(
предыдущая часть)
Палеолит первый и самый продолжительный этап развития человеческого общества. Начавшись с появлением первых каменных орудий, он завершился с открытием человечеством земледелия. Суммарно, его продолжительность составила порядка двух с половиной миллионов лет. За это время человек не только сформировался как биологический вид, но и окончательно выделился из царства природы. Принято считать, что биологическое формирование современного человека
завершилось примерно 35-40 тысяч лет назад [1, 227].
Материальные свидетельства о жизни во времена палеолита малочисленны и отрывочны. Причина этого в том, что мало какие материалы способны сохраняться в земле в течении десятков тысяч, и уж тем более сотен или даже миллионов лет. Поэтому до нас дошли артефакты в основном из камня, реже из кости, ещё реже из дерева. Но такая скудность материальных следов вовсе не означает, что и сама культура палеолита была скудна, ведь из-за малочисленности археологических находок, можно только предполагать, каковой она была в действительности.
Например, если рассмотреть сложную обрядовость “первобытных” народов нашего времени, то очевидно, что их культурная жизнь богата, причём настолько, что неподготовленный зритель, даже воочию наблюдая эти обряды, будет испытывать серьёзные затруднения в том, чтобы их понять и правильно интерпретировать. Но что из этого “богатства” сохранится в виде материальных следов, которые будет способен обнаружить археолог будущего? Возможно ли будет в принципе по найденным фрагментам восстановить первоначальную картину этой “примитивной” культурной жизни [2, 16-17]? Поэтому, как ни странно, но для палеолита основными источниками его исторического постижения является фольклор более поздних эпох и, в какой-то степени, реконструкции на базе наблюдения и изучения жизни современных “коренных” народов, живущих охотничьими общинами на схожем уровне развития [3, 30]. Так как же жили первобытные люди во времена палеолита?
Преисторическая локальная община
На протяжении всего этого периода люди жили охотой и собирательством. Основной формой социальной организации людей в группы была так называемая локальная община, численность которой редко превышала 50 человек. Подобные общины, как правило, были территориально обособленны, полностью независимы от соседей и самостоятельно обеспечивают себя всем необходимым [1, 198]. Низкая численность групп охотников-собирателей обуславливалась двумя основными факторами [1, 202]:
- Экологические ограничениями. Территория обитания общин охотников и собирателей была ограничена возможностями кормовой базы.
- Человеческие психофизиологические особенности. В малых группах между людьми реже возникают конфликты, есть возможность поддержания прямых межличностных контактов всех со всеми, в связи с чем нет необходимости создавать специальные органы власти для управления.
Внутри общины существует два типа организации: постоянный, в виде семьи, и ситуационный, в виде «кормовой» группы. Существовали ли межобщинные союзы доподлинно не известно, но скорее всего да, как минимум для обмена “невестами”. Наблюдаемые этнографами современные сообщества подобного типа аморфны, не имеют членства и организационной структуры. Как правило в них входят соседние общины, ситуационно объединяющиеся ради обмена или военных союзов. [1, 201].
Несмотря на то, что охота была исключительно мужским занятием, сакральное в эпоху палеолита воплотилось в женском начале, в образе Великой матери. Это была суровая кровожадная богиня, требующая жертв и жестоко карающая нарушителей ритуала охоты. Возможно причина этого в том, что охотники рисковали жизнью и часто гибли ради того, чтобы добыть пропитание для племени, поэтому образ женщины становился символом жизни, ради которого было необходимо постоянно приносить в жертвы животных и жизни охотников [4, 48-49].
Первобытный человек, живущий охотой и собирательством, полностью зависел от “сил природы”. Любое изменение экологии ставило его на грань выживания. Существуя в таких условиях он, тем не менее, не противопоставлял себя природе, а ощущал себя её частью. Корни этого явления лежат в диффузности первобытного мышления, в котором не было отчётливого разделения на субъекты и объекты, на предмет и его атрибуты, на сакральное и обыденное. Крайне слабо были развиты абстрактные понятия, пространственные и временные отношения [5, 65]. В результате, весь мир становился сакральным для первобытного человека: живая природа и неживая, повседневные занятия и природные явления.
(
продолжение следует)
Литература
- Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1 {5}
- Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. - М., Критерион, 2001.-464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}
- Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. - 247 с. («Исследования по фольклору и мифологии Востока»). - ISBN 5-02-017016-Х {7}
- Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. - М. : Открытый Мир, 2005. - 160 с. - (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, 3-е изд., - М.: Вост. лит., 2000. - 407 с.- ISBN 5-02-017878-0 {10}
- Элиаде М. - Мифы. Сновидения. Мистерии. Пер.с англ.- К.Ваклер, 1996. - 288 с. Серия «Актуальная психология». ISBN 5-87983-027-6, серия 5-87983-038-1 («Рефл-бук») ISBN 966-543-015-7 («Ваклер») {14}
(
к оглавлению)