди себе подобных не выделявшийся. Однако в 1830-е годы после очередной волны гонений на староверов в Российской империи именно ее было решено сделать местом нахождения старообрядческой епископской кафедры за пределами России. Так Белая Криница стала одним из важнейших центров старообрядчества, точнее одного из его течений, т.н. Белокриницкого согласия. С тех пор, правда, епископская кафедра оттуда была перенесена (даже дважды, сначала в Москву, а потом в румынский Брэил), но следы славного прошлого там все же остались. Собственно, именно для их осмотра мы и явились в это затерянное на самой румынской границе буковинское село.
О Белой Кринице в этой серии.
1. От Сторожинца до Белой Криницы около 45 запутанных километров. Нанятый таксист дорогу знал смутно, брал несколько языков, заезжал не туда, но в конце концов на место доставил. На белокриницкий старообрядческий комплекс храмов открываются хорошие виды на подъезде к селу. Слева Козьмодемьянская церковь рубежа XVIII-XIX вв., далее заметна серебристая кровля теплой Васильевской церкви, а справа поражающая в этой казалось бы полнейшей дыре громада роскошного Успенского собора. Еще два местных храма были снесены в советское время.
2.
3. Въезжаем в Белую Криницу. Туристам надо понимать, что румынская граница здесь в нескольких километрах, мобильник отлично ловит румынских операторов, на въезде заброшенный КПП пограничников. Село вроде бы входит в погранзону, и в советское время посторонним сюда было не попасть. Сейчас, похоже, сказывается традиционный украинский пофигизм, и это хорошо.
4. Высадившись между белокриницкими храмами, отправились сначала к Успенскому собору.
5. Колокольня с вроде бы разноцветной черепицей, при ближайшем рассмотрении больше похожей на раскрашенный гонт.
6. Успенский собор был построен в 1900-08 гг. по проекту известного московского архитектора Александра Кузнецова (хотя формально строительством руководил австрийский архитектор). Деньги на возведение столь огромного и пышно декорированного храма выделил московский же купец 1-й гильдии Глеб Овсянников. Среди богатейших купцов и промышленников России вообще было много старообрядцев.
7. Фрагмент небезынтересной и явно оригинальной ограды.
8. Кое-где в ней даже сохранилась кованная решетка.
9. Ворота.
10. Главы.
11. Хата напротив. После переноса архиепископской кафедры в Москву, а митрополичьей в Румынию (последнее случилось в 1940 году после присоединения Буковины к СССР), Белая Криница как-то захирела. Сейчас здесь живут около 170 человек.
12. Вид на Козьмодемьянскую и Васильевскую церкви от ворот Успенского собора.
13. Колокольня. Весь комплекс зело богат декором и архитектурные детали можно рассматривать очень долго, тем более это тот редкий случай, когда они все вместе смотрятся гармонично.
14. Многие строительные материалы привозились из России.
15.
16. Боковой придел.
17. Оформление главного входного портала.
18. Собор облицован голубой глазурованной плиткой, местами уже облупившейся.
19. Прекрасный образец ретроспективно-русского стиля рубежа XIX-XX вв. Уж насколько я далек от него, но в белокриницком Успенском соборе все смотрится уместно.
20.
21. Крыльцо бокового предела.
22. Окна цоколя.
23. Давно я так подробно не отснимал отдельный храм, но тут еще сказывается ощущение полнейшей оторванности от большой земли, понимание, что уж сюда ты точно больше не вернешься никогда, а оттого зуд фотографирования обостряется.
24.
25. Боковой фасад.
26. Местные жители.
27. Отправились к остальным двум храмам.
28. Зимняя Васильевская церковь очевидно современная, а вот дальняя Козьмодемьянская была построена скорее всего сразу после переселения липован в Фынтына Албэ, за полдесятка лет до превращения села в значимый старообрядческий центр.
29. Первый этаж церкви каменный, верхние ярусы из дерева.
30. Рядом даже велопарковка, изготовленная на деньги Евросоюза (!). Может я ошибаюсь, но судя по тому, как озирались на нас местные жители, туристов здесь бывает немного.
31. Парковка установлена около обнесенного сеткой-рябицей кладбища, на котором всего четыре могилы.
32. Прошлись еще немного по Белой Кринице, обнаружив даже любопытный сельский клуб.
33. Дверь была открыта, клуб работает.
34. Мозаика с изображением ученого с мирным атомом, хлебороба с колосьями, еще какого-то мужика с корзиной неких плодов и все это на фоне ГЭС и лика Ленина.
35. Выезд из села с автобусной остановкой (прямые автобусы есть и из Черновцов, но крайне редко). Проще брать такси (желательно не в Сторожинце, а в ближайшем (12 км) к Белой Кринице райцентре поселке Глыбокая.
36. Вот такая дорога ведет в одно из сакральнейших старообрядческих мест. На осмотр всего нам с лихвой хватило 28 минут - именно столько прошло между этим снимком и фотографией под номером 2 в этом отчете.
После Белой Криницы у нас образовался резерв времени, который мы и потратили на Глыбокую. Оттуда будет следующая часть.
В предыдущих сериях:
Львовская область:
4.
Буск.
5.
Олеско.
6.
Подгорцы.
7.
Памятник Первой конной армии.
Тернопольская область:
8.
Бучач: центр.
9.
Бучач: замок и базилианский монастырь.
10.
Микулинцы.
11.
Збараж.
12.
Скалат.
13.
Рогатин.
14.
Бережаны.
15.
Теребовля.
16.
Копычинцы.
17.
Чортков: замок и Выгнанка.
18.
Чортков: центр.
19.
Чортков: окрестности центра.
20.
Крещатик и панорамы Залещиков.
21.
Залещики.
Буковина:
22.
Кицмань.
23.
Сторожинец.
24.
Межвоенная архитектура Черновцов: функционализм, ч.1.
25.
Межвоенная архитектура Черновцов: функционализм, ч.2.
26.
Межвоенная архитектура Черновцов: национальный стиль, ч.3.