Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VIII. Культура и катаризм. Продолжение 4

Feb 11, 2012 19:53


VIII.3 АРХЕОЛОГИЯ.

Если принять во внимание тот факт, что каждый дом, в котором когда-либо пребывал совершенный, или же в котором было совершено consolamentum, согласно с правилами, должен был быть стерт с лица земли и превращен в свалку, а также то, что катары отвергали святыни «созданные руками человеческими», благочестивые образы и крест, то не стоит надеяться на то, что следы этой традиции могут быть обнаружены в искусстве.

VIII.3.1 МОНСЕГЮР.

В своем неоднократно переизданном труде [1] господин Ф. Ниэль выдвинул тезис - который затем убежденно отстаивал - о том, что архитектура замка Монсегюр носит ритуальный характер. Ниэль первым собрал признания, находящиеся в реестре инквизитора Феррье, относительно осады и капитуляции крепости в 1244 г., и его работа не лишена научных элементов. Но, по сути, его тезис опирается только на два аргумента: исторический и археологический.


Историческим аргументом является признание Раймонда де Перейль, одного из совладельцев Монсегюра, который свидетельствовал 30 апреля 1244 года:

Уступив просьбам и мольбам Раймунда из Мирпуа, Раймунда Бласку и других совершенных, я отстроил замок Монсегюр, который ранее был разрушен, а затем принимал и гостил там упомянутых совершенных, а также многих других. Было это сорок с лишним лет назад. [2]

Археологический аргумент звучит следующим образом: в плане здания есть ломаные линии. Некоторые из этих линий - стены или амбразуры донжона, совпадают с солнечными направлениями. Ворота не должны были играть военной роли.

Из этих утверждений автор сделал вывод, что строение осуществлялось с религиозными целями; что в его плане было заложена ориентация по солнцу для культовых потребностей; и что этот солярный культ подтверждается фактом заключения перемирия между капитуляцией и сдачей замка, которое было заключено якобы только для того, чтобы позволить катарам отпраздновать день равноденствия.

Принять эти утверждения невозможно по многим причинам:
  • Неясна дата постройки. Раймунд де Перейль утверждает, что его мать, совершенная Форнейра де Мирпуа, вначале жила в Мирпуа, Лавеланет, затем в Монсегюре, и все это «сорок с лишним лет назад [3]». А вот его сестра Аделаида говорит нам:


Моя мать Форньера сделалась совершенной, оставила своего мужа и подалась в Лавеланет. Там она долго жила как совершенная, и в то время прибыла в Мирпуа к моему отцу, Гийому Рожеру, тайно забрала меня и увезла с собой в Лавеланет, где какое-то время воспитывала меня, склоняя уговорами и проповедями к принятию consolamentum совершенных. Тогда, побуждаемая и склоняемая своей матерью, я приняла consolamentum. Тут же Раймунд из Мирпуа вместе с другими совершенными утешили меня и приняли… Было это тридцать шесть лет тому. [4]

Значит, в 1208 г., - а это более точная дата чем та, которую нам подает Раймунд де Перейль - Форньера еще не живет в новом замке, и очень сомнительно, что между братом и сестрой была такая значительная разница в возрасте, чтобы в 1204 г. сам Раймунд мог принять решение его отстраивать. Аргумент Ниэля о том, что в 1204 г. катары не нуждались в оборонительном замке, не опирается на фактах. К тому же он и неточный, поскольку в 1203 году из Тулузы прибывает епископ Фулько, ретивый цистерцианец, и цистерцианский легат Пьер де Кастельно, принявший от графа Тулузского присягу изгнать еретиков с его земель. Кроме того, последняя интервенция цистерцианцев в этом регионе в 1180 году, уже была небольшим крестовым походом.
  • Большинство источников хранит молчание по поводу культа или хотя бы интереса в области астрономии, в особенности показательно молчание защитников замка, которых допрашивала Инквизиция в дни, последовавшие за сдачей, что не оставляет места для данной гипотезы.
  • План замка следует конфигурации вершины скалы, и потому он естественным образом вытянут вдоль линии запад-восток. [5]
  •  Отверстия донжона, с перемычками, опирающимися на кронштейнах в виде четвертей круга, как и южные ворота в форме плоской арки, явно построены в эпоху намного позже, чем начало XIII века, во времена поздних перестроек Леви-Мирпуа. [6]
  • Информация, предоставленная допрошенными защитниками, говорит о состоянии укреплений, о барбакане, улицах, различных домах (один из которых служил для проповедей), о жителях этого поселения, что исключает простое отождествление castrum XIII века с теперешними развалинами, которые являются слишком тесными, чтобы там могло происходить все описываемое.

Так что, эту гипотезу следует полностью отбросить.

[1] Например, Montsegur, temple et forteresse des cathares d'occitanie, Grenoble, 1967.

[2]Doat XXII, f 217 v°.

[3] Doat XXII, f° 141 r°-V.

[4]Doat XXIV, P 204 r - 205 r.

[5]Господин Ниэль утверждает обратное, но в своем труде приводит фотографии и план  (p. 100), позволяющий читателю  это увидеть.

[6] В инвентаре 1531 года замок упоминается как «служащий для обороны» и оценивается в 30 000 ливров, в то время, как в том же документе говорится о том, что замок Мирпуа « стоит по меньшей мере 100 000 ливров ». Такая стоимость Монсегюра свидетельствует о недавних и серьезных финансовых вложениях. Cм. F. Pasquier, Cartulaire de Mirepoix, t. II, Tououse 1921, p. 452.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up