Жан Дювернуа. Религия катаров. Приложение III

Jan 12, 2009 18:50



Приложение III.

Вступительные замечания Монеты

(по изд. Ricchini, p.2-6, испр. согласно рукописи 3656 Национальной Парижской Библиотеки)

Те, кто верит в два начала

Одни признают два начала без рождения и конца. Они говорят, что одно начало - это Отец Христа и всех праведных; Бог света. Считают, что другое божество - это то, о котором Христос сказал (Ио. 14, 30): «Ибо идет князь мира сего…» и тд. По их мнению, это «бог…ослепивший умы неверующих» (2 Кор. 4, 4); Бог тьмы.


Верят они, что божество это сотворило четыре стихии, которые мы видим: землю, воздух, воду и огонь, а также все, что на земле, в воде или в воздухе, а также все видимое небо и землю, и все, что их украшает, то есть солнце, луну и звезды.

Верят также, что это - Бог, о котором Моисей говорит в I главе Книги Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю и тд.» Считаю, что все, написанное в Книгах Бытия, Исхода, Левит, Чисел и Второзакония, в Книгах Осии, Судей, Руфь, Царств и Паралипоменон - было сказано и соделано им. За исключением 16 пророков, Псалмов, 3-х Книг Соломоновых, книг Премудрости и Экклезиаста, Иисуса, сына Сирахова, все остальные Книги Святого Писания Ветхого Завета являются, по их мнению, его творением. Некоторые из них, тем не менее, признают Книгу Иова, всего Ездру вместе с Пророками и пятью вышеупомянутыми Книгами.

Считают они, что видимые и преходящие вещи этого мира были созданы им. И наоборот, Творцом вещей вечных и нетленных, является, согласно им, Бог, Отец Христа и праведных; верят, что сотворил Он четыре иные стихии и все, что в них, а также небо, украшенное иным солнцем, чем видимое нам, иным месяцем и иными звездами.

Говорят также, что у этого святого и истинного Бога есть небесный народ, и каждое существо этого народа состоит из трех частей: тела, души и духа. Душа находится в теле, но дух, страж и проводник души, может пребывать вне тела. Каждая созданная благим Богом душа имеет своего духа, который ею руководит.

Считают они, что дьявол, которого они называют Сатаной, стал завидовать Наивысшему и тайком пробрался в небо святого Бога; там он соблазнил души лживыми словами, после чего увел их на землю и в туманный воздух. Они считают, что он и есть тем «дурным управителем», о котором Господь говорит в Евангелии от Луки (16, 8) : «И похвалил господин управителя неверного».

Говорят, что обрадованный обманом, который он совершил в небесах, дьявол так обнаглел, что явился туда вновь со своими соратниками. И там произошла его битва с архангелом Михаилом, в которой он был разбит и повержен вниз. И об этой войне говорит, по их мнению, Откровение (12, 7): «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них]». Они трактуют это буквально.

Верят они также, что Сатана, свергнутый с неба Михаилом, заключил те души в телах этого мира, словно  в заключении, и заключает их там по сей день.

Говорят они, что души составляют «третью часть звезд», о которой говорит Откровение (12, 4): «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.» По их мнению это означает третью часть существ, созданных святым Богом, когда они говорит, как мы уже видели, что в Царствии небесном каждое существо состоит из трех вышеназванных частей.

Верят они, что души эти были свергнуты Отцом праведных, поскольку согрешили, когда послушали дьявола в небесах; они верят, что Иисус пришел с неба на землю, чтобы их искупить. Они верят, что те небесные души, которые мы называем демонами, совершают покаяние в телах со времени пришествия Христа, как за грех, совершенный в небе, так и за иные грехи, совершенные в этом мире. Они говорят, что покаяние начинается с того момента, как человек примет их веру и получит от них возложение рук.    О самом возложении рук они говорят, что оно является крещением Духа Святого, а не крещение материальной водой, и верят в то, что благодаря возложению рук всякая душа получает собственного духа, того, который хранил и сопровождал ее в небесах. Но под конец, то есть в последний День, когда все души пройдут свое покаяние, вместе вернутся в небеса и получат свои тела, оставленные в Царствии Небесном. К этому они относят цитату из Евангелия от Матфея (24, 28): «ибо, где будет тело, там соберутся орлы». Это принятие собственных тел, которое произойдет в божественной Родине и является согласно им воскрешением тел умерших, о котором многократно говорится в Святом Писании.

Не верят они в то, что Сын и Дух Святой являются Богом по своей природе: по их мнению, это создания всемогущего Бога. Считают Отца большим, чем Сын, и что Он по природе Своей разнится от Отца и от Духа Святого; Сына считают большим, чем Дух Святой, и отличным по природе

Они различают душу и дух. Различают также Дух Святой, Дух-Утешитель и высший Дух. Духом Святым называют они каждого из тех духов, которые Бог, по их мнению, дал душам как хранителей. Духов этих называют они святыми, то есть несломленными, поскольку они не поддались увещеваниям дьявола и не были им соблазнены. Духа Параклета называют они Утешителем, когда получают утешение во Христе. Говорят они, что есть много Утешителей, созданных Богом. Дух Наивысший это, их мнению, Дух Святой; это они о нем говорят, произнося Adoremus Patrem et Filium et Spiritum Sanctum. Они утверждают, что дух этот больше, чем остальные, и потому называют Его наивысшим. Говорят они, что он до такой степени прекрасен, что это невозможно выразить, и что это в Него «желают проникнуть ангелы». Так они понимают Первое Послание Петра (1, 12).

Как и другие катары, они считают, что Дух Святой не был дан никому до Воскресения Христова, но при этом утверждают, что не сошел Он и во время пятидесятницы.

Они считают, что Дева Мария имела небесную природу, и у нее не было человеческого тела, но небесное, принадлежавшее не к преходящему делу творения; что у Нее были душа и дух, хранивший душу. Говорят они также, что посланный Отцом с телом, душой и духом Христос вступил в лоно Марии, но не принял от Нее ничего, чего не принес бы с Собой. Он вышел, когда пришло время, и родился из тела Марии, нечего, однако, от нее не взяв; вон почему они считают, что в отрывке Евангелия от Иоанна (2, 4):  «что Мне и Тебе, Жено?», имея в виду (согласно их неверной интерпретации): «Не имют ничего от Тебя». Считают также, что не пользовался яствами этого мира, и не чувствовал ни голода, ни жажды.

Они утверждают, что Христос страдал и умер в этом небесном теле, но безболезненно, когда Его тело оставила душа и дух, согласно со словами св. Иоанна (19, 30): «И, преклонив главу, предал дух.» Говорят они, что через три дня душа и дух возвратились к телу во гробе, и что таким способом воскрес Он из мертвых. Они считают, что в этом теле Он сорок дней показывался ученикам Своим, и хоть они видели Его тело, но до него можно было дотрагиваться и видеть его только благодаря силе и воле Божьей. Говорят они, что на сороковой день Он вступил в этом теле в небеса, и что Он восседает по одесную Отца в великой славе, ибо победил того, кому принадлежало царство смерти, то есть, дьявола. И за эту победу Бог даровал Ему всякую власть на небе и на земле. На вопрос, явится ли Он на Суд в том же теле, у них нет ясного ответа. Некоторые из них считают, что Суд уже наступил.

Они не верят, что Христос совершал какие-либо материальные чудеса, , несмотря на то, что согласно Святому Писанию, Он их совершал. Они понимают в духовном значении возвращение зрения слепому, воскрешение Лазаря или исцеление больных.

Считая, что воскрешение тел касается только небесных тел, о которых говорилось ранее, не признают воскрешения всех существующих на земле тел. Отрицают они все таинства Церкви Римской - крещение, конфирмацию, причастие и таинство исповеди, как мы ее принимаем, брак и соборование. Отрицают, что от Бога, Отца праведных, происходят все нынешние страдания, такие, как телесные болезни. Считают, что не след есть мясо, яйца и сыр, богохульствовать и убивать по любой причине. Отвергают также изображения в храмах и поклонение кресту.

Отрицают свободу воли и считают, что народ Божий извечен; они не верят в то, что святый Бог создавал новые души и новых духов.

Они считают, что Пророки пророчествовали в ином мире, до сотворения этого мира, и что их пророчества следует понимать дословно.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up