Про шыпы

Jun 16, 2021 18:21

Тут в очередной раз, вроде РосАлсфальт, топит за отмену шин с шиповкой, или за серьезные ограничения ее использования. Обосновывая тем, что де, она асфальт портит.

Видимо, сейчас не только в политике кругом одни гуманитарии, но даже и в сугубо технических организациях оне же засели. И несут пурги.

Давайте же разберемся, откуда колея в асфальте (дорожном покрытии). Росасфальт утверждает, что шипы, как фреза, стачивают асфальт. Однако я (да и вы наверное), встречал колеи такой глубины в асфальте, что он должен был неминуемо кончится, обнажив основание дорожной одежды, обычно из щебня. Напомню, что на простых дорогах асфальт укладывается в один слой толщиной всего в 4 см, а колеи бывают гораздо глубже на таких дорогах.

На самом деле есть две причины образовании колеи: большой перепад температура и вибрация. Большой перепад - это особенность нашего российского климата и может превышать за год 60 градусов. Вибрация - это неизбежный физический процесс, возникающий при достаточно быстром перемещении автотранспорта. Многие думают, что шипы вызывают повышенную вибрацию, но это не так. При быстром движении шипы шумят, то есть шум, это тоже вибрация, только очень высокочастотная и с относительно небольшой амплитудой. Поэтому если шипы и вносят свой вклад в образование колеи, то очень небольшой, не больше пары-тройки процентов.

Сам процесс образования колеи начинается с сильного охлаждения основания дорожной одежды, что приводит к небольшому тепловом сжатию сыпучих материалов (щебня), из которых оно состоит. Само по себе сжатие не критично, и не так уж велико, и если бы по дороге никто не ездил, колея бы на ней никогда бы не образовалась. Но из-за сильной вибраций кусочки щебня начинают немножко поворачиваться и уплотняться, ведь из-за сильного охлаждения между ними появилось свободное место. Процесс происходит очень медленное и незаметно, но на загруженных дорогах неотвратимо.
Почему же не лопается дорожное покрытие при проседании основания? Потому что проседание небольшое, а асфальт из-за примеси битума и специальных добавок достаточно пластичен даже при -30 градусах.
В результате к концу зимы у нас получается вот такая вот картинка (показана половина колеи).


Интенсивность вибрации, которая приводит к образованию колеи, зависит практически полностью от массы и скорости движения транспорта. Часть его кинетической энергии движения преобразуется в упругие волны, а значит, их интенсивность прямо пропорциональна массе и квадрату скорости автомобиля. Поэтому наибольший вклад в образование колеи вносят грузовики из-за их большой массы, так как ограничения скорости у нас для всех видов ТС одинаково. Вклад легковых автомобилей тоже велик, просто из-за того, что их очень много.
Меньше всего виновны в колейности автобусы, так как они не такие тяжелые, как грузовики и их существенно меньше по количеству.

Можно предположить, что с приходом тепла, к лету, колейность должна исчезнуть, ведь с нагревом основания дороги щебень увеличится в размерах и займет тот же самый объем, что бы у новой дороги с ровным покрытием.
Но этому мешает тот факт, что после образования колеи 90% водителей предпочитают ехать по ней, оказывая давление и вибрационное воздействие на расширяющийся щебень. В результате теплового расширения щебень безусловно сдвинется, против законов физики не попрешь особо, но из-за давления и вибрации колес он при расширении сдвигает не вверх, а в стороны. В результате у колеи получаются небольшие бортики.
Вот такие.


Каждый год процесс повторяется, в результате колея становится глубже, а её бортики - выше и шире.

Как же бороться с колейностью? Конечно же, не с помощью запретов. Этот метод используют только левые гуманитарии, которым совсем не умеют думать, зато очень любят кого-нибудь от чего-нибудь спасать.
А метод очень прост. Надо к щебню основания дороги в качестве одного из составляющих расклинивающего материала (обычно это то же щебень, только более мелкой фракции) добавить вещество с отрицательным коэффициентом теплового расширения. То есть которое при охлаждении не сжимается, а расширяется. И наоборот, при нагреве сжимается.
Думаете, это какое-то очень редкое и дорогое вещество? Ничего подобного! Таким свойством обладает обычная резина, из которой делают, например, автомобильные покрышки. Нужно просто добавить резиновой крошки к щебню дорожного основания. А если вспомнить, сколько использованных покрышек требуют своей утилизации каждый год, то это просто очень дешевое и экологичное решение.
Нужно лишь с помощью натурного и/или численного эксперимента определить оптимальный состав и размер резиновой фракции.

Короче, если вы не хотите как-нибудь через пару лет оказаться на заснеженной зимней дороги на летней резине, распространяйте этот материал. А то уважаемым "экспертам" из РосАсфальта хватит ума и энергии пробить законопроект о запрете шипованной зимней резины.

дороги, шины, мысли, шипы

Previous post Next post
Up