Архитектура в СССР

Feb 25, 2017 17:58

В данный момент - живой журнал в среде коммунистов всколыхнулся рассуждениями на счет тоталитарной архитектуры Сталинской Эпохи, конструктивизма начала 20х и минимализма 60х с его Хрущебами.

В частности стоило бы обратить внимание на рассуждения blau-kraehe и anlazz

Но вернемся конкретно к архитектуре. А точнее, попробовать взглянуть на эстетику через "Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил". И посмотрим как по Архитектуре можно понять куда и зачем двигался СССР.

Что из себя представлял собой СССР 1920х? Он из себя представлял руины Российской Империи - пострадавшие как от Первой Мировой Войны, так и от последующей Гражданской Войны хорошо сдобренной интервенциями капиталистических держав. Крестьянская держава, с опустошенными городами и кучей эмигрантов в более богатые страны. И в этой стране Большевики начали строить, много строить - ГОЭЛРО, Заводы, Дома... Ясно дело - что даже архитекторов(не говоря уже о конкретных художниках оформителях) в данных условиях будет сильно, не хватать, на каждый проект будет выделяться минимум времени - а к делу начинают привлекаться все кто хотя бы имел зачатки художественного образования.

Вот и выходило у этих людей - макеты и чертежи из быстро созданных основных геометрических форм. Потому что проработать и сделать по сложнее было просто некогда. Да и заниматься отделькой тоже было невозможно, в связи с недостатком художников.

Цилиндры и кубики основных форм Конструктивизма:







Но шло время - и общество восстанавливалось после катастроф. Города наполнялись новыми работниками, ВУЗы выпускали новых художников, и абсолютно естественно, что и уровень разработки Архитектурных Проектов резко повысилось(Там где раньше с архитектора требовали готовые планы через неделю - теперь появилось время на несколько месяцев), да и появились художники - что способны заняться отделкой мелких деталей строений - вроде колон, карнизов, фризов, создавать монументальные скульптуры и живопись.

Поэтому абсолютно естественно и незаметно для граждан СССР и произошла замена стиля архитектуры от Конструктивизма к Неоклассицизму. Стиля максимально полно показывающего раскрывающиеся творческие силы советского человека. Возможности творить и созидать и во главе ставящего человеческий разум. Связывающего непрерывность развития человечества от Древней Греции с ее зарождением Системы Ордена, до социализма - самого развитиого общественного строя на планете.





Всего того стиля - что у многих ассоциируется с "Кровавым тираном", "Миллиардами жертв","Репрессиями" и "Тоталитаризмом". Хотя он подразумевал - демонстрацию всем и каждому в советском государстве - "Смотри что мы можем", и "ты один из нас" - сила в творческом труде и все такое.



Но вернемся к труду - и я еще раз повторюсь. Труд по созданию Архитектуры в стиле конструктивизм - это труд архитектора на несколько дней - что бы сделать набросок, склеить макет, и начертить чертеж. После чего рабочим придется собрать заданное в чертежах строение. Условно говоря - десятки часов низкоотчужденного творческого труда, на тысячи более отчужденного для конкретных строителей.
Труд же архитектора при работе с "Ампиром" - занимает на порядок больше времени, и затем требует подключение труда художников оформителей - что вылепят конкретную лепнину, добавят статуи, рельефы, барельефы и соберут мазайки. Это уже сотни человеко-часов творческого труда на все те же тысячи часов строителей.

И это все характеризовало движение к коммунизму - низкоотчужденный труд вымешал сильноотчужденный. Искусство приходило в в общественные и жилые дома, и уже не было уделом отдельных аристократов или капиталистов. Дальнейщее развитие - должно было бы привести что творческая часть должна была превысить часть труда строителей. Архитектура должна была стать разнообразнее и проработаннее и при этом опираться на весь ранее накопленный опыт. Но... Но этого не случилось. Конец 50х и начало 60х - характеризовалось резким отказом от творческого труда в СССР.

Что в обществе возводящем на пьедестал ценности именно труд - должно быть уже даже не первым звоночком, а звоном набата - возвещать о том что с пути к коммунизму свернули.

При этом аргументация в высшых кабинетах власти - была до предела глупа - аргументация "борьбы с архитектурными излишествами" заключалась в том, что это делалось для экономии, а сэкономленные средства будут пущены на увеличение метража квартир. При всем при этом - банально забывая - что архитекторы и художники - оказываются выброшены на мороз, а безработицы в СССР с 1933го не было, поэтому лишних людей - что могли бы работать строителями - не было. Возможно неявно полагалось, что именно художники-архитекторы пойдут в качестве чернорабочих на стройку - заниматься гораздо более отчужденным трудом. Что для любого разумного человека - не приемлемо - и делает его несчастным.



Равно как делает несчастным и любого посетителя района "Депрессивной застройки" состоящего из одинаковых серых домиков, заставляя оного ненавидеть окружение - и пытаться наполнить свою норку - хоть чем то ярким, и заставляя людей погружаться в мещанство - гоняться за дефицитом и тащить с работы каждый гвоздь для укращения своей квартиры или дачи.

А что же художники? А работать они чернорабочими - конечно же не пощли, предпочтя перебиваться более низкооплачиваемыми заказами, например той же церкви. А "сэкономлннные" средства - оказались растраченными на оплату сверхурочных все тем же основным строителям, но вместо запланированных 20% увеличения объема - конечно же получалось лишь 5%

СССР, Коммунизм, Архитектура, Труд, Искувство

Previous post Next post
Up