Один из мифов о создании человека и его падении подчеркивает идею о равном количестве падших и избранных ангелов:
Они говорят, что падшие ангелы, услыхав, как Сатанаил обещал Отцу, что заполнит опустевшие их места в небе расой людей (см. Матф. 18:29), стали похотливо смотреть на дочерей человеческих, и взяли их себе в жены, чтобы их семя вернулось на небо, на место их отцов. Ведь сказано: «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены» (Быт.6:2)… Из этого союза родились гиганты, которые восстали против Сатанаила и заявили людям о его отступничестве. Вот поэтому он, разгневанный, низринул на них потоп и истребил им всякую жизнь. Только Ной, который не имел дочери, не знал о его отступничестве и продолжал служить ему и дальше (Зигабен).
[1] Таким образом, падшие ангелы не являются людьми, и для них не существует спасения. Только в Interrogatio Johannis указывается, что человека оживили два ангела: «приказал ангелу из третьего неба войти в это тело из праха. Взял из него то, что необходимо было для создания тела женщины, и приказал ангелу из второго неба войти в тело женщины».
[2] Наиболее примитивный миф дает Евфимий из Периблептоса: дьявол украл у Бога душу; она отказывалась оставаться в теле Адама, пока дьявол, триста лет затыкая ей натуральное отверстие и изрыгая своему созданию в уста мясо отвратительных зверей, сумел таки замкнуть ее в теле.
[3] Версия Зигабена более подробная:
«Они говорят, что низвергнутый сверху Сатанаил, не имея возможности отдохнуть на воде (ведь сказано же «Земля же была безвидна и пуста» (Быт.1:2)), все еще сохранял свой божественный вид, одеяние и могущество творца. Он собрал силы, которые пали вместе с ним, придал им мужества и молвил: «Если Бог сотворил небо и землю (сказано ведь: «В начале сотворил Бог небо и землю»), я создам другое небо, как второй Бог, и всё остальное». И он сказал тогда: «Да будет небосвод», и он появился (и т.д., как это говорится в книге о сотворении мира). Позже он из смеси воды и земли сформировал Адама и поставил его на ноги. К его правой стопе пролилась жидкость, которая через большой палец ноги вылилась на землю, свернулась клубком и приняла вид змия. Сатанаил вложил свое дыхание в созданное им тело и вдохнул в него жизнь. Но это дыхание, пройдя через ногу и большой палец стопы, вылилось на землю и оживило змия, который начал ползать. Вот поэтому змий и является таким мудрым и изобретательным (Бт. 3,1), поскольку у него вместо души дыхание Сатанаила. Видя это, новый демиург понял, что работал зря. Тогда он попросил Отца, чтобы Тот послал Свое дыхание, и обещал, что человек, если получит жизнь, будет принадлежать им двоим, и что его потомство вновь заполнит места, с которых изгнали ангелов. Бог в Своей доброте согласился и вдохнул дыхание жизни (Быт. 2:7) в создание Сатанаила. Человек тут же стал одарен душой живой, которая озарила его тело и наградила его многочисленными милостями. После чего точно так же была создана Ева, которая точно так же была озарена этим светом. Из-за этого завистливый Сатанаил изменил свою позицию, и стал чинить козни против своих же созданий. Проскользнув в нутро змеи, он искусил Еву, соединился с ней телесно и сделал ее беременной, для того, чтобы его семя опередило семя Адама и по возможности заглушило его, не давая ему расти и размножаться. Вскоре Ева стала терпеть боль и родила Каина от своей связи с Сатанаилом, а также сестру Каина, имя которой было Каломена. В свою очередь Адам, обуянный ревностью, соединился с Евой и родил Авеля. Каин его тотчас же убил и привел в мир убийство. Вот поэтому апостол Иоанн говорит, что «Каин был от лукавого» (1 Ио. 3:12).
Однако, когда Сатана без стыда соединялся с Евой посредством змия, он тотчас же был лишен своего божественного статуса и одеяния, своей власти демиурга и божеского титула (до того времени его называли Богом). Лишенный всего этого, стал он темным и отвратительным. Добрый Бог сдержал свой гнев настолько, что позволил ему остаться князем мира и господином тех, которых он создал вследствие своего падения.
[4].
Interrogatio Johannis также подтверждает дьявольское происхождение мира, как и власть над ним, которую Бог из жалости дал Сатане на «семь дней» (семь тысячелетий).
Ребенок, плод разврата, перед своим рождением является чистым продуктом дьявольского акта творения:
Если случится им увидеть младенца, то отворачиваются от него с отвращением, как от мерзостных нечистот… Называют их детьми Мамоны (Козьма)
[5] Синодик царя Борила более подробен:
Тем, которые говорят, что женщина понесла в лоне по воле Сатаны, что Сатана пребывает там постоянно до момента рождения ребенка, и что его не может изгнать оттуда святое крещение, но только молитвы и посты… анафема.
[6] По поводу пребывания Святого Духа в совершенных:
Говорят, что их единоверцы, в коих обитает Дух Святой, являются и каждый из них называется «Богоматерью», поскольку зачинают Слово Божье, вынашивают его и производят в мир, когда проповедуют другим (Зигабен).
[7].
В небе Христос не назывался Иисусом, а носил другие имена и был ангелом. Он был Аминь из Откровения (Откр. 3:14), согласно подшивке анафем из синодальных книг Православной Седмицы: один ангел, называемый Аминь, Сын («свидетель верный и истинный, начало создания Божия»).
[8].
Согласно Зигабену:
Они говорят, что этим Словом и этим Сыном является архангел Михаил. Ведь сказано: «И нарекут имя Ему Великого Совета Ангел».
[9] Называют его архангелом, поскольку он выше всех других; Иисусом (на иврите Спаситель) - поскольку он излечивает всякую болезнь и всякую боль; а Христом - поскольку он воплотился.
[10] Сын и Святой Дух не существовали до 5500 года. И они снова растворились в Отце, от которого произошли. Начиная с 5533 года, Он снова является единым, бестелесным, но в человеческом образе (Зигабен).
[11] Христос сошел с неба, проник в правое ухо Девы, принял тело, которое казалось материальным человеческим телом (хотя на самом деле оно было нематериальным и божественным) и вышел так же, как и вошел. Дева не ощутила ни его вхождения, ни выхода, но попросту нашла его спеленатого и лежащего в гроте. Он делал и совершал то, что делают в теле, и учил тому, о чем пишут Евангелия. Но Он только по видимости поддавался человеческим чувствам, по видимости был распят, умер и воскрес. Положив конец этой комедии, открыв тайну и откинув прочь маску, Он победил отступника и заточил его в преисподней, скрутив тяжелой и крепкой цепью. Он отнял от его имени ангельскую частичку «ил». Тот, кто когда-то назывался Сатанаилом, стал теперь именоваться Сатаной.
Исполнив вверенную Ему миссию, Христос вернулся к Отцу и воссел по Его правую руку на троне, который некогда занимал отринутый Сатанаил. А позже вернулся туда, откуда вышел - в лоно Отца, где и был изначально. (Зигабен).
[12] Согласно Козьме, Христос не совершал материальных чудес:
Это все только притчи. Евангелия представляют избавление от грехов как излечения от немощей.
[13].
По мнению болгарских богомилов, Иоанн Предтеча является дурным:
Они презирают Иоанна Крестителя, эту предрассветную зарю великого солнца, называют его глашатаем Антихриста - его, которого сам Господь назвал большим, чем все святые. (Козьма)
[14].
Те, которые глумятся над Иоанном Предтечей и говорят, что он происходит, как и крещение водой, от Сатаны, и которые по этой причине отказываются от крещения водой, а крестят без воды, говоря только «Отче Наш», да будут прокляты (Синодик царя Борила).
[15] Сатана, князь мира сего, видя, что Я пришел обрести и взыскать погибшее, выслал своего ангела, пророка Илью, чтобы он крестил водой, и теперь его называют Иоанном Крестителем (Interrogatio Johannis)
[16] Евфимий Зигабен приводит формулировку, которая согласуется с вышеизложенным: «Они говорят о нас, что мы - фарисеи и саддукеи, которые приходили креститься к Иоанну».
[17] Тем не менее, он также приводит аллегорическую интерпретацию, согласно с которой «Иоанн Креститель занимает промежуточное место между Ветхим и Новым Законом, участвует в них обоих, будучи более ранним, чем первый и поздним, чем второй».
Верблюжья шерсть - это предписания Закона Моисеева, нечистого, как верблюд, поскольку он позволяет употребление мяса, брак, присягу, жертвоприношения, убийство и подобные вещи.
Кожаный пояс - это для них святые Евангелия. Саранчу они снова трактуют как Закон Моисея. Дикий мёд - это вновь Евангелия и так далее.
[18].
Что же касается Девы Марии, то вместе с обычной женщиной, которая не сыграла никакой роли в видимом воплощении Христа, и которая была грешной (Козьма)
[19], они истолковывали ее образ в различных аллегориях (Козьма)
[20]. В ней видели Иерусалим Небесный.
[21] Как видим, столь важное для православия значение «Фетокос» (Богородица) сделалось банальным и было растянуто на всех носителей Духа Святого.
Богомилы говорят, что только перед ними одними убегают демоны, которые, как пущенная из лука стрела, вселяются, каждый из них, в других людей и склоняют тех к греху… То, что в каждом человеке живет демон, они научились от месалиан (Зигабен).
[22].
Естественно, нет и воскрешения в телах, согласно 1 Кор. 15:50, что подтверждает и Евфимий из Периблептоса.
[23] (Те, которые облечены в Дух Святой) говорят, что они не умирают, а изменяются (аллюзия к 1 Кор. 15:51) как будто во сне, и без труда покидают этот плащ из плоти и земли, чтобы облачиться в нетленное и божественное одеяние Христа. Став подобными Ему в теле и сущности, они вступают в Царствие Отца, где предшествуют им ангелы и апостолы. А тело, которое они покидают, обращается в прах и тлен, и никогда больше не воскресает (Зигабен).
[24].
Евфимий из Периблептоса утверждает, что нет Страшного Суда.
[25] [1] С.1305.
[2] Изд. Reitzenstein, Die Vorgeschichte der christlichen Taufe, Lуipzig-Berlin 1929, Stuttgart 1967, p.300, Op.cit., p.301.
[3] Изд. Ficker, pp. 35, 37.
[4] Сс.1296-1298.
[5] Cosmas, pp.81, 82.
[6] Перевод Puech, op.cit., p.345.
[7] С.1317.
[8] Венская рукопис и манускрипт Эскуриала былиl впервые опубликованы Ф. Успенским в Синодик в неделю православия, Одесса, 1893, затем J. Gouillard, Le synodikoni'.e l'Orthodoxie, в Travaux et memoires du Centre de recherche d'histoire et civilisationde Byzance, t. II, Paris 1967, p. 61. Сходство с Откр. 3,14 небыло навязано Puech (op. cit., p. 139). Об этом сообщает H. Grégoire через Prosper Alfaric по поводу надписи в Лаодикее Писидийской (H. Grégoire, Un nom mystique du Christ dans une inscription de Pisidie, в Byzantion, t. II (1925) (Vaduz 1964) p.452). Как считает J. Gouillard, ibid., t. 4, Paris 1970, p. 189, речь идет не о богомилах, а об одной из павликианских вервей. Автор действительно подает текст в рукописи Coislinensis 213, датированной 1027 годом (ibid., p. 187).
[9]Цитируется по Славянской Библии. В синодальном переводе текст Исайи звучит: «И нарекут имя ему Чудный, Советник…».
[10] С. 1302. H. Grégoire тоже упоминает о подобии с текстом Исайи 9:6.
[11] С. 1294.
[12] Сс. 1302-1306.
[13] Cosmas, pp.58, 82-83.
[14] Cosmas, pp.69.
[15] Перевод Puech, op.cit., p.345.
[16] Loc. cit., p. 304.
[17] С. 1324.
[18] Ibid.
[19] Cosmas, р.84. Эти подробности, возможно, взяты из формулировки антипавликианского отречения, присоединенного к письму патриарха Феовилакта болгарскому царю и упоминающей, что Мария имела детей от Иосифа (изд. J. Gouillard, Les sources grecques pour l'histoire des Pauliciens d'Asie Mineure, в Travaux et memoires du Centre de recherché d'histoire et сivilisation byzantines, t. 4, Paris 1970, p. 196.
[20] Cosmas, p.69.
[21] Письмо патриарха Феофилакта, излагающее учение павликиан (См. Puech, p. 208).
[22] С. 1310.
[23] PG 131/ C.50.
[24] С. 1318.
[25] Изд. Ficker, p.38.