В эпоху противоборства двух систем основным объектом пересечения и столкновения интересов СССР и США были страны третьего мира. СССР явно проигрывал, тем более цепко хватался за то, что перепадало. Стоило любому африканскому президенту объявить хотя бы о своём интересе к социализму, как ему начинали сыпаться заманчивые предложения о любых видах сотрудничества. А уж если конечной целью объявлялся социализм... Тут, что называется, только включай фантазию. И что ныне обидно, все возможности окупаемости вложений проходили мимо: нищие страны, богатые залежами самых полезных ископаемых интересовали в основном советских военных.
В середине-конце 1970-х СССР удалось сорвать неплохой куш: давно поддерживаемые СССР партизанские силы пришли к власти в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, Родезии (тогда ещё не Зимбабве), утвердились в Эфиопии, Бенине, Южном Йемене...
Почти всюду против новых властей начались гражданские войны (не, не по идейным соображениям - централизованная власть и какие-то зачатки справедливого распределения не нравились вождям племён и жадных до власти личностям). Но во всех "наши" с тем или иным трудом победили. Лидеры новых стран "строящих социализм" были в первых рядах друзей СССР. Их ценили, берегли и баловали.
Таким лидером был многолетний партизанский лидер, а потом и глава Мозамбика Самора Машел.
Его правительство национализировало землю, почти всю торговлю и промышленность, предоставило базы и военную помощь партизанам, которые покончили с режимом белого меньшинства в Родезии/Зимбабве) и боролись за ликвидацию режима апартеида в ЮАР.
Ему самому досаждали поддерживаемые Родезией и ЮАР партизаны, изо всех сил пакостившие в и без того нищей стране. Но власть он держал твёрдо и с курса на строительство социализма не сбивался, за что получил от оппозиции прозвище "Чёрный Сталин". Хотя он был не настолько тираном, и довольствовался международной Ленинской премией мира и званием маршала.
19 октября 1986 года Машел погиб в авиакатастрофе.
Сперва СССР заподозрил, что самолёт сбили зенитной ракетой (Ту-134 упал на территории ЮАР, через которую Машел летел домой из Замбии). На очередном заседании политбюро эту версию озвучил сам Горбачёв. Но это надо ьыло ещё доказать.
Комиссию по расследованию катастрофы в ЮАР, естественно не пустили (тогда это была страна-изгой со своим апартеидом), а в Мозамбике пришлось ещё и партизан бояться. Поэтому главный конструктор ТУ-134 полетел к месту катастрофы на маленьком самолёте в сопровождении лишь негра-пилота. После осмотра места аварии он вынес категорическое заключение: это не ракета, самолёт сам ударился о землю.
Тогда виноват экипаж? Час от часу не легче: значит, советские пилоты угробили лучшего друга СССР?
"Чёрные ящики" юаровцы требовали их изучения и публичного прослушивания у себя, наши - у себя. Очень нескоро, но договорились - в Швейцарии.
Результат прослушивания и изучения оказался шоковым для СССР: экипаж совершал в полёте ошибку за ошибкой, а перед ударом о гору полностью потерял ориентировку. И что самое дикое, все системы самолёта работали нормально и приборы подавали сигналы об опасном приближении к земле. Поведение экипажа было необъяснимым.
Репутацию советской авиации и дружбу с Мозамбиком надо было спасать. Нарушений и нелепостей хватало, но в чистое головотяпство верить не хотелось. И тут помогла советская разведка.
До радиомаяка аэродрома оставалось ещё 10 минут лёта, когда штурман (без согласия командира!) изменил параметры курса на автопилоте. Самолёт встряхнуло, командир щедро выматерился, но проверять правильность нового курса не стал. Экипаж не обеспокоило даже то, что вместо аэродрома посадки показались какие-то горы. Решили, что из-за войны и партизан освещение посадочной полосы выключено. Включить радиолокатор обзора экипаж тоже не стал. Даже когда сработал сигнал опасного сближения с землёй, командир ограничился репликой "Вот зараза!" и продолжил полёт.
Разведка доложила, что имела место постановка ложного радиомаяка (через много лет, когда власть в ЮАР поменялась и было проведено новое расследование, это подтвердилось). Но это могло повлиять совсем на иное: на дополнительный расход топлива - катастрофа могла произойти из-за его перерасхода, но она произошла просто от удара об гору.
Членом суда в Йоханнесбурге (на который представители СССР ехать отказались) был известный американский астронавт и лётчик-испытатель Фрэнк Борман. Он высказался прямо: "Я бы сказал, что это невероятно плохая работа экипажа. Экипажа на борту не было!". Суд, естественно, не рассматривал версию о ложных радиомаяках и потому быстро сошёлся на вине экипажа. СССР же сообщил руководству Мозамбика информацию о ложном радиомаяке. И дружба стран сохранилась до конца перестройки.
Лётчики был здоровы и абсолютно трезвы. И достаточно опытны. Но что-то их серьёзно отвлекало в полёте. До самого последнего момента...
В тот день экипаж получил презент: остродефицитную в Мозамбике и отсутствовавшую в СССР кока-колу. И на протяжении всего полёта лётчики яростно спорили, никак не могли решить - делить банки поровну или по старшинству.