Храм Христа Спасителя. Часть 6

Nov 23, 2016 22:07

Оригинал взят у eho_2013 в Храм Христа Спасителя. Часть 6

Продолжение.
Начало: http://eho-2013.livejournal.com/897765.html
http://eho-2013.livejournal.com/898379.html
http://eho-2013.livejournal.com/899588.html
http://eho-2013.livejournal.com/901597.html
http://eho-2013.livejournal.com/902436.html

На вопрос, кто делал росписи в Храме Христа Спасителя (в старом, снесенном, а не в нынешнем, восстановленном), "художественно подкованные" люди назовут имена Верещагина, Сурикова, Крамского, Кошелева, Васнецова... Отдельные знатоки вспомнят Бруни, Семирадского и братьев Маковских... А ведь Храм расписывали, ни много ни мало, 38 человек. И среди них были выдающиеся художники, о которых в Москве вспоминают редко. Например, Тимолеон Карл (Тимофей Андреевич) фон Нефф, творения которого, выполненные для Храма Христа Спасителя, оказались уничтоженными и забытыми. Между тем, во многих странах картины этого художника по праву считаются подлинными шедеврами.

Тимолеон фон Нефф. Ангел

Жизнь Неффа с детских лет складывалась непросто, но все же судьба к нему благоволила. Незаконнорожденный сын гувернантки-француженки Луизы Фелицитэ Нефф, он был брошен матерью на попечение одного из бывших возлюбленных, эстляндского барона Генриха фон Мантейффейля. благородному человеку волей-неволей пришлось стать приемным отцом. Заметив интерес ребенка к рисованию, он дал мальчику хорошее образование. Тимолеон на уроках живописи с ранних лет демонстрировал блестящие способности. В 1824 году юноша поступил в Дрезденский университет и менее чем за год прошел трехлетний курс обучения. В 1825 году Нефф отправился в Италию совершенствовать живописное мастерство.



Итальянская женщина с детьми на лестнице

Через два года художник переехал в Санкт-Петербург и сразу обрел славу великолепного портретиста. Считалось, что особенно Неффу удаются образы женщин и детей. Представители светского общества засыпали художника заказами.


Портрет детей Олсуфьевых

Император Николай I заказал ему портрет своих дочерей и остался так доволен работой, что сделал Неффа придворным живописцем. Кроме создания портретов членов императорского семейства в обязанности художника входило давать уроки рисования царским детям. Великая княжна Ольга Николаевна вспоминала, что в перерывах между занятиями он любил рассказывать "трогательные и несуразные истории".


Портрет великих княжон Ольги и Марии, дочерей императора Николая Павловича

Первым крупным заказом религиозного характера для Неффа стало оформление капеллы в Александрии в Петергофе. За эту работу он получил пожизненный пенсион и был премирован поездкой в Рим, где изучал творчество Рафаэля. По возвращении в Петербург в 1837 году Неффу было предложено заняться оформлением церкви Зимнего дворца, пострадавшей при пожаре. Император высоко оценил работу Неффа.


Богоматерь с младенцем

Тимолеон Нефф никогда не терял связи с родной Эстонией. Он регулярно бывал там, а в 1838 году в церкви Виру-Яагупи обвенчался с дочерью барона Каулбарса Луизой Августой Доротеей. Вскоре Неффу было предложено принять участие в оформлении Исаакиевского собора в столице империи. Он выполнил более 20 полотен большого формата, которые позже были переведены в мозаики (но живописные оригиналы сохранились в фонде музея), образа для иконостаса и Царских врат и стенные росписи в нишах пилонов.
За эту работу Нефф получил звание профессора живописи и стал преподавать в Петербургской Академии художеств.


Святой Исаакий Далматский

Через два года Нефф становится академиком, а в 1844 году за выдающиеся художественные успехи получает потомственное дворянство. Примерно в то же время он принимает православие и начинает именоваться на русский манер Тимофеем Андреевичем.


Мечтание

В 1864 году фон Неффа назначают смотрителем Эрмитажа. Помимо прочего, в круг его обязанностей входило реставрирование картин из эрмитажного собрания и роспись стен в царских покоях.


Автопортрет Тимолеона фон Неффа (к сожалению, с черно-белой фотографии)

В преклонном возрасте, семидесятилетним старцем Нефф приступает к работе над созданием образов для Храма Христа Спасителя в Москве. Мраморный иконостас Храма был украшен 31 образом, созданным Неффом.


Федор Клагес. Внутренний вид Храма Христа Спасителя в Москве
Мраморный иконостас Храма (в виде часовни) украшен работами Т.А. фон Неффа



Современный восстановленный иконостас с образами, заново написанными по эскизам фон Неффа.
Фотография блогера Чистопрудова отсюда: http://chistoprudov.livejournal.com/185962.html



В Храме
Фотография блогера Чистопрудова отсюда: http://chistoprudov.livejournal.com/185962.html

Многие из образов, созданных Неффом, были очень популярны у москвичей. Например, икона "Христос, благословляющий детей" продавалась во всех церковных лавках и пользовалась огромным спросом.



Олег Мансуров. Христос, благословляющий детей (по мотивам образа кисти Т.А. фон Неффа)



Современная копия образа кисти фон Неффа, которую можно приобрести в лавке Храма

Увы, росписи Храма Христа Спасителя оказались своеобразным полем битвы между представителями разных художественных течений. Назрел конфликт между художниками реалистической школы, называвших себя передвижниками ("Товарищество передвижных художественных выставок" было организовано в 1870 году), и сторонниками старой академической школы.


Портрет великой княгини Александры Петровны Ольденбургской

Нефф, как ведущий "академист", более того - придворный живописец, воспринимался передвижниками как враг. И это оставило след в художественных изданиях. К примеру, внучка Сурикова Наталья Кончаловская в книге "Дар бесценный" так рассказывала о сути конфликта: "Сурикову, воспитанному на прекрасных образцах петербургского зодчества, не нравилась ни архитектура Храма, ни роспись, которую выполняли все те же академики: Нефф, Вениг, Шамшин. Она казалась ему пресной, мертвой, лишенной всякого воображения".


Т.А. фон Нефф в период работы над оформлением Храма

Но к "прекрасным образцам петербургского зодчества" относился прежде всего Исаакиевский собор, архитектура которого, по мнению многих искусствоведов, послужила "легко узнаваемым прототипом" Храма Христа Спасителя. Да и росписи, выполненные в Исаакиевском соборе Неффом, ни у кого не вызывали нареканий.


Введение Богородицы во Храм

Скончался Т.А. фон Нефф в конце 1876 года (по новому стилю - в начале 1877). До нашего времени его работы сохранились в некоторых церквах Санкт-Петербурга, прежде всего - в церкви Зимнего дворца и Исаакиевском соборе. В Кафедральном соборе Святого Николая в Хельсинки алтарный образ кисти Неффа является главным и практически единственным живописным украшением строгого интерьера.


Алтарь Кафедрального собора Святого Николая в Хельсинки

Картины Неффа можно увидеть в знаменитых собраниях, к примеру, в Русском музее, Третьяковской и Лондонской национальной галереях. В Эстонии громкая слава художника жива и поныне. Там бережно хранят его картины, часто устраивают выставки.


Купальщица

А для Москвы он остался "забытым художником", поскольку его работы, дающие представление о величественных творениях религиозной живописи, погибли при сносе Храма Христа Спасителя. Их даже не попытались спасти - что возиться с образами какого-то "академиста" и "царского вельможи"?
Но мы можем по достоинству оценить уцелевшие работы мастера.


Портрет императрицы Марии Александровны
Previous post Next post
Up