Новосибирск. Ново-Николаевск промышленный. Часть 2. Энергетика и речной порт

Oct 10, 2011 00:58



Рассказывая о железной дороге, которая дала начало новому городу, невозможно не упоминуть еще о речном хозяйстве и предприятиях энергетики. Их появлению также способствовало строительство Транссиба, но если энергетика впоследствии только развивалась - от динамо-машины в паровозном депо до одной из крупнейших ТЭЦ в Сибири, - то судьба речного хозяйства оказалась более трагична. Однако обо всем по порядку.

В начале ХХ века уличное освещение Ново-Николаевска осуществлялось за счет керосиновых фонарей. Электричество использовалось на мельницах и в электрокинотеатрах. Исключением являлась ул. Владимировская, а также несколько домов, где жило железнодорожное начальство. Для этой цели была построена линия от паровозного депо, в цеху которого была установлена динамо-машина.



Позднее в Торговом корпусе, построенном в 1910 году по проекту А. Д. Крячкова, была установлена первая в городе электростанция. Однако ее мощности хватало только на освещение самого корпуса и нескольких соседних зданий.



Вопрос о строительстве в Ново-Николаевске электростанции поднимается еще в 1906 году, но нехватка средств, кабальные условия инвесторов мешали электрификации города. В 1911 году принимается решение о строительстве временной электростанции. Ее пуск намечается на 300-летие царской династии Романовых - 1913 год. Разработкой проекта занимался профессор Томского технологического института В. Л. Млеев, руководителем строительства назначается студент выпускного курса того же института М. А. Шиша, ему помогает смотритель городских зданий Г. К. Штарк. Так как город строит электростанцию собственными силами, то приходится экономить. С этой целью принято решение не строить специальное здание, а расположить оборудование в каменном здании городских весов на Новобазарной площади (площади Ленина). В конце 1912 года происходят предварительные испытания смонтированного оборудования, и 4 февраля 1913 года электростанция принимается в эксплуатацию. На ней установлены два локомобиля отечественного производства и два генератора немецких фирм "Сименс-Гальске" и "Сименс-Шуккерт". За год эксплуатации электростанция не только полностью окупает себя, но и приносит городской управе чистый доход в размере 21150 рублей.



Источник: альбом Siron-Bunet'а на Яндекс.Фотках

В первое время к городской электросети подключают 450 абонентов, но число желающих растет, и вскоре устанавливается третий локомобиль с генератором фирмы "Браун-Бовери". Здание городских весов с электростанцией не сохранилось, в настоящее время на его месте находится мэрия Новосибирска.



В 1914 году было получено разрешение на строительство новой станции, однако помешала Первая Мировая война. Хотя мощность существующей станции несколько раз увеличивали, она не покрывала нужд города, а в 1919 году достигла рекордного рубежа по выработке энергии. Гражданская война, последовавшая за революцией 1917 года, привела к упадку на электростанции, вопрос о создании новой электростанции становился все острее. В 1923 году принимается решение о строительстве Новониколаевской центральной городской электростанции (ТЭЦ-1). Заведующим новой станции назначается А. Ф. Ильин, инженер Барнаульской электростанции. Ильин составил проект, смету на строительство, и 10 мая 1924 года происходит закладка фундамента. 14 марта 1926 года происходит торжественное окрытие крупнейшей для своего времени электростанции Сибири. В июле 1964 года ТЭЦ-1 была упразднена и реконструирована под промышленную котельную, в связи с чем значительно изменился ее облик. ТЭЦ-1 является памятником истории. В настоящее время состояние здания плачевно.



ТЭЦ-1 располагается недалеко от территории Новосибирского речного порта.



Строительство железной дороги требовало подвоза материалов, сообщения между двумя берегами. На левом берегу Оби в Кривощеково открылась строительная контора, на правом берегу готовили строительную площадку, сооружали склады. На обоих берегах были сооружены пристани.



Из личного архива И. В. Поповского



Из личного архива И. В. Поповского

Первый пароход в Сибири был построен нижегородским купцом 1-й гильдии Сомовым по заказу его родственника купца 2-й гильдии Тюфина и спущен на воду в 1838 году, правда из-за различных поломок первый серьезный грузовой рейс был совершен только в 1843 году. Во второй половине XIX - начале ХХ веков происходит бурный рост судостроения и числа пароходных компаний в Обь-Иртышском бассейне. В 1864 году открываются пароходство "М. Плотников и сыновья" и пароходство купца Таля. В 1865 году создается пароходство барнаульского дворянина М. Функа, выполняющее рейсы по линии Барнаул-Бийск. Если в 1869 году по Оби и Иртышу работало 20 пароходов, то в 1889 году - более 60. В 1892 году происходит "пароходная лихорадка", когда за год строится 27 судов, а в 1893 году - 26. Начинают активно развиваться пассажирские перевозки. В 1900 году в Обь_иртышском бассейне насчитывалось 14 пассажирских парохода, в 1915 - 52, в том числе 32 новейшего американского типа. Где-то в 3 раза выросло число пассажиров за 6 лет и составило в 1913 году 360 тысяч пассажиров. Самой оживленной пассажирской пристанью являлась ново-николаевская.



Из личного архива И. В. Поповского

Пассажиропоток пристани составлял более 100 тысяч пассажиров ежегодно. Также рос ее грузооборот. По сравнению с 1904 годом он вырос в 5,5 раз и составил в 1913 году 400 тысяч тонн.



Из личного архива И. В. Поповского

Существует фотография, на которой запечатлены работники грузовой пристани - крючники (грузчики).



Из личного архива И. В. Поповского

А так выглядела пароходна верфь в конце XIX - начале ХХ века:



Из личного архива И. В. Поповского

Пристань была построена в 1895 году возле железнодорожного моста. В 1910 году она получила 100-сильный пароход "Новониколаевск" и баржу для организации переправы.



Из личного архива И. В. Поповского

Переправой через Обь, пассажирскими и грузовыми перевозками занимались объединения пароходных фирм, самым мощным из которых являлось сообщество на паях "Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли", учрежденное в 1897 году.



Из личного архива И. В. Поповского

Трудно сказать, осталось ли хоть что-то от тех пристаней в настоящее время, по крайней мере мне ни в литературе, ни в интернете пока не встречалась информация, что хоть что-то, пусть даже в виде руин сохранилось. Сегодня на месте ново-николаевских пристаней - Новосибирский речной порт. Когда-то кто-то, кажется, томичи, предрекли смерть речным перевозкам в связи со строительством Алтайской железной дороги параллельно Оби. Фактически предсказание сбылось - хотя в настоящее время порт и занимается грузоперевозками, однако обширные площади сдаются в аренду разным фирмам.



"Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли"не только выдерживало конкуренцию с другими пароходствами, но и поглощало их. Например, в 1917 году были скуплены все пароходы Евдокии Мельниковой. Вообще имя этой барнаульской купчихи довольно значимо для пассажирского пароходства. Собственно, она была первой среди пароходчиков, кто решил что перевозить пассажиров тоже может выгодно. В 1893 году в первый рейс до Томска вышел 200-сильный пассажирский пароход "Кормилец". В период с 1907 по 1909 годы Мельникова отправила в навигацию семь пароходов американского типа. Так выглядела пассажирская пристань пароходства Мельниковой в Ново-Николаевске:



Из личного архива И. В. Поповского

В наши дни пассажирская пристань Новосибирска расположена выше метромоста, строится новое здание Речного вокзала вместо сгоревшего. Так выглядит современная новосибирская пристань:



Рядом с ней - какие-то непонятные причалы:



Немного видов судоходства до революции, например, спуск на воду нового парохода:



Из личного архива И. В. Поповского

Или пароход "Владимир" на Оби:



Из личного архива И. В. Поповского

А это "Дедушка" упомянутой выше Мельниковой:



Из личного архива И. В. Поповского

И современное судоходство:







В 1913 году половину грузоперевозок составил хлеб, а 89 тысяч тонн пришлось на древесину, в основном деловую. Соответственно развивалась деревообрабатывающая промышленность. В мае 1895 года был пущен лесопильный завод, принадлежавший Управлению Сибирской железной дороги, обслуживавший как собственные производственные нужды, так и строительство жилья. В архивных документах 1897 года упоминается лесопильный завод, принадлежавший Кабинету Его Императорского Величества. В 1907 году Торговый дом "Чернышев и сыновья" организовал первый в городе частный лесопильный завод, при котором действовала пристань. По всей видимости от обоих заводов ничего не осталось, кроме названий улиц - Лесозавод 1/2, Чернышевский спуск. Чернышевская пристань была разобрана, а ее доски, я думаю, можно встретить совершенно в разных местах. Так, из них построен гостевой домик на даче моих бабушки и дедушки.
Если верить картам и упоминанию, что между двумя лесопильными заводами был лог, то скорее всего завод Кабинета располагался выше и на месте Димитровского моста,..



Изображение кликабельно (1923 х 768 пикселей)

...а Чернышевский с пристанью - ниже моста.



Изображение кликабельно (2156 х 768 пикселей)

Несмотря на то, что пристань была ликвидирована, на берегу Оби все-равно теплится хозяйственная жизнь.



В октябре 1909 года была основана Новониколаевская ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота. Она располагалась в протоке за Яренским островом, куда в 1910 году был поставлен на зимовку пароход "Новониколаевск". Сейчас этот остров известен как Затон, однако его название сохранилось, как улицы Яринская и Яринская 1-я.



Территория острова в настоящее время застроена частными домами, а Новосибирская РЭБ расположена далеко от дамбы Димитровского моста. Для меня Затон до сих пор остается одним из белых пятен на карте города. Неизвестно, сохранилось ли что-то от Новониколаевской РЭБ или нет, да и до Новосибирской я идти не рискнул.



Это краны у входа в протоку:



Как видно, что не все дома представляют из себя лачуги, встречаются добротные двухэтажные, при этом их количество растет.



Возле надземного пешеходного перехода можно увидеть стоянку судов.









Таким Затон предстает при прогулке по Димитровскому мосту. Следующая часть рассказа о ново-николаевской промышленности будет посвящена улице Фабричной и, прежде всего, мукомолью.

Железная дорога

новосибирск, сибирь, история, прогулка

Previous post Next post
Up