Усадьба Чапских в Станьково

Mar 31, 2008 15:36

В 8 километрах южнее города Койданово, который сейчас временно называется Дзержинском, находится деревня Станьково (ударение на первый слог). Здесь в конце XIX века графом Эмериком Гуттен-Чапским был построен усадебно-парковый комплекс, частично дошедший и до наших дней.




Дворец Чапских, в котором в 1930-е годы снимался фильм "Дубровский", не сохранился, однако остальные усадебные постройки, преимущественно хозяйственные, в той или иной степени целости стоят до сих пор. Это амбар, коровник, кузница, беседка, въездная брама со сторожкой, кухонный флигель, дом для слуг и основная достопримечательность - т.н. "Скарбница", павильон, в котором размещалась библиотека, нумизматическая коллекция и собрание живописи Чапских.



Усадьба в Станьково известна с конца XIV века. Согласно инвентаря 1588 года входила в состав койдановского и рубежевичского маёнтка князей Дорогостайских. В XVI веке перешла к Радзивиллам. В XVIII веке собственность жены Францишка Чапского Вероники Радзивилл, одной из пяти дочерей Михала Казимира Рыбоньки. Со второй половины XIX века Станьково в собственности Гуттен-Чапских, старинного рода, первые сведения о котором относятся к 930 году.




План комплекса. Цифрами обозначены: 1 - дворец (не сохранился), 2 - "Скарбница", 3 - флигель, 4 - жилой дом для прислуги, 5 - амбар, 6 - коровник, 7 - кузница, 8 - брама, 9 - беседка, 10 - современные постройки, 11 - Николаевская церковь.

Станьковская усадьба формировалась по приказу Эмерика Захария Николая Северина Гуттен-Чапского (род. в 1828). Усадебный дом был построен в 1880 году в романтическом стиле с использованием элементов средневековой архитектуры. Длинное одноэтажное здание под вальмовой крышей имело два симметрично расположенных входа, выделенных на главном фасаде ризолитами с килеподобным щитом между гранёными башенками-пилонами. Арочные дверные и оконные проёмы также были обрамлены килеподобными порталами. Симметрия пространственной композиции здания нарушалась угловой восьмигранной двухярусной башней с кремальерами в завершении. Асимметрию, которую вносила угловая башня в общую композицию, нивелировал большой дуб, посаженный на специальном возвышении с противоположной стороны фасада. Центральное место во внутренней планировке усадебного дома отводилось парадному залу, освещённому с двух сторон высокими окнами главного и дворового фасадов. Второй ярус угловой башни имел четыре балкона и использовался в качестве наблюдательной террасы, с которой открывалась панорама парка.




Фрагмент фасада утраченного дворца.

Со стороны дворового фасада усадебного дома был построен павильон "Скарбница" (или "Скарбчик"). Двухэтажный, квадратный в плане павильон с угловыми круглыми башнями предназначался для размещения богатейшей библиотеки, нумизматической коллекции и собрания живописи владельца маёнтка Эмерика Чапского.




План "Скарбницы".

Башни павильона завершены парапетом кремальер-бойниц, охваченных внизу профилированным карнизом и аркатурным поясом. На верхних площадках башен установлены миниатюрные, круглые в сечении шатровые башенки. Окна: прямоугольные на первом этаже и стрельчатые на втором. Вход в здание выделен прямоугольным профилированным порталом с лёгким балконом над ним, который поддерживается изогнутыми ажурными кронштейнами.




"Скарбница" на акварели скорее всего Наполеона Орды.

Каждый из двух этажей павильона имел по одному залу. "Скарбница" была связана с усадебным домом подземным ходом, что позволяло посетителям из парадного зала дома перейти к знакомству с богатейшей художественной коллекцией павильона-музея.




Современное состояние.

В "Скарбнице" была собрана нумизматическая коллекция, которая славилась по всему краю. Здесь были монеты Великого княжества Литовского, Польши, России, соседних стран. Среди особенно ценных и редких - динарий Болеслава Храброго (около 1100 г.), золотой дукат Владислава Локотка (около 1300 г.). Коллекция описана Чапским в книге "Удельные, великокняжеские и царские деньги древней Руси" (Петербург, 1875).




Кроме монет и медалей (около 11 тысяч наименований) в музее хранилось много старых рисунков, гравюр, картин, описанных в отдельном каталоге, напечатанном в Кракове в 1901 г. Среди них - уникальные виды беларуских городов (гравюры Матиса Цунта и Георгия Килиана XVI века), портреты магнатов (Радзивиллов, Сапег, Огинских, Тышкевичей и др.), гравюры на исторические темы и т.д. На 70 художественных полотнах увековечен Тадеуш Костюшко, на 16 - Богдан Хмельницкий, на 10 - Адам Мицкевич.




В "Скарбнице" хранилась и библиотека, насчитывавшая около 20 тысяч томов. Она включала в себя много уникальных изданий (в т.ч. беларуских издательств), значительную коллекцию рукописей (в т.ч. 31 на пергаменте), книги с автографами А.Мицкевича, Я.Тышкевича, А.Ельского и др.




Здесь же размещалась коллекция оружия, древних икон, фарфора, ткани, разных предметов декоративно-прикладного искусства. Среди них - слуцкие пояса, бокалы с завода в Уречье, древняя гданьская мебель. Ряд золотых, бронзовых, железных предметов выкопан во время исследований древних курганов в районе Станьково.




Музейная коллекция включала уникальное собрание масонских знаков. Геологические и минералогические собрания "Скарбницы" считались в то время самыми ценными в Европе.




Осенью 1894 г. Эмерик Гуттен-Чапский после конфликта с сыном Карлом (тогдашним минским губернатором) покинул Станьково и с 1895 г. обосновался в Кракове. Приобретя там дом, он пристроил к нему специальный павильон и перевёз туда всю свою коллекцию, хранившуюся в "Скарбнице".




С восточной стороны парка сохранились остатки въездной брамы, построенной из кирпича в 1880-1890 гг. Это трёхпролётная стрельчатая аркада с повышенной центральной частью, которая завершается ступеньчатым щитом. Опоры аркады усилены готическими контрфорсами.




К браме примыкает дом-сторожка, объединённый с аркадой-проездом в единую архитектурную композицию. Сторожка - небольшое здание под двухскатной крышей, украшенное арочными нишами.




Ещё несколько фотографий брамы.




























Коровник построен в утилитарном стиле - бутовая кладка стен, арочные дверные и оконные проёмы обложены кирпичом, пологая двухскатная крыша.




Одноэтажный амбар под вальмовой крышей построен в 1897 г. из местного бутового камня, обтесанного с внешней стороны, узкие окна и входной арочный проём обложены кирпичом.




Крыши амбара и коровника недавно покрыли новой металлочерепицей. Выглядит всё это к сожалению довольно уродливо.







Жилой дом для прислуги построен во второй половине XIX века с элементами готики и ампира.




Крылья Г-подобного в плане здания имеют разную этажность: основная протяжённая часть - одноэтажная, короткая - двухэтажная.




Входы в обе части дома решены стрельчатыми проёмами.




Такую же форму имеют окна первого этажа двухэтажного корпуса, стены которого украшены межэтажным карнизом и угловым рустом.













С усадебным домом подземным ходом был связан кухонный флигель - прямоугольное здание под двухскатной крышей. Цокольная часть и углы флигеля украшены рустом, стены опоясаны антаблементом.




Парк пейзажного типа - памятник садово-паркового искусства середины XIX века. В нём были оранжереи, теплицы, питомники. Ежегодно из него шло на продажу около 4 тысяч саженцев фруктовых деревьев. Парк занимает площадь около 15 га - без озера и фруктового сада. Озеро парка сделано искусственно, с помощью плотины на небольшой речке Рапусе, которая течёт по южной окраине усадебной территории.




С трёх сторон парк был обнесён каменной стеной (сохранилась фрагментарно). Основной парковый массив был размещён перед усадебным домом на пологом склоне к озеру. С террасы дворцовой башни открывался трёхплановый ландшафтный вид на большой газон с фонтаном (не сохранился), два острова посреди озера и Николаевскую церковь на его противоположном берегу. Два последних плана формировались около архитектурных построек - сияющей белизной беседки-ротонды и композиционно-эффектной Николаевской церкви, ориентированной главным фасадом на усадебный дом.




Кузница, перестроенная в жилой дом.

Беседка, размещённая на берегу озера, имеет ротондально-колонную форму. Она предназначалась для уединённого отдыха и осмотра заозёрного ландшафта. Фланги газона, островки водоёма, церковь были живописно оформлены посадками тополей, пихты, туи, каштана и клёна.




Вдоль водоёма был проложен прогулочный маршрут. Он пролегал среди береговых посадок сибирской пихты, веймутовой сосны, белых тополей, дубов, чёрного ореха. Перед неоготическим жилым домом был сделан зелёный газон со старыми посадками дуба. Дендрологический состав парка включал более 500 видов деревьев и кустарников. В настоящее время из-за молодых посадок и береговых зарослей парк утратил первоначальную визуально-эстетическую ценность.




Остатки водонапорной башни.

Текст: с сайта radzimа.org и с сайта Станьково.

Краткое содержание всех серий:
1. Дзержинск: от вокзала к центру.
2. В центре Дзержинска.
3. Гаштольдова гора.
4. Усадьба Чапских.
5. Станьково.

станьково, мои фото (2008), отчеты, поездки

Previous post Next post
Up