Письмо зам.прокурора РСФСР Герасимова с ответом на запрос прокурора ЗСК о спецпереселенцах (1930 г.)

Oct 26, 2017 11:14

Сканы в сети публикуются впервые.

Документ позволяет в первом приближении понять как массовая "антикулацкая агитация" 1929-1933 гг. действовала на семьи выселенных крестьян, а также проливает свет на жесткую позицию властей по отношению к членам выселенных семей на этом этапе существования системы спецпоселений для раскулаченных.

Письмо заместителя прокурора РСФСР Герасимова  на имя заместителя наркома внутренних дел РСФСР Е.Ширвиндта с ответом на запрос прокурора Западно-Сибирского края о судьбе высланных кулаков от 10 ноября 1930 г.








Секретно.

В комендантский отдел при Сибирском краевом адмотделе поступает ряд ходатайств от членов семейств кулаков, высланных в порядке раскулачивания, и они не рассматриваются за отсутствием указаний о том, каким образом и кем они должны быть разрешены. Ходатайства эти разбиваются на четыре основных категории:

1) Дети кулаков, не достигшие совершеннолетия в момент выселения, в настоящее время заявляют, что в ссылке находиться не желают, с родителями ничего общего иметь не хотят, а намерены заниматься общеполезным трудом.

2) Дети кулаков, несовершеннолетние, во время отправления в места поселения при раскулачивании, в настоящее время достигли совершеннолетия, родители умерли, просят о том же.

Из этих двух категорий часть просит возвратить их на родину, не указывая, к кому они поедут на жительство; часть прилагает ходатайства о возвращении от родственников или знакомых, не лишенных (детей до 10 лет) избирательных прав.

3) Дочери кулаков просят разрешения выйти замуж вне места ссылки за лиц, не лишенных избирательных прав, в ряде случаев имеется ходатайство этих последних с обещанием свою будущую жену перевоспитать и т. п.

4) Престарелые иждивенцы кулака ходатайствуют о возвращении их на родину к другим родственникам, не лишенным избирательных прав, последние в ряде случаев выражают желание их принять на свое иждивение.

На вышеуказанные вопросы прокурору Западно-Сибирского края дано нижеследующее разъяснение:

1. Вам должно быть известно, что раскулачиванию и ссылке подвергалось кулацкое хозяйство (двор), а не только его глава.

2. Никаких «добровольно следовавших в ссылку» несовершеннолетних и совершеннолетних членов семьи, таким образом, быть не может.

3. Общее мнение по вопросу возвращения из ссылки (место поселения) кулаков 2-й категории общеизвестно и в подтверждении не нуждается. Совершенно ясно, что все перечисленные вами в п. 1, 2 и 4 категории возвращению не подлежат.

4. Замужество и женитьбы не возбраняются. Необходимо только следить за тем, чтобы это не превратилось в обход и члены кулацких хозяйств не возвращались таким образом на родину.

О чем сообщается для сведения.

За Прокурора Республики Герасимов

Прокурор при НКЮ Вустин

Источник: Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 43 а. Д. 1798. Л. 213 об. Подлинник.  На бланке наркомюста РСФСР. Опубликовано: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 - декабрь 1930. М.2000.

Ширвиндт, НКЮ, прокуратура, раскулачивание, 1930 г., коллективизация, спецпереселенцы

Previous post Next post
Up